Меню

А в батаршев темперамент и характер психологическая диагностика

«А.В. БАТАРШЕВ ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Москва ББК 88. Б2 Батаршев А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. — Б М.: Изд во ВЛАДОС ПРЕСС, 2001. . »

ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ

ТЕМПЕРАМЕНТ

И ХАРАКТЕР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ДИАГНОСТИКА

Темперамент и характер: Психологическая диагностика. —

М.: Изд во ВЛАДОС ПРЕСС, 2001. — 336 с.: ил. — (Пси

ISBN 5 305 00056 4.

В части I пособия рассматриваются темперамент и свойства высшей нервной деятельности. В части II — особенности характера и его типо логия. Приводятся психодиагностические методики по определению ха рактерологических черт личности. Часть III пособия посвящена характе рологии — древним учениям о характере (астрологии, хирогномии, фре нологии, хирологии, графологии, именологии), их предыстории и совре менному содержанию.

Пособие предназначено для студентов гуманитарных вузов, а также для всех, кто интересуется проблемами психологии характера и психо диагностическими методиками.

ББК 88.4 © Батаршев А.В., 2001 © «Издательство ВЛАДОС ПРЕСС», 2001 © Серийное оформление обложки.

ISBN 5 305 00056 4 «Издательство «ВЛАДОС ПРЕСС», 2001 ”’›—‚› Введение

Часть I. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности. 7

1. Общие сведения о темпераменте

2. Взаимосвязь темперамента с типами высшей нервной деятельности

3. Характерологические особенности темперамента

4. Методика определения типов темперамента

5. Активность, моторика и эмоциональность личности как ведущие компоненты темперамента

6. Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности

7. Темперамент и личность

8. Два подхода к исследованию темперамента

1. Методика определения уровня тревожности

2. Самооценка психических состояний

3. Методика определения свойств темперамента в спортивных коллективах

Часть II. Характер. Психологическая диагностика

1. Характер и его особенности

2. Психологическая диагностика характера

3. Типология характера

Конституционная типология характера

Трехкомпонентная структура поведения личности. 93 Акцентуация характера

1. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16PF (версия А)

2. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16PF (версия С)

3. Сокращенный вариант личностного опросника Р. Кэттелла 13PF

Часть III. Характерология

2.1. Краткие сведения из предыстории физиогномики. 228

2.2. Определение черт характера по лицу

2.2.1. Зоны и экспрессия лица

1. Психографологический тест почерка (фрагменты из работ слушателей ШПП)

2. Этимологический список наиболее употребительных имен

4 ›’›‚› В части I пособия кратко изложены сущность темперамента, его характерологические особенности, взаимосвязь с типами высшей нервной деятельности, с другими психологическими свойствами личности, методики практического определения типов темперамента, уровней экстравертированности (экстраверсии — интроверсии) и эмоциональной устойчивости.

Психологами установлено, что в темпераменте, его характеро логических чертах отражаются такие психологические свойства личности, как общительность, готовность к сотрудничеству, доб рожелательное отношение к людям, эмоциональная стабильность и реалистическая настроенность, эмоционально волевые качества, высокий самоконтроль и самосознание личности и др. Знание сущности темперамента, умение грамотно определять его типы, равно как и знание психологических свойств личности (характе ра, способностей, мотивации и направленности личности и др.

), важны не только педагогу, школьному и практическому психоло гу. Они просто необходимы и для руководителя предприятия (фирмы), менеджера в социальной сфере. Это будет способство вать формированию у него высокой психологической культуры отношений: умению обращаться и работать с людьми, регулиро вать свое поведение, правильно воспринимать и понимать других людей, знать свои индивидуальные психологические качества и возможности, адекватно оценивать себя и своих подчиненных.

В предисловии к книге хрестоматии «Психология и психоана лиз характера» ее составитель Д.Я. Райгородский пишет о том, что с «проблемой характера» отечественной психологии не повез ло. Значительные работы отечественных ученых (Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Е.А. Климова, Н.Д. Левитова, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна и др.), посвященные проблематике характера, не снимают с повестки дня необходимость более глубокого иссле дования характерологических особенностей личности, националь ного характера, особенностей социального характера. Актуальной является и разработка психодиагностических методик по опреде лению черт характера и их совершенствование.

Созданная Р. Кэттеллом теория черт относится к одной из основных общепсихологических теорий личности, согласно кото рой люди отличаются друг от друга по набору и степени выра женности у них отдельных независимых черт. Использование факторного анализа сводится к необходимому и достаточному минимуму различных показателей для оценки личности, получен ных в результате тестирования, опроса и жизненных наблюдений.

Прикладное значение этой проблемы проявляется в психотехно логии по определению черт и индивидуально психологических особенностей личности. В части II книги решению этой проблемы отведено центральное место. Психодиагностические методики представлены многофакторными личностными опросниками Р. Кэттелла различных модификаций, многофакторным лично стным опросником FPI и др. Эти методики описаны таким образом, чтобы в наибольшей степени упростить их практическое применение. Насколько это удалось — судить читателю, пользо вателю психодиагностических методик.

