Меню

9 как правильно провести диагностику личностного роста воспитанников

Методика диагностики личностного роста школьников

Напомним, что личностный рост можно определить как развитие гуманистических ценностных отношений человека к миру, другим людям, самому себе. Диагностировать эти от­ношения и призвана данная методика.

Школьникам даётся опросник (мы предлагаем здесь вари­ант диагностического опросника для учащихся 7—9 классов), состоящий из 91 утверждения, и предлагается высказать своё согласие или несогласие с ними. Данные утверждения пред­ставляют собой, в явной или скрытой форме, выражение по­зитивного или негативного отношения человека к основным ценностям европейской цивилизации: к семье, Отечеству, природе, миру (как ненасилию), знаниям, труду, культуре, другим людям, собственному человеческому Я. Школьни­кам предлагается также оценить степень своего согласия или несогласия в баллах от «+4» до «—4». Как показала практи­ка, работа с таким опросником не вызывает у старшеклассни­ков особых затруднений и занимает время всего лишь одно­го урока.

Стремясь сделать результаты диагностики более достовер­ными, при отборе материалов для опросника мы руководство­вались следующими принципами:

1) содержащиеся в опроснике утверждения должны побуж­дать подростка проявлять своё отношение к миру, другим лю­дям, самому себе;

2) формулировки высказываний должны быть понятными для школьников и восприниматься ими однозначно;

3) тезисы опросника должны быть сформулированы так, чтобы тот или иной ответ не выглядел в глазах школьника заведомо общественно одобряемым;

4) во избежание конформного поведения, попыток угадать ответ, правильно отнестись к тому или иному тезису подро­сткам необходимо предоставить право анонимного заполне­ния анкеты.

Данный опросник можно использовать для оценки текуще­го (статичного) состояния ценностных отношений подрост­ка к миру, другим людям, самому себе. Но поскольку лич­ностный рост — явление динамическое, то и разработанный опросник необходимо задействовать для выявления динами­ки развития личности школьника, его личностного роста или регресса.

Опрос целесообразно проводить в течение учебного года: первый раз — в начале года, второй — в конце. Это позво­ляет педагогам увидеть не только характер отношений школь­ников к миру, к другим людям, к самим себе, но и измене­ние этих отношений, т. е. проследить возможную динамику личностного роста.

Возможна и другая схема проведения опроса: первый раз — среди семиклассников, а второй — через два года среди тех же школьников, но уже учащихся 9 класса. В этом случае ди­намика развития личности становится ещё более очевидной.

Ниже мы приводим текст опросника, бланк ответов и тех­нику обработки и интерпретации результатов.

Опросный лист для учащихся 7—9 классов

Вам предлагается ряд высказываний. Пожалуйста, про­
читайте их и определите, насколько вы согласны или не
согласны с ними. Оценить степень вашего согласия или
несогласия можно в баллах (от «+4» до «—4»):
«+4»
несомненно, да (очень сильное согласие);
«+3» — да, конечно (сильное согласие);
Ц «+2»в общем, да (среднее согласие);
Ц «+1»скорее да, чем нет (слабое согласие);
= «О»ни да, ни нет;

= «-1»скорее нет, чем да (слабое несогласие);

«-2»в общем, нет (среднее несогласие); «-3»нет, конечно (сильное несогласие); «-4» — нет, абсолютно неверно (очень сильное несо-= гласие).

Постарайтесь быть искренними. Здесь не может быть правильных и неправильных оценок. Важно лишь, чтобы они отражали ваше личное мнение. Свои оценки вы мо­жете занести в специальный бланк рядом с порядковым номером утверждения анкеты. Спасибо!

1. Мне нравится, когда вся наша семья идёт в гости, отмечает какой-либо праздник или просто собирается за общим столом.

2. Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.

3. Бродячих собак надо уничтожать, так как они могут быть опасны.

4. Любой конфликт можно уладить, не прибегая к силе.

5. Я способен с радостью выполнять разную работу.

6. То, что многие называют культурными ценностями прошлого, на деле часто оказывается примитивной старой рухлядью.

7. Не стоит на -уроке обращаться к учителю с вопроса­ми: они отвлекают от главного.

8. Человек, совершивший преступление, никогда не сможет измениться к лучшему.

9. Глупо брать на себя риск ради пользы другого
человека.

10. Даже самые странные люди с самыми необычны­ми увлечениями и интересами должны иметь право за­щищать себя и свои взгляды.

11. Спортивные занятия — жизненная необходимость для каждого человека.

12. Большинство моих сверстников предпочитают
общаться с красивыми людьми.

13. Свои проблемы я стремлюсь решать самостоятель­но, собственными силами.

14. Я смогу прожить счастливо и не создавая собствен­ной семьи.

15. Я многим обязан своей стране.

1 6. Если есть возможность выбрать живую или искус­ственную ёлку для празднования Нового года, я выбираю живую: она приятнее во всех отношениях.

17. Люди, выступающие против войны, на самом деле трусоваты.

18. Физический труд — удел неудачников.

19. Внешний вид — показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.