Часть III книги посвящена характерологии — древнейшим учениям о характере (астрологии, хирогномии, хиромантии, име нологии и др.). Большинство из этих учений до недавнего време ни отвергалось официальной наукой. Однако жизнь постоянно корректирует наши взгляды и воззрения. В значительной части этих учений находят рациональные зерна и целые пласты, от ражающие действительное положение вещей в психологии ха рактера человека. Таково учение о физиогномике, определяющее связи между внешним обликом человека и его психологическими характеристиками. Таково научное направление одной из облас тей хирологии — дерматоглифики, изучающей кожные рельефы ладонных и подошвенных поверхностей. Таково учение об иридопсиходиагностике, изучающее физиологические и психоло гические особенности человека, предрасположенность к заболева ниям организма по радужным оболочкам глаз.

В части III читатель может найти и некоторые вопросы из пре дыстории развития учений о характере.

Пособие разработано для слушателей и студентов Школы практической психологии Академии психологии, предпринима тельства и менеджмента (Санкт Петербург). Оно может быть по лезным и студентам гуманитарных вузов при изучении ими пси хологии характера и отработке психодиагностических методик по психологии личности, а также всем, кто интересуется проблема ми психологии характера.

1. ”› ›’›‚„ ” ›–›—›‚› Личность человека неповторима. Нет одинаковых людей. От рождения человек обладает определенными, присущими только ему психологическими свойствами. Эти свойства одинаково про являются в различной деятельности независимо от ее содержания и остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства обра зуют типы темперамента. Слово «темперамент» — латинского происхождения (temperamentum), означающее соразмерность, со отношение частей. Родоначальником учения о темпераменте приня то считать древнегреческого врача Гиппократа (V—IV вв. до н. э.).

Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре жидкости:

кровь (sanguis — лат.), лимфа (phlegma — греч.), желчь (chole — греч.) и черная желчь (melas chole — греч.). При правильном смешении этих жидкостей человек будет здоров, при неправиль ном — болен. Одна из жидкостей преобладает, считал Гиппократ.

Это определяет тип темперамента человека (сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический).

В дальнейшем в развитие учения о темпераменте большой вклад внесли римский врач Гален (II в. н. э.), немецкий философ И. Кант (конец XVIII в.), немецкий психолог В. Вундт (конец XIX в.), немецкий психиатр Э. Кречмер, американский социолог У. Шелдон, русский физиолог И.П. Павлов и другие исследо ватели.

В середине ХХ столетия интерес ученых к типам темперамента пробудился с новой силой. Это позволило, как отмечает Н.Н. Обозов [26. с. 12], уточнить и расширить представления об основных свойствах нервной системы. Учеными школы Б.М. Теп лова — В.Д. Небылицина было обнаружено, что сила нервной системы человека, выступающая в качестве уровня ее работоспо собности, имеет не только главное положительное значение, но и негативные моменты. Было доказано, например, что у облада телей слабого типа нервной системы низкая работоспособность существенно компенсируется возрастанием чувствительности, что позволяет более четко улавливать изменения в окружающей дей ствительности.

В настоящее время можно считать, что понятие «темперамент»

Темперамент — индивидуальные свойства психики, опре деляющие динамику психической деятельности человека, осо бенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия.

Характерными особенностями темперамента являются:

1) сравнительно целостное постоянство индивидуально психо логических свойств личности (скорость восприятия, быстрота ума, скорость переключения внимания, темп и ритм речи, прояв ление эмоций и волевых качеств и др.);

2) свойства темперамента, объединенные в определенные структуры (типы темперамента), адекватны основным типам высшей нервной деятельности (ВНД).

Принято считать, что темперамент у людей формируется в процессе онтогенеза. У взрослого человека свойства темперамен та в основном стабильны, но могут изменяться в определенных пределах под воздействием психических состояний и жизненных коллизий.

2. ”„ ›–›—›‚ – ‹“› ‚›—‚” ’›„›‘‚” Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, т. е. основан на свойствах нервной системы, связан со строением тела человека (его конституцией), с обменом веществ в организме. И.П. Павлов раскрыл закономерности высшей нерв ной деятельности, установил, что в основе темперамента лежат те же причины, что и в основе индивидуальных особенностей услов но рефлекторной деятельности человека, — свойства нервной системы. Эти свойства являются наследственными и чрезвычай но плохо поддаются изменению.

К основным свойствам нервной системы относятся:

1) сила нервной системы, т. е. сила процессов возбуждения и торможения. От этого свойства зависит работоспособность клеток коры головного мозга, их выносливость;

2) подвижность нервных процессов (скорость смены возбуж дения торможением и наоборот). По этому свойству нервной сис темы у разных людей индивидуальные различия проявляются особенно ярко;

3) уравновешенность нервной системы (степень соответствия силы возбуждения силе торможения). Это свойство также у разных людей проявляется по разному. Известно, например, что нередко тормозной процесс отстает по своей силе от возбудитель ного процесса.