20. Я стремлюсь узнать значение незнакомых мне слов.

21. Стране станет легче, если мы избавимся от психи­чески больных людей.

22. Мне жаль беспомощных людей и хочется им помочь.

23. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.

24. Я считаю, что курение или алкоголь способны помочь мне расслабиться, снять напряжение.

25. Я часто чувствую разочарование от жизни.

26. Выбирая, люди часто ошибаются, но я не боюсь сделать ошибку, совершая выбор.

27. Без семьи и детей человек чувствует себя более свободным.

28. Я готов защищать свою Родину в случае серьёзной опасности.

29. Держать животных в передвижных зверинцах -= бесчеловечно.

30. Фильмы-боевики со стрельбой и кровью учат нас == мужеству.

31. Домохозяйка тоже может быть творческим человеком.

32. Нецензурные выражения в общении — признак
бескультурья.

33. Учёба легко дается занудам и зубрилам.

34. Убийство человека может быть оправдано, если со­вершено ради торжества справедливости.

35. Я испытываю сильные положительные эмоции, ког­да делаю кому-то подарок.

36. Я и без знания статистики уверен, что большинство преступлений в нашем городе (посёлке, селе) совершают приезжие.

37. От одной дозы наркотиков я не стану наркоманом.

38. Я очень сильно переживаю любые, даже незначи­тельные, неудачи.

39. Я готов спорить с учителем, если считаю, что он не прав.

40. Я горжусь своей фамилией.

41. День Победы (9 мая) — праздник только для вете­ранов и пожилых людей.

42. Ввоз редких экзотических животных из-за рубе­жа — нормальный способ заработать деньги.

43. На военнопленных не должны распространяться права человека.

44. Я хотел бы подрабатывать в свободное время, ес­ли это не будет мешать учебе.

45. Какое общение без бутылочки пива?!

46. Человек не может всего знать, поэтому я не бес­покоюсь по поводу своего незнания некоторых важных вещей.

47. Лучше оправдать 10 преступников, чем казнить од­ного невиновного.

48. Люди, просящие милостыню, скорее всего ленивы

49. Судейство в отношении наших спортсменов на международных соревнованиях часто несправедливо, по­тому что россиян никто не любит.

50. Все состоявшиеся в жизни люди стараются поддер­живать хорошую физическую форму.

51. Мне тяжело заводить знакомства с новыми

52. Для меня важно найти смысл собственной жизни.

53. Рассматривать старые семейные фотографии — за­нятие для чудаков.

54. Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы ме­ня не воспринимали как россиянина.

55. Убирать чужой мусор на туристских стоянках — глу­пое занятие.

56. Идти на уступки — значит проявлять слабость.

57. Хорошая учеба тоже серьёзный труд.

58. Вандализм в отношении тех или иных объектов окружающей среды — допустимая форма молодёжного протеста против «мира взрослых».

59. Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти много интересного.

60. Я не могу хорошо себя чувствовать, когда окружа­ющие меня люди чем-то подавлены.

61. Я могу пожертвовать своим благополучием ради помощи незнакомому мне человеку.

62. Несправедливо ставить людей с тёмным цветом ко­жи руководителями над белыми людьми.

63. Я предпочту активный отдых сидению у телевизо­ра или компьютера.

64. Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.

65. Мои поступки часто зависят от внешних обстоя­тельств.

66. Человеку не обязательно знать свою родо­словную.

67. Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда

слышу песни о своей Родине.

68. Если учесть все за и против, то хранение в России иностранных ядерных отходов принесёт больше финансо­вой выгоды, чем экологического вреда.

69. Мы сильная военная держава, и именно поэтому нас должны уважать.

70. Субботник по очистке территории дома или шко­лы — пережиток прошлого.

71. Я не могу представить русскую разговорную речь без мата.

72. Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем сделать неплохую карьеру.

73. Пыток и издевательств не заслуживают даже
отъявленные преступники, ведь они тоже люди.

74. Я готов помочь пожилому человеку, но желатель­но за вознаграждение.

75. Власти должны запретить доступ в нашу страну бе­женцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.

76. Здоровье — хорошая вещь, потому что позволяет получать различные удовольствия от жизни и не испыты­вать отрицательных последствий.

77. Меня не угнетает временное одиночество.

78. Я чаще всего следую за мнением большинства.

79. Меня огорчает то, что я не делаю для своих роди­телей всего, что мог бы.

80. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей.

81. Для ликвидации угрозы стихийных бедствий нам не обойтись без установления господства над природой.

82. Мне кажется, что в нашей стране слишком много оружия.

83. Я могу заставить себя делать работу, которая мне не нравится.

84. Я могу нахамить человеку, если он мне чем-то не нравится.

85. Телевидение в первую очередь должно быть сред­ством развлечения и отдыха и только во вторую — источ­ником информации о событиях в стране и мире.

86. Всех бомжей необходимо вылавливать и принуж­дать к работе.

87. Человеку свойственно никогда и ничего не делать без оглядки на собственную выгоду.

88. Различия в религиозных взглядах людей мешают объединению общества.

89. Вкусовые качества продуктов питания, на мой
взгляд, важнее их полезности.

Читайте также:  Аллергическая диагностика бруцеллеза у животных

90. В глубине души я знаю, что недооцениваю себя.

91. Когда я поступаю неправильно, меня мучает
совесть.

Ответы школьников распределяются по 13 шкалам: им со­ответствуют 13 строк в заполняемом респондентом бланке для ответов. Результаты получаются путём сложения баллов по каждой шкале. Суммировать баллы в шкалах нужно с учётом изменения знака «+» или «—» ответов.

1. Характер отношений школьника к семье показывают его
оценки высказываний № 1, 14, 27, 40, 53, 66, 79. При этом
в ответах на вопросы № 1, 40, 79 знак не меняется. В отве­
тах же на вопросы № 14, 27, 53, 66 знак меняется на проти­
воположный.

2. Характер отношений школьника к Отечеству показыва­
ют его оценки высказываний № 2, 15, 28, 41, 54, 67, 80 При
этом в ответах на вопросы № 15, 28, 67, 80 знак не меняет­
ся. В ответах же на вопросы № 2, 41, 54 знак меняется на
противоположный.

3. Характер отношений школьника к Земле показывают его оценки высказываний № 3, 16, 29, 42, 55, 68, 81. При этом в ответах на вопросы № 29, 81 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 3, 16, 42, 55, 68 знак меняется на проти­воположный.

4. Характер отношений школьника к миру показывают его оценки высказываний № 4, 17, 30, 43, 56, 69, 82. При этом в ответах на вопросы № 4, 82 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 17, 30, 43, 56, 69 знак меняется на противо­положный.

5. Характер отношений школьника к труду показывают его оценки высказываний № 5, 18, 31, 44, 57, 70, 83. При этом в ответах на вопросы № 5, 31, 44, 57, 83 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 18, 70 знак меняется на проти­воположный.

6. Характер отношений школьника к культуре показывают его оценки высказываний № 6, 19, 32, 45, 58, 71 84 При этом в ответах на вопросы № 19, 32 знак не меняется. В от­ветах же на вопросы № 6, 45, 58, 71, 84 знак меняется на противоположный.

7. Характер отношений школьника к знаниям показывают его оценки высказываний № 7, 20, 33, 46, 59, 72, 85 При этом в ответах на вопросы № 20, 59 знак не меняется. В от­ветах же на вопросы № 7, 33, 46, 72, 85 знак меняется на противоположный.

8. Характер отношений школьника к человеку, как та­ковому, показывают его оценки высказываний № 8, 21, 34, 47, 60, 73, 86. При этом в ответах на воп­росы № 47, 60, 73 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 8, 21, 34, 86 знак меняется на противопо­ложный.

9. Характер отношений школьника к человеку как Друго­
му показывают его оценки высказываний № 9, 22, 35, 48, 61,
74, 87. При этом в ответах на вопросы № 22, 35, 61 знак не
меняется. В ответах же на вопросы № 9, 48, 74, 87 знак ме­
няется на противоположный.

10. Характер отношений школьника к человеку как Ино­му, как к представителю иной национальности, иной веры, иной культуры показывают его оценки высказываний № 10, 23, 36, 49, 62, 75, 88. При этом в ответе на вопрос №10 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 23, 36, 49, 62, 75, 88 знак меняется на противоположный.

11. Характер отношений школьника к своему телесному Я показывают его оценки высказываний № 11, 24, 37, 50, 63, 76, 89. При этом в ответах на вопросы № 11, 50, 63 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 24, 37, 76, 89 знак ме­няется на противоположный.

12. Характер отношений школьника к своему внутреннему миру, своему душевному Я показывают его оценки высказы­ваний № 12, 25, 38, 51, 64, 77, 90. При этом в ответе на воп­рос № 77 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 12, 25, 38, 51, 64, 90 знак меняется на противоположный.

13. Характер отношений школьника к своему духовному Я показывают его оценки высказываний № 13, 26, 39, 52, 65, 78, 91. При этом в ответах на вопросы № 13, 26, 39, 52, 91 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 65, 78 знак меняется на противоположный.

Сводная таблица результатов класса (группы)

Подсчитывается, какое количество учащихся класса (груп­пы) демонстрируют устойчиво-позитивное отношение к конк­ретной ценности, какое количество — ситуативно-позитивное, ситуативно-негативное и устойчиво-негативное. Результаты за­носятся в таблицу и могут быть переведены в проценты.

Например, из 20 учащихся класса по отношению к ценнос­ти семьи 5 человек (25%) показали устойчиво-позитивное, 10 человек (50%) — ситуативно-позитивное, 5 человек (25%) — ситуативно-негативное отношение.

Предлагаемое вниманию описание уровней развития отно­шения ученика к той или иной ценности даёт приблизитель­ную, типизированную картину того, что стоит за ответами школьника на соответствующую группу вопросов. Это не точ­ный диагноз, это тенденция, повод для педагогического раз­мышления.