Своеобразие комбинаций этих свойств образуют специфичес кие типы высшей нервной деятельности. Наиболее часто встречаются четыре типа. Три из них И.П. Павлов отнес к силь ным типам, один — к слабому (рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязь типов ВНД с типами темперамента Следует отметить, что нет деления типов высшей нервной дея тельности на «хорошие» и «плохие», точно так же как и адекват ных им типов темперамента. Каждый из типов ВНД и типов тем перамента обладает определенными достоинствами, а некоторые из негативных характерологических свойств того или иного типа темперамента при соответствующих условиях и психическом состоянии индивида могут сыграть положительную роль. При этом надо иметь в виду, что в чистом виде типы темперамента не существуют. Между четырьмя типами темперамента располага ются до 16 промежуточных форм, как вариации основных типов.

Свойства темперамента, адекватные основным свойствам нервной системы (силе процессов возбуждения и торможения, подвижности нервных процессов, уравновешенности нервной сис темы), можно определить с помощью адаптированного варианта опросника Я. Стреляу.

Опросник темперамента Я. Стреляу

Опросник состоит из 134 вопросов, относящихся к различным свойствам темперамента. По результатам тестирования испытуе мых выявляется количественная оценка силы процесса возбуж дения и торможения, подвижности нервных процессов индивидов, производится расчет степени уравновешенности нервной системы.

Инструкция

Вам предлагается ответить на серию вопросов об особенностях вашего поведения в различных условиях и ситуациях. Это не испытание ума или ваших способностей, поэтому в опроснике не может быть ответов хороших или плохих, ведь каждый темпера мент обладает своими достоинствами. На вопросы следует отвечать поочередно, не возвращаясь к предыдущим ответам и не пропуская каждое очередное высказывание. На вопросы следует отвечать: «Да», «Нет», «Не знаю». Ответ «Не знаю — (?)» сле дует давать тогда, когда вы затрудняетесь дать положительный (+) или отрицательный ( ) ответ. Свои ответы можно записывать на отдельном листе или в специально подготовленном бланке.

К примеру, 1 (+), 2 (?), 3 (—) и т. д.

Вопросы

1. Относите ли вы себя к людям, легко устанавливающим то варищеские контакты?

2. Способны ли вы воздержаться от того или иного действия до момента, пока не получите соответствующего указания?

3. Достаточно ли вам непродолжительного отдыха для восста новления сил после утомительной работы?

4. Умеете ли вы работать в неблагоприятных условиях?

5. Воздерживаетесь ли вы во время дискуссий от неделовых, эмоциональных аргументов?

6. Легко ли вы возвращаетесь к ранее выполняемой работе по сле длительного перерыва (после отпуска, каникул и т. д.)?

7. Будучи увлеченным работой, забываете ли вы об усталости?

8. Способны ли вы, поручив кому нибудь определенную рабо ту, терпеливо ждать ее окончания?

9. Засыпаете ли вы одинаково легко, ложась спать в разное время дня?

10. Умеете ли вы хранить тайну, если вам об этом просят?

11. Легко ли вам возвращаться к работе, которой вы не зани мались несколько недель или месяцев?

12. Можете ли вы терпеливо объяснять кому либо что то непонятное?

13. Нравится ли вам работа, требующая умственного напря жения?

14. Вызывает ли у вас монотонная работа скуку или сонливость?

15. Легко ли вы засыпаете после сильных переживаний?

Читайте также:  Диагностика освоения содержания программы по фгос в доу

16. Можете ли вы, если нужно, воздержаться от проявления своего превосходства?

17. Ведете ли вы себя, как обычно, в кругу незнакомых вам людей?

18. Трудно ли вам сдерживать злость или раздражение?

19. В состоянии ли вы владеть собой в тяжелые минуты?

20. Умеете ли вы, когда это требуется, приспособить свое по ведение к поведению окружающих?

21. Охотно ли вы беретесь за выполнение ответственных работ?

22. Влияет ли обычное окружение, в котором вы находитесь, на ваше настроение?

23. Способны ли вы переносить неудачи?

24. В присутствии того, от кого вы зависите, говорите ли вы так же свободно, как обычно?

25. Вызывают ли у вас раздражение неожиданные изменения в распорядке дня?

26. Есть ли у вас на все готовый ответ?

27. В состоянии ли вы вести себя спокойно, когда ждете важ ное для себя решение?

28. Легко ли вы организуете первые дни своего отпуска, каникул?

29. Обладаете ли вы быстрой реакцией?

30. Легко ли вы приспосабливаете свою походку или манеры к походке или манерам людей более медлительных?

31. Ложась спать, засыпаете ли вы быстро?

32. Охотно ли вы выступаете на собраниях, семинарах?

33. Легко ли вам испортить настроение?

34. Легко ли вы отрываетесь от выполняемой работы?

35. Воздерживаетесь ли вы от разговоров, если они мешают другим?

36. Легко ли вас спровоцировать на что либо?