В случае групповой диагностики при обобщении результа- -тов не следует ограничиваться констатацией процентного распределения ответов по четырём уровням. Сделайте общую картину многогранной и многоцветной, отметьте для себя особо выдающиеся результаты.

В случае индивидуальной диагностики будьте предельно внимательны к ответам подростка. Осуществляя факторный

анализ, обращайте внимание на то, какие его ответы выпада­ют из его же индивидуальной нормы. Возможно, именно здесь точка его личностного роста (или регресса).

И в том и в другом варианте проведения диагностики, да­же при наличии отрицательной тенденции, старайтесь под­черкнуть все имеющиеся положительные моменты.

Если необходимо сделать результаты опроса достоянием гласности, будьте, пожалуйста, предельно тактичны. Помни­те: не судим, а размышляем!

1. Отношение подростка к семье

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отноше­ние) — ценность семьи высоко значима для подростка. Он дорожит семейными традициями и устоями, помнит о разных мелочах, приятных кому-то из членов семьи. Семейные праздники всегда проходят при его участии и помощи в под­готовке. В будущем он хочет создать счастливую семью.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отно­шение) — семья для подростка представляет определённую ценность, но сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается им как естественный («А как же иначе?»). Подросток принимает участие в семейных праздниках, но без напоминания не всегда вспомнит о дне рождения кого-то из близких. Заботу родителей воспринимает как само собой ра­зумеющуюся. Он предполагает, что семья, которую он создаст в будущем, будет не слишком похожа на ту, в которой он жи­вёт сейчас.

От —1 до —14 баллов (ситуативно-негативное отно­шение) — отношение к семье у подростка, как правило, по­требительское. Ему «должны» давать деньги на мелкие расхо­ды и прощать шалости. Но если от родителей нужно что-то серьёзное, подросток добьётся этого любыми путями — лестью, ложью, послушанием. Сам он, скорее всего, считает, что никому и ничем не обязан.

От —15 до —28 баллов (устойчиво-негативное отноше­ние) — семья не представляет для ребёнка какой-либо цен­ности. Такое отношение проявляется в чувстве стыда за свою фамилию, сознательном неприятии принятых в семье норм поведения, представлений о жизни. Всё это в будущем может негативно отразиться на его способности и желании создать собственную счастливую семью.

2. Отношение подростка к Отечеству

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отноше­ние) — подростку присущи вполне развитые чувства граж­данственности и патриотизма. Родина для него не абстракт-

ная категория, а конкретная страна, где он собирается жить, которой он гордится. Он чувствует свою личную ответствен­ность за судьбу страны. При этом подобные чувства вызваны не конъюнктурой, не модой на патриотизм, они являются глубоко личными, пережитыми.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отно­шение) — подросток переживает чувство Родины как чувство родного дома, деревни, города. Однако ему кажется, что то, что происходит в стране и на его малой родине, имеет меж­ду собой мало общего. Он встаёт, когда звучит гимн, скорее не по душевному порыву, а потому, что так принято. При не­обходимости подросток не откажется помочь ветеранам, хотя сам своей помощи может и не предложить.

От —1 до —14 баллов (ситуативно-негативное отно­шение) — подросток старается открыто не проявлять своё от­ношение к стране. К разговорам о её убогости он в принци­пе равнодушен. Он может правильно выступить на тему гражданственности и патриотизма, но в зависимости от ситу­ации по-разному расставить акценты. Подросток умеет угады­вать, в какой момент что патриотично, а что нет. Ему кажет­ся, что то, что происходит со страной и с ним самим, имеет между собой мало общего.

От —15 до —28 баллов (устойчиво-негативное отноше­ние) — можно предположить, что подростка отличает обыва­тельское отношение к своей стране. Родина для него просто место, где он живёт и которое легко можно поменять на лю­бое другое. Все успехи — это его собственные успехи, а в не­удачах виновата страна («Да разве в этой стране. »). Может быть, сам он не будет участвовать в осквернении памятни­ков, но точно не осудит других, ведь память — это не то, за что можно получить дивиденды.

3. Отношение подростка к Земле (природе)

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отноше­ние) — у подростка вполне развитое экологическое сознание. Для него естественно чувство жалости и сопереживания лю­бым животным; он готов убирать мусор в лесу и чистить во­доёмы, находя эти занятия увлекательными и важными лич­но для себя. И уж точно подберёт и накормит брошенного щенка, не забудет полить цветы (совсем не из желания по­лучить похвалу от взрослого, а из потребности ощущать гар­монию мира, в котором живёт).

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отно­шение) — подросток заботится о животных, цветах, но глав­ным образом о тех, которые принадлежат непосредственно ему. Экологические проблемы воспринимаются им как объ­ективно важные, но при этом не зависящие от него лично.

Читайте также:  Автомастер программа для диагностики

Он не будет сорить в лесу, если этого не делают другие. При­мет вместе с классом участие в субботнике, но если есть воз­можность отказаться, то он ею, скорее всего, воспользуется.

От —1 до —14 баллов (ситуативно-негативное отно­шение) — собственное мнение подростка об экологических проблемах зависит от конъюнктуры. Он предпочитает не обращать внимания на такие мелочи, как брошенный им мусор, подожжённую урну. Ломая ветки в лесу, гоняя ко­шек и собак во дворе, он не задумывается о том, что дела­ет. И уж тем более не отреагирует, если то же самое дела­ют другие. Всех животных он делит на полезных и бес­полезных, радующих его и вызывающих брезгливое отно­шение.

От —15 до —28 баллов (устойчиво-негативное отноше­ние) — природа воспринимается подростком как предмет потребления. Отношение подростка к лесу, животным, водо­ёмам продиктовано потребностью в собственном комфорте. Он способен причинить боль животному ради простой заба­вы. Он с насмешкой относится к тем, кто проявляет уваже­ние и любовь к «братьям нашим меньшим».

4. Отношение подростка к миру

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отноше­ние) — у подростка наличествует чётко выраженная паци­фистская позиция. Он считает, что к насилию прибегают только слабые люди и государства. К проявлениям грубой си­лы он относится подчёркнуто отрицательно. Уверен, что всег­да есть возможность уладить конфликт, не ущемляя при этом права других людей. Не боится идти на уступки.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отноше­ние) — подросток в целом разделяет идеи мира и ненасилия, но при этом считает, что в отдельных случаях применение си­лы оправданно. К проявлениям грубой силы он относится со смешанным чувством неприятия и страха. Подросток полага­ет, что в сложном современном мире надо всегда быть гото­вым к противостоянию, поэтому, к сожалению, нельзя обой­тись без оружия. Он старается не идти на уступки, потому что не хочет показаться слабым в глазах окружающих.

От1 до14 баллов (ситуативно-негативное отно­шение) — подросток уверен, что мир можно поддерживать главным образом силой, угрозами, ультиматумами. Он рас­сматривает войну как один из естественных способов разре­шения конфликтов. По его мнению, сильный тот, кого боят­ся. Считает, что вокруг хватает потенциально враждебных людей и государств. Вряд ли он сам будет инициатором на­сильственного деяния, но сыграть роль второго плана, скорее всего, не откажется.

От — 15 до —28 баллов (устойчиво-негативное отно­шение) — можно предположить, что для подростка не суще­ствует альтернативы — переговоры или военная операция. Война для него может быть ценностью — с помощью её мож­но решить проблемы перенаселения и нехватки продуктов на всех. Он целиком и полностью на стороне силы, а все, кто пытается этому противостоять, для него слабаки. Скорее все­го, это касается и локальных (класс, двор, школа), и круп­ных конфликтов, где от него пока ничего не зависит.

5. Отношение подростка к труду

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отноше­ние) — подростка отличает трудолюбие во всём: от уборки класса до чтения трудной книги. Он получает удовольствие от сложной, трудоёмкой, даже нудной работы. Не считает за­зорным помочь родителям по хозяйству, может сам предло­жить что-либо сделать. Подрабатывает он где-то или пока ещё нет — в любом случае подросток этого не стыдится.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отно­шение) — скорее всего, только престижная работа вызывает уважение подростка. Хотя если окружающие заняты чем-то непрестижным (например, уборкой территории во время суб­ботника), то может и поучаствовать за компанию. Он помо­жет и в домашних делах, но его будет раздражать, что это за­нимает столько времени.

От —1 до —14 баллов (ситуативно-негативное отно­шение) — подросток по возможности переложит часть своей работы на другого. Если узнает, что кто-то из одноклассни­ков работает после школы, то отреагирует, скорее всего, так: «Тебе что, делать нечего?!» В его представлении грязная ра­бота — удел людей второго сорта или тех, кто не сумел устроиться в жизни. Сам-то он уж точно никогда за неё не возьмется.

От15 до28 баллов (устойчиво-негативное отно­шение) — более-менее сложная работа вызывает у подростка отвращение. Он придумывает себе массу причин, по которым за неё не стоит браться. Подросток с удовольствием восполь­зуется плодами чужого труда, по возможности выдавая их за свои. Между трудолюбием и жизненным благополучием для него нет никакой связи.

6. Отношение подростка к культуре

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отноше­ние) — культурные формы поведения, безусловно, личностно значимы для подростка и деятельно реализуются им в по­вседневной жизни. Ему чужды хамство, «украшение» речи не-

цензурными оборотами, он внимателен и тактичен по отно­шению к другим людям. Он понимает необходимость сбере­жения того культурного достояния, которое досталось нам в наследство от прошлого, и категорически не приемлет вандализма.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отно­шение) — подросток признаёт объективную ценность куль­турных форм поведения, но отнюдь не всегда руководствует­ся ими в своей повседневной жизни. Он наверняка хотел бы выглядеть «культурным человеком», но не готов прикладывать ежедневные усилия к этому. Он находит оправдание эпизо­дическим проявлениям со своей стороны хамства («Я хамлю только в ответ»), неряшливости («Ну и пусть встречают по одёжке, зато провожают по уму»), нецензурной брани («Силь­ные эмоции трудно выразить по-другому») и т. п. Вандалы антипатичны ему.