37. При совместном выполнении какой либо работы легко ли вы срабатываетесь с партнером?

38. Всегда ли вы задумываетесь перед выполнением какого ли бо важного дела?

39. Если вы читаете какой либо текст, то удается ли вам сле дить от начала до конца за ходом рассуждения автора?

40. Легко ли вы вступаете в разговор с попутчиком?

41. Можете ли вы сдерживаться от вступления в спор, если знаете, что это ни к чему не приведет?

42. Охотно ли вы беретесь за работу, требующую большой лов кости рук?

43. В состоянии ли вы изменить уже принятое вами решение, учитывая мнения других?

44. Быстро ли вы привыкаете к новой системе работы?

45. Можете ли вы работать ночью после того, как работали весь день?

46. Быстро ли вы читаете беллетристическую литературу?

47. Часто ли вы отказываетесь от своих намерений, если воз никают препятствия?

48. Сохраняете ли вы самообладание в ситуациях, которые того требуют?

49. Просыпаетесь ли вы обычно быстро и без труда?

50. В состоянии ли вы сдерживаться от моментальной, им пульсивной реакции?

51. Можете ли вы работать в шумной обстановке?

52. Можете ли вы воздерживаться, когда необходимо, от того, чтобы не сказать правду прямо в глаза?

53. Успешно ли вы сдерживаете волнение перед экзаменом, на кануне встречи с начальником и т. п.?

54. Быстро ли вы привыкаете к новой среде?

55. Нравятся ли вам частые перемены?

56. Восстанавливаете ли вы полностью свои силы после ночно го отдыха, если накануне днем у вас была тяжелая работа?

57. Избегаете ли вы занятий, выполнение которых требует раз нообразных действий в течение короткого времени?

58. Как правило, вы самостоятельно справляетесь с возникши ми трудностями?

59. Ожидаете ли вы окончания речи кого либо, прежде чем начинать говорить сами?

60. Умея плавать, прыгнули бы вы в воду, чтобы спасти утопающего?

61. Способны ли вы к напряженной учебе, работе?

62. Можете ли вы воздержаться от неуместных замечаний?

63. Придаете ли вы значение постоянному месту во время ра боты, приема пищи, на лекциях и т. п.?

64. Легко ли вам переходить от одного занятия к другому?

65. Взвешиваете ли вы все «за» и «против» перед тем, как при нять важное решение?

66. Легко ли вы преодолеваете встречающиеся вам препятствия?

67. Воздерживаетесь ли вы от рассмотрения чужих вещей, бумаг?

68. Испытываете ли вы скуку, когда занимаетесь стереотипной деятельностью, которая всегда выполняется одинаково?

69. Удается ли вам соблюдать запреты, обязательные в обще ственных местах?

70. Воздерживаетесь ли вы во время разговора, выступления или ответа на вопросы от лишних движений и жестикуляций.

71. Нравится ли вам оживленное движение вокруг?

72. Нравится ли вам работа, требующая больших усилий?

73. В состоянии ли вы длительное время сосредоточивать вни мание на выполнении определенной задачи?

74. Любите ли вы задания, требующие быстрых движений?

75. Умеете ли вы владеть собой в трудных жизненных ситуа циях?

76. Если надо, поднимаетесь ли вы с постели сразу после про буждения?

77. Можете ли вы после окончания порученной вам работы терпеливо ждать, когда закончат работу другие?

78. Действуете ли вы так же четко и после того, как стали сви детелем каких либо неприятных событий?

79. Быстро ли вы просматриваете газету?

80. Случается ли вам говорить так быстро, что вас трудно понять?

81. Можете ли вы нормально работать, не выспавшись?

82. В состоянии ли вы длительное время работать без перерыва?

83. Можете ли вы работать, если у вас болит голова, зубы и т. п.?

84. Спокойно ли вы продолжаете работу, которую необходи мо окончить, если знаете, что ваши товарищи развлекаются и ждут вас?

85. Отвечаете ли вы быстро на неожиданные вопросы?

86. Быстро ли вы говорите обычно?

87. Можете ли вы спокойно работать, если ожидаете гостей?

88. Легко ли вы меняете свое мнение под влиянием разумных аргументов?

89. Терпеливы ли вы?

90. Можете ли приспособиться к ритму человека более мед лительного, чем вы?

91. Можете ли вы планировать свои занятия так, чтобы вы полнять в одно и то же время несколько взаимосвязанных дел?

92. Может ли веселая компания изменить ваше угнетенное со стояние?

93. Умеете ли вы без особого труда выполнять несколько дей ствий одновременно?

94. Сохраняете ли вы психическое равновесие, когда являетесь свидетелем несчастного случая?

95. Любите ли вы работу, требующую множества разнообраз ных манипуляций?

96. Сохраняете ли вы спокойствие, если кто либо из близких страдает?

97. Самостоятельны ли вы в трудных жизненных условиях?

98. Свободно ли вы чувствуете себя в большой или незнако мой компании?