От —1 до —14 баллов (ситуативно-негативное отно­шение) — культурные формы поведения рассматриваются подростком как нечто догматичное, идущее от мира взрослых, а потому обременяющее его повседневную жизнь. Он сторон­ник естественного выражения своих мыслей, чувств, желаний и считает, что культурная огранка только помешает ему быть таким, какой он есть. Слово «культура» наверняка ассоцииру­ется у него с телеканалом «Культура» и навевает непреодоли­мую скуку. Вряд ли он сам способен на акт вандализма, но и осуждать вандалов-сверстников, скорее всего, не станет.

От —15 до —28 баллов (устойчиво-негативное отно­шение) — слово «культура» во всех своих формах вызывает у подростка неприятие и рассматривается как проявление лживости взрослого мира. Он наверняка знает, что представ­ляют собой культурные формы поведения, но в своей повсе­дневности реализует их с точностью до наоборот. Тактичность кажется ему проявлением слабости, хамство и нецензурная брань — силы, потягивание пивка под аккомпанемент матер­щины — лучшим времяпрепровождением. Памятники прош­лого воспринимаются им, вероятнее всего, как обыкновенная старая рухлядь, поэтому он совсем не против «скинуть их с парохода современности».

7. Отношение подростка к знаниям

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отноше­ние) — перед вами любознательный человек, у которого есть устойчивое стремление к познанию нового. Подросток может быть «неудобен» учителю, так как много спрашивает на уроке, сомневается, казалось бы, в очевидных вещах. Он считает, что успешность профессионального роста, карьеры напрямую связана с глубиной знаний, и стремится к их получению.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отно­шение) — подросток может неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будет долго копаться в книгах, чтобы найти значение непонятного ему термина или факта. В его сознании знания и будущая карьера, конечно, связаны, но не прикладывать же для этого столько усилий!

От — 1 до — 14 баллов (ситуативно-негативное отно­шение) — подросток никогда не спросит взрослого, если ему что-то непонятно. Откровенно не понимает, как по теле­визору можно смотреть научно-популярные программы. Зна­ния носят для него чисто утилитарный характер (выучил, от­ветил — значит, не нажил неприятностей).

От —15 до —28 баллов (устойчиво-негативное отно­шение) — очевидно, потребность в получении знаний у под­ростка практически отсутствует. Он откровенно презирает тех, кто учится, считает их «ботаниками» — людьми, живу­щими неполноценной жизнью. Он уверен, что уровень и ка­чество его образования не окажут никакого влияния на его дальнейшую жизнь.

8. Отношение подростка к человеку как таковому

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отно­шение) — ценность человека, как он есть во всех своих про­явлениях, безусловно, значима для подростка. Человечес­кая жизнь для него бесценна. Никакие соображения спра­ведливости не могут оправдать «слёз невинных». «Лес рубят, щепки летят» — это недопустимо для нашего героя. Он милосерден, способен к сочувствию, состраданию, прощению.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отно­шение) — ценность человека может быть и осмыслена под­ростком, но полноценно не прочувствована. Он может про­демонстрировать свой гуманизм, но в глубине души отдельные категории людей (например, психически больные, попрошайки, бомжи) представляются ему теми, кто мешает ощущать радость жизни. Подросток допускает смертную казнь за самые тяжкие преступления. Когда на разных чашах весов оказываются торжество справедливости и «милость к падшим», он, скорее всего, выберет первое.

От —1 до —14 баллов (ситуативно-негативное отно­шение) — скорее всего, подросток склонен делить людей на нормальных и ненормальных. К первым он относится впол­не уважительно, может быть даже милосердным к ним; вто­рых же считает «недочеловеками» и хотел бы как можно ре­же с ними сталкиваться. Великой цели, по его мнению, нельзя добиться, не замарав рук. Принцип «лес рубят, щеп­ки летят» вполне приемлем для подростка. При этом он оди-

наково не хочет быть ни «лесорубом», ни «щепкой», скорее, хочет быть «сборщиком» или «вязальщиком дров».

От15 до28 баллов (устойчиво-негативное отноше­ние) — человек как ценность, скорее всего, пустой звук для подростка. Он склонен к проявлениям жестокости в отноше­нии других людей, презрительно относится к любым актам милосердия. Слабаки и ненормальные, по его мнению, ухуд­шают нашу жизнь, тормозят рост благополучия, поэтому должны быть полностью изолированы от общества. Наверня­ка он считает, что справедливость, порядок, стабильность сто­ят того, чтобы ликвидировать психически больных, бомжей. Самое опасное, что от слов он может перейти к действиям.

9. Отношение подростка к человеку как Другому

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отноше­ние) — подросток — подлинный альтруист. Он всегда готов помочь другим людям, даже незнакомым, не ожидая просьбы с их стороны. В своих действиях во благо других бескорыс­тен. Всегда готов помочь слабым, нуждающимся. Ради подоб­ной помощи готов рисковать собственным благополучием. Любит дарить подарки просто так.