99. Можете ли вы сразу прервать разговор, если это требует ся (например, при начале киносеанса, концерта, лекции)?

100. Легко ли вы приспосабливаетесь к методам работы дру гих людей?

101. Нравится ли вам часто менять род занятий?

102. Склонны ли вы брать инициативу в свои руки, если случается что нибудь из ряда вон выходящее?

103. Воздерживаетесь ли вы от смеха в неподходящих случаях?

104. Начинаете ли вы работу сразу же интенсивно?

105. Решаетесь ли вы выступить против общественного мне ния, если вам кажется, что вы правы?

106. Удается ли вам преодолеть состояние временной депрес сии (подавленности)?

107. Нормально ли вы засыпаете после сильного умственного утомления?

108. В состоянии ли вы спокойно долго ждать, например, в очереди?

109. Воздерживаетесь ли вы от вмешательства, если заранее из вестно, что оно ни к чему не приведет?

110. Можете ли вы спокойно аргументировать свои высказы вания во время бурного разговора?

111. Можете ли вы мгновенно реагировать на необычную си туацию?

112. Ведете ли вы себя тихо, если вас об этом просят?

113. Соглашаетесь ли вы без особых внутренних колебаний на болезненные врачебные процедуры?

114. Умеете ли вы интенсивно работать?

115. Охотно ли вы меняете места развлечения, отдыха?

116. Трудно ли вам привыкнуть к новому распорядку дня?

117. Спешите ли вы оказать помощь в случае неожиданных происшествий?

118. Присутствуя на спортивных соревнованиях, в цирке и т. п., воздерживаетесь ли вы от неожиданных выкриков и жестов?

119. Нравятся ли вам занятия, требующие по своему характе ру ведения беседы со многими людьми?

120. Контролируете ли вы выражение своего лица (гримасы, ироническая улыбка и т. п.)?

121. Нравятся ли вам занятия, требующие энергичных движений?

122. Считаете ли вы себя смелым человеком?

123. Прерывается ли у вас голос (вам трудно говорить) в не обычной ситуации?

124. Можете ли вы преодолеть нежелание работать в момент неудачи?

125. В состоянии ли вы длительное время стоять, сидеть спо койно, если вас об этом просят?

126. В состоянии ли вы преодолеть свое веселье, если это мо жет кого нибудь задеть?

127. Легко ли вы переходите от печали к радости?

128. Легко ли вы выходите из равновесия?

129. Соблюдаете ли вы без особых затруднений обязательные в вашей среде правила поведения?

130. Нравится ли вам выступать публично?

131. Приступаете ли вы к работе обычно быстро, без длитель ного подготовительного периода?

132. Готовы ли вы прийти на помощь другому, рискуя жизнью?

133. Энергичны ли ваши движения?

134. Охотно ли вы выполняете ответственную работу?

Обработка и интерпретация результатов тестирования

Оценка степени выраженности исследуемых свойств темпера мента (силы процесса возбуждения, силы процесса торможения, подвижности нервных процессов) производится путем суммиро вания баллов, полученных за ответы на вопросы. Ответ, соответ ствующий представленному ниже коду, оценивается в два балла.

Ответ, не соответствующий коду, оценивается в ноль баллов. За ответ «не знаю» выставляется 1 балл.

Сила процессов возбуждения:

Ответ «Да» — вопросы: 3, 4, 7, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94, 97, 98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134.

Ответ «Нет» — вопросы: 47, 51, 107, 123.

Сила процессов торможения:

Ответ «Да» — вопросы: 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 36, 37, 38, 41, 48, 50, 52, 53, 62, 65, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 129.

Ответ «Нет» — вопросы: 18, 34, 36, 59, 67, 128.

Подвижность нервных процессов:

Ответ «Да» — вопросы: 1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 42, 43, 44, 46, 49, 54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 107, 111, 115, 116, 119, 127, 131.

Ответ «Нет» — вопросы: 25, 57, 63.

Сумма в 42 балла и выше по каждому из названных выше свойств свидетельствует о высокой степени его выраженности.

Уравновешенность нервной системы R рассчитывается как от ношение количества баллов по силе возбуждения к количеству баллов по силе торможения:

Сила по возбуждению R=.

Сила по торможению Значения R, близкие к единице (в идеале R = 1), свидетель ствуют о достаточно высокой уравновешенности индивида.

При R 1 — неуравновешенность в сторону возбуждения.

При R 1 — неуравновешенность в сторону торможения.

Опросник Я. Стреляу позволяет выявить объективные коли чественные оценки свойств ВНД и на этой основе отнести инди видов к тому или иному типу темперамента [46, с. 63—64]:

1. Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. Все отделы головного мозга работают согласован но, в гармоническом взаимодействии. Это сангвиник (лабильный тип ВНД).

У сангвиника положительные условно рефлекторные связи об разуются быстро и являются устойчивыми. Интенсивность реак ций соответствует силе раздражителей. Условные тормозные реакции также образуются быстро, они сильны и устойчивы.