Читайте также:  Сирингомиелия этиология патогенез клиника диагностика лечение

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отно­шение) — подросток не прочь оказать помощь нуждающим­ся, но предпочитает делать это тогда, когда его об этом по­просят. Он осторожен в своих действиях во благо других, старается не подвергать риску собственное благополучие. Не доверяет искренности просящих милостыню и, если они ока­зываются поблизости от него, старается сделать вид, что их не замечает. Испытывает удовольствие, делая подарки, но при этом в глубине души рассчитывает на ответный дар. Если этого не случается, расстраивается.

От —1 до —14 баллов (ситуативно-негативное отноше­ние) — подросток лишь изредка думает о потребностях и чувст­вах других людей. В большинстве своём это те, от кого он в той или иной степени зависит. Бескорыстие кажется ему рас­точительством, он предпочитает всё делать с выгодой для себя, умело это маскируя. Он уверен, что всякое доброе дело должно адекватно вознаграждаться, поэтому, прежде чем сделать что-либо доброе, не стесняется узнать, «что ему за это будет».

От —15 до —28 баллов (устойчиво-негативное отноше­ние) — подросток сосредоточен исключительно на собствен­ной персоне, искренне полагает себя центром вселенной. Не то чтобы делать, но даже думать о других не входит в его пла­ны. Во всём он ищет выгоду, не очень-то это и скрывая. Бес­корыстие кажется ему нелепостью, несусветной глупостью. Он склонен к злословию, циничному отношению к тем, кто в чём-то нуждается, кому необходима помощь. Все нищие

для него — лентяи и лжецы. Гораздо больше, чем дарить, ему нравится принимать подарки, желательно дорогие и по­лезные.

10. Отношение подростка к человеку как Иному

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отноше­ние) — подросток признаёт права людей на иной, отличный от его собственного образ жизни и свободное выражение своих взглядов. Он, безусловно, принимает иные культуры, положительно относится к культурным отличиям, восприим­чив к любым проявлениям культурной дискриминации. Он стремится к пониманию, проникновению в суть других куль­тур, способен избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов. В нём также ощутимо стремление рассматри­вать иные культуры не со своей колокольни, а сквозь приз­му ценностей и приоритетов самих этих культур.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отноше­ние) — подросток склонен к признанию и принятию культур­ного плюрализма, уважению самых разнообразных социокуль­турных групп, но при этом разделяет (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использует стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Он не мо­жет самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, про­явления культурной дискриминации в повседневной жизни. Ему трудно представить, с какими проблемами могут сталки­ваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Это объясняется непониманием Другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.

От —1 до —14 баллов (ситуативно-негативное отно­шение) — подросток на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социо­культурных групп. Такой диссонанс между декларируемыми гуманистическими принципами и реальным проявлением не­терпимости подросток пытается оправдать ссылками на обще­ственное мнение («Все так считают»), аморальное поведение, якобы свойственное представителям этих групп («Все они та­кие»), личный неудачный опыт взаимодействия с ними («Я встречал таких людей и уверен, что. »). Эта позиция ос­нована на культуроцентризме, ксенофобии, презумпции вины Другого. Отрицая такие вопиющие проявления интолерант-ности, как фашизм, геноцид, сегрегация, человек при этом может легко навешивать на людей других культур ярлыки «недостойных уважения», «опасных».

От —15 до —28 баллов (устойчиво-негативное отноше­ние) — подросток сознательно отказывается признавать, при­нимать и понимать представителей иных культур. Он скло-

нен характеризовать культурные отличия как девиантность, не желает признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Зачастую он демонстративно враждебен и презрителен к та­ким людям, жаждет «очистить» от них пространство собствен­ной жизни. Подросток не испытывает ни малейшего желания взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зре­ния другой культуры.

11. Отношение подростка к своему телесному Я

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отноше­ние) — для подростка ценность здоровья является приоритет­ной. Он понимает, что такое здоровый образ жизни, созна­тельно культивирует его и связывает с ним свои дальнейшие жизненные успехи. Он способен противостоять попыткам вовлечь его в процесс употребления табака, алкоголя, нарко­тических веществ и постарается не допустить этого в отно­шении других.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отно­шение) — ценность здоровья значима для подростка. Объек­тивно он понимает важность здорового образа жизни, но субъективно ставит его не слишком высоко. Здоровье для не­го — естественное состояние, а не то, что требует специаль­ных усилий. Пристрастие к вредным привычкам — извини­тельная слабость, а не проявление безволия. Возможно, в глубине души он полагает, что способен добиться жизненно­го успеха, не уделяя пристального внимания своей физичес­кой форме.

От —1 до —14 баллов (ситуативно-негативное отно­шение) — ценность здоровья невысока в сознании подрост­ка. Размышления и разговоры о здоровье и здоровом образе жизни он считает пустой тратой времени, уделом пенсионе­ров. Ему хочется хорошо, по-спортивному выглядеть в глазах окружающих, но что-то делать для этого ему лень. Вредные привычки не кажутся ему такими уж вредными, наоборот, в них есть некая приятность, шарм. Он наверняка одобри­тельно усмехнётся, услышав фразу «Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт».