Сильные нервные клетки коры и нормально возбудимые подкор ковые области обеспечивают хорошую приспособляемость к требованиям окружающей среды. Деятельность коры характери зуется высокой подвижностью. Это живой темперамент, не вызы вающий трудностей при воспитании. Речевые реакции образуются быстро и соответствуют возрастным нормам. Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными ин тонациями и ударениями, уравновешенная и плавная. Она сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом.

2. Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, мед ленный тип. Это флегматик (инертный тип ВНД).

У флегматика положительные условные рефлексы образуют ся с нормальной скоростью, они сильны и прочны, как и тормоз ные условные реакции. Адекватное взаимодействие между корой и подкорковой областью обеспечивает контроль коры над приро жденными рефлексами. Флегматик сравнительно легко приспо сабливается к социальной среде. Быстро выучивается говорить, читать и писать. Его речь несколько медленнее, чем у сангвиника, она спокойна, равномерна, без резко выраженных эмоций, жести куляции и мимики.

3. Сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравно вешенный тип с преобладанием возбуждения в подкорковых от делах. Это холерик (возбудимый тип ВНД).

Холерик характеризуется сильными условными реакциями, подверженными большому влиянию подкорковых областей. По вышенная подкорковая деятельность не всегда достаточно регу лируется корой. Условные связи образуются медленней, чем у предыдущих типов, что связано с повышенной возбудимостью подкорковых центров, которые тормозят центры коры. Условные тормозные реакции холерика неустойчивы. Дети такого типа учатся обычно удовлетворительно, однако испытывают затрудне ния в приспособлении своих реакций и эмоций к требованиям школы. Их речь становится в меру быстрой, но неровной и фор мируется труднее, чем у сангвиника и флегматика.

Читайте также:  Диф диагностика кардиогенного шока

4. Слабый, пониженно возбудимый, неуравновешенный тип, характеризующийся общей пониженной возбудимостью коры и нижележащих отделов. Это меланхолик (тормозной тип ВНД).

Пониженная деятельность коры у меланхоликов сочетается со слабой деятельностью подкорковых центров, что особенно выра жается в пониженных эмоциях. Быстро утомляется и перестает реагировать на слишком сильные или продолжительные раздражи тели. Безусловные рефлексы также слабы. Условные реакции обра зуются медленно, после многих сочетаний безусловного и условного раздражителей. Интенсивность условных реакций часто не соот ветствует закону силы. Для меланхолика характерно преобладание внешнего торможения. Речь тихая, замедленная. Слабый тип нерв ной системы является благоприятной почвой для возникновения нарушений деятельности коры (особенно в детском возрасте).

Следует иметь в виду, что рассмотренные выше типы ВНД по И.П. Павлову, адекватные типам темперамента по Гиппократу— Галену, для каждого отдельного индивида в большинстве случаев в чистом виде неприменимы. У одного и того же человека могут проявляться различные сочетания типов темперамента, о чем будет сказано ниже.

3. —¤›—”‘”·›¤› ””›‚‚” ›–›—›‚ Психологические различия в типах темперамента ярко прояв ляются в поведении индивидов в необычных, нестандартных си туациях. Это видно из следующего примера1.

Четыре друга — холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик опоздали в театр. Как они поведут себя в этой ситуации? Холе рик вступит в спор с билетером, пытаясь проникнуть на свое ме сто. Он будет уверять, что часы в театре спешат, что свет еще не потушен, что он никому не «отдавит» ноги, и, может быть, даже попытается оттеснить билетера и прорваться в зрительный зал.

Сангвиник сразу оценит ситуацию, поймет, что в партер его не пустят и побежит вверх по лестнице на ближайший ярус.

Флегматик подумает примерно так: «Ну, во первых, большой трагедии не произошло. И потом, первый акт, как правило, вооб ще неинтересен — актеры еще не разыгрались. Пойду ка я спокой но в буфет, съем мороженое, а потом досмотрю спектакль в своем удобном бархатном кресле. Бежать за сангвиником на какие то пыльные, жесткие скамейки? Нет, это уж совсем не по мне!»

Меланхолик скажет про себя следующее: «Ну, что же, мне, ко нечно, опять не повезло». И, заплакав, вернется домой.

Ниже представлены характерологические особенности четырех типов высшей нервной деятельности (типов темперамента).

Сильный уравновешенный, подвижный (сангвинический темперамент)

У представителей данного типа темперамента психические процессы характеризуются большой скоростью протекания (быст рой реакцией на раздражители). Сангвиники отличаются высокой адаптивностью (приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни) и подвижностью. Их внимание не стабильно, быстро и Практическая психология: Учебник. — 2 е изд., перераб и доп. / Под ред. М.К. Тутушкиной. — СПб., 1998. — С. 40.

18 легко переключается. Инициативны, общительны, жизнерадостны, склонны к остроумию. Речь живая и быстрая, открытый взгляд.

Разнообразная мимика. Сангвиники с охотой берутся за каждое дело, способны к увлечению. Любят новизну, разнообразие ситуа ций, перемену мест. Избегают однообразия, шаблонов работы.