От —15 до —28 баллов (устойчиво-негативное отноше­ние) — собственное здоровье, тем более здоровье окружаю­щих не представляет для подростка сколь-нибудь значимой ценности. Ему либо вовсе наплевать на своё физическое со­стояние, либо он ненавидит всё то, что связано с его телес­ной жизнью (последний случай реален при условии низкого самопринятия подростка). Заботящихся о своём здоровье он презирает. Свои вредные привычки полагает делом абсолют­но естественным и, может быть, даже гордится ими. При слу-

чае он не преминет высмеять всё, что связано с темой здо­ровья, физической культуры и спорта.

12. Отношение подростка к своему душевному Я

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отноше­ние) — подросток принимает себя таким, какой он есть. Он верит в свои силы и возможности, честно относится к себе, искренен в проявлении чувств. Комфортно чувствует себя да­же в незнакомой компании. Он не боится одиночества, мину­ты уединения для него важны и плодотворны. Он стойко пе­реносит личные неурядицы, не боится показаться смешным.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отно­шение) — принимая себя в целом, подросток всё же может испытывать неловкость по поводу некоторых своих особен­ностей. Он думает о себе как о человеке, который симпати­чен для других, но некий червь сомнения и неуверенности всё-таки подтачивает его. Ему хотелось бы и сейчас, и в бу­дущем гарантировать себя от попадания в смешные положе­ния и ситуации. Он несколько тяготится уединённым поло­жением и по возможности старается чем-либо (слушанием музыки, просмотром видеофильмов и т. д.) заместить его.

От —1 до —14 баллов (ситуативно-негативное отно­шение) — подросток принимает себя таким, какой он есть, лишь в отдельные моменты своей повседневной жизни. Ему всё время хочется выпрыгнуть из своей шкуры, немедленно оказаться красивым, богатым и знаменитым. Его кумиры, как правило, именно такие. В глубине души он надеется на свою привлекательность для других, но уверен, что они в первую очередь увидят его недостатки. Одиночество одновременно и тягостно для него, и спасительно. В обществе сверстников он предпочитает быть на вторых ролях.

От —15 до —28 баллов (устойчиво-негативное отноше­ние) — подросток не принимает себя, считает себя зауряд­ным и недостойным внимания других. Он ненавидит своё от­ражение в зеркале (свою речь, свою одежду и т. д.). Любое изменение ситуации воспринимает как потенциально катаст­рофичное для него по последствиям. Оказавшись в одиноче­стве, начинает заниматься «мазохистским самокопанием» и «самоедством». Собственная неполноценность является его навязчивой идеей. Он испытывает острое чувство вины за то, что он вообще есть, и это в будущем может обернуться бо­лезненным стремлением доминировать над окружающими. «

13. Отношение подростка к своему духовному Я

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отноше­ние) — подросток рассматривает себя как автора и распоря-

дителя собственной жизни. Ощущение личной свободы край­не важно для него, и ради этого чувства он готов противо­стоять внешнему давлению. Он способен на самостоятельный и ответственный выбор. Для него очень важно найти смысл жизни, которую он хочет прожить по совести.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отно­шение) — подросток ощущает в себе способность быть хозя­ином собственной жизни, однако полагает это реальным только в случае благоприятных внешних обстоятельств. Ему нравится чувствовать себя свободным, но он не готов риско­вать собственным благополучием ради свободы. Выбор при­влекателен для подростка, но он идёт на него с оглядкой: воз­можность ошибки и ответственность настораживают его. Он признаёт объективную значимость категорий совести и смыс­ла жизни, но в своей повседневности предпочитает руковод­ствоваться иными, более прагматичными регуляторами.

От —1 до —14 баллов (ситуативно-негативное отно­шение) — подростку более импонирует роль ведомого, неже­ли автора и распорядителя собственной жизни. Он ищет об­щества людей, чья духовная сила могла бы прикрыть его нерешительность и неуверенность в себе. Старается по воз­можности уйти от выбора; при заметном внешнем давлении готов отказаться от личной свободы в пользу ощущения по­коя и душевного комфорта. Склонен объяснять свои неудачи неблагоприятным стечением обстоятельств. Муки совести тя­готят его, поэтому предпочитает о своей совести не думать.

От —15 до —28 баллов (устойчиво-негативное отноше­ние) — подросток ощущает себя пешкой в окружающей его жизненной стихии, заложником могущественных и неподвла­стных ему внешних сил. Он боится и избегает любого сво­бодного действия, ищет покровительства сильных мира сего и готов им довериться без оглядки. Он предпочитает полную определённость и однозначность во всём и не хочет выбора. Верит в силу и непогрешимость большинства, ибо это спаса­ет его от личной ответственности за себя и свою жизнь. Принцип его жизни — не высовываться.

4.2. Изучение детского коллектива как среды внеурочной деятельности школьников

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 821 ;

Источник

Adblock
detector