Легко переживают неудачи. В работу включаются быстро. Од нако, если дело требует терпения, могут отступить, так же как и быстро увлечься. У сангвиников хорошая работоспособность.

Больше всего им подходит работа, требующая быстроты реакции и уравновешенности.

Психические процессы характеризуются определенной инертностью и замедленным реагированием на раздражители.

Уравновешенность и некоторая инертность нервных процессов позволяют флегматику оставаться спокойным в любых усло виях. Это спокойный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. При наличии силь ного торможения и уравновешенного процесса возбуждения ему нетрудно сдерживать свои порывы, строго следовать вы работанному распорядку жизни. Флегматик солиден, работает неторопливо, ритмично. Внимание его в меру устойчивое, переключение внимания замедленное. Чувства внешне про являются слабо. Скуп на слова. Взгляд маловыразителен, мимика бедна и однообразна. В меру общителен, предпочитает проверенные методы работы, контролирует свою деятельность, излишние самопроверки ему не мешают и не раздражают.

Редко проявляет инициативу.

Сильный неуравновешенный (холерический темперамент) Нервные процессы отличаются повышенной возбудимостью и неуравновешенностью. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямоли неен в отношениях, инициативен в деятельности. Выразительный проникновенный взгляд. Движения быстрые и резкие. Резкая смена эмоций. Склонен переоценивать свои силы и недооцени вать препятствия на пути к цели. Стремится в «первые ряды».

Речь носит яркую эмоциональную окраску. Излишне громкий го лос. Склонен перебивать собеседника, в разговоре захватывает инициативу, горячо настаивает на своем. Если возражает или пе ребивает, то громкость и скорость речи возрастают.

Для холериков характерна цикличность в работе. Они способ ны со всей страстью отдаться делу, за которое взялись, увлечься им. Однако при подавленном состоянии, при упадке веры в свои возможности начатую работу забрасывают.

Замедленный и спокойный темп работы для холерика мало подходит. Для них больше всего подходит работа, требующая немедленного исполнения.

Позитивные: Негативные:

— высокая активность; — цикличность в работе, в пе — энергичность; реживаниях, настроениях;

— быстро уясняет обстановку; — вспыльчивость;

— общителен; — резкость в отношениях;

— решителен; — неустойчивость в поведении.

— возбужденная убедительная речь.

Слабый тип ВНД (меланхолический темперамент)

Данный тип ВНД отличается высокой эмоциональной чувст вительностью, повышенной ранимостью. Сильные воздействия вызывают у меланхолика запредельное торможение, характери зующееся преобладанием тормозного процесса при слабости как возбуждения, так и торможения. Слабое раздражение у меланхо лика субъективно может переживаться им как сильное, по незна чительному поводу он склонен к внутреннему переживанию.

Замкнут, трудно и медленно сближается с людьми. Насторожен ный, тревожный взгляд. Стремится быть в «тени». Сдержанная, неопределенная, неуверенная мимика. Тихая, негромкая речь. Ос торожные, робкие движения. Придает большое значение мелочам.

Склонен к внутренним переживаниям. Болезненно и долго пере живает неудачи и наказания. Опасается перемены мест, измене ния уклада жизни. В новых, особенно конфликтных, ситуациях теряется, работает ниже своих возможностей. Склонен недооце нивать свои силы и переоценивать препятствия.

Для меланхолика больше всего подходит ровная, требующая усидчивости и терпения работа. Монотонная работа его не тяготит. В привычной обстановке, в дружном коллективе он успешно выполняет порученное дело.

Необходимо также иметь в виду, что деление характероло гических черт (свойств) личности на позитивные и негативные носит несколько условный характер. Каждый из типов темпе рамента имеет свои достоинства. Те характерологические черты, которые приведены выше, в определенных условиях могут обер нуться своей положительной стороной. Выше было сказано, что нет деления типов темперамента на «хорошие» и «плохие».

Каждый тип темперамента по своему хорош, в определенных условиях проявляет свои лучшие качества. К примеру, холерику очень трудно, особенно вначале, совершать деятельность, требую щую плавных движений, замедленного и спокойного темпа, так как его природные особенности противоположны требуемым качествам. Такую работу лучше поручать обладателям слабой нервной системы, слабых нервных процессов с преобладанием «внешнего» торможения. Обладая высокой чувствительностью (чего нет у холерика), меланхолик в привычной обстановке может успешно и качественно выполнять монотонную работу, требую щую плавных, размеренных движений и постоянного контроля за качественными характеристиками технологических процессов.

4. ›”’¤ ”–—›’›‘›‚„ –” ›–›—›‚ Как же оперативно, без специальной аппаратуры и электронно вычислительной техники определить темперамент? Н.Н. Обозов для этой цели предлагает использовать 15 эмпирических призна ков, характеризующих типы темперамента [26, с. 14—16]: урав новешенность поведения индивида, уровень эмоционального переживания, настроение, речь, терпение, адаптация, общитель ность, агрессивность в поведении, отношение к критике, актив ность, отношение к новому, отношение к опасности, стремление к цели, самооценка, внушаемость. Степень проявления этих при знаков для каждого из типов темперамента различна (см. табл. 1).

Для определения типов темперамента производится построчный выбор из табл. 1 степени проявления каждого из характероло гических признаков. Предположим, в строке «Уравновешенность поведения» для испытуемого наиболее соответствует значение «Хорошо уравновешенное», несколько менее соответствует значение «Отлично уравновешенное». В этом случае для первого значения присваивается оценка «2 балла», для второго значения — «1 балл».

Остальные значения в данной строке оцениваются в 0 баллов.

Подобным же образом оцениваются показатели по всем остальным характерологическим признакам. Затем подсчитываются суммы баллов по столбцам. Тот тип личности, по которому набрана наи большая сумма баллов, является для испытуемого основным.

Определить тип темперамента без специальной аппаратуры и электронно вычислительной техники можно также с помощью двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма Г. Айзенка, разработанной им на основе анализа материалов об следования 700 солдат невротиков. В этой модели используются

связанные с темпераментом понятия экстравертированности и нейротизма.

Экстравертированность представляет собой своего рода харак теристику индивидуально психологических различий человека, крайние полюса которой соответствуют направленности личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на явления его собственного субъективного мира (интроверсия) (см. рис. 2).

Нейротизм — это понятие, которое характеризуется эмоцио нальной неустойчивостью, тревогой, волнением, плохим самочув ствием, вегетативными расстройствами. Данный фактор также биполярен. Один из полюсов его имеет позитивное значение, характеризуется эмоциональной устойчивостью, другой полюс — эмоциональной неустойчивостью. Эмоциональная устойчивость присуща сангвиникам и флегматикам, эмоциональная неустойчи вость — холерикам и меланхоликам.

Исследования Г. Айзенка привели к выводу о том, что боль шинство людей находится между полюсами разработанной им двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма и, согласно нормальному распределению, ближе к ее середине.

Результатом этого исследования явилось четкое отнесение

человека к одному из четырех типов темперамента, как это обоз начено на рис. 2 и 3.

Экстравертам (сангвиникам и холерикам) свойственны общи тельность, импульсивность, гибкое поведение, большая инициа тива, высокая социальная адаптивность, но малая настойчивость.

Интровертам (флегматикам, меланхоликам) присущи наблю дательность, замкнутость, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации, фиксация интересов на явлениях собственного внутреннего мира, социальная пассивность при достаточной настойчивости.

Для того чтобы определить место типа темперамента испытуе мого в двухфакторной модели Г. Айзенка, используется адапти рованный вариант его опросника. На каждый предлагаемый вопрос следует ответить «Да» или «Нет». Среднего значения для ответа не предусмотрено.

Опросник Г. Айзенка

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, что бы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, выразить сочувствие?

3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли вы трудно отказываетесь от своих намерений?

5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам не выгодно?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите и не тратите ли много времени на обдумывание?

9. Возникало ли у вас когда нибудь чувство, что вы несчаст ны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что на спор вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с челове ком противоположного пола, который вам симпатичен?

12. Бывает ли, что, разозлившись, вы выходите из себя?

13. Часто ли вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

14. Часто ли вас беспокоит мысль о том, что вам не следова ло бы чего нибудь делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что вас легко задеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам не хотелось бы делиться с другими людьми?

19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?

20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств неболь шим числом самых близких друзей?

21. Много ли вы мечтаете?

22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?

23. Часто ли вас терзает чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли вы дать волю собственным чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают напря жены до предела?

27. Считают ли вас человеком живым и веселым?

28. После того как дело сделано, часто ли вы возвращаетесь к нему мысленно и думаете, что могли бы сделать лучше?

Читайте также:  Диагностика всех устройств пк

29. Верно ли, что вы обычно молчаливы и сдержанны, когда находитесь среди людей?

30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится оттого, что разные мысли ле зут вам в голову?

32. Верно ли, что вам часто приятнее и легче прочесть о том, что вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?

33. Бывает ли у вас сердцебиение?

34. Нравится ли вам работа, которая требует пристального внимания?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Верно ли, что вы всегда говорите о знакомых вам людям только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?

37. Верно ли, что вам неприятно бывает в компании, где по стоянно подшучивают друг над другом?

38. Верно ли, что вы раздражительны?

39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий?

40. Верно ли, что вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях?

42. Вы когда нибудь опаздывали на свидание или на работу?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие нибудь боли?

46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?

47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся?

49. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или ва шей работы?

50. Могли бы вы сказать, что вы уверенный в себе человек?

51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от меро приятий, в которых много участников?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем то хуже других?

53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы подшучивать над другими?

57. Страдаете ли вы бессонницей?

Обработка и интерпретация результатов тестирования

Обработку тестирования следует начинать с определения дос товерности ответов испытуемых. Если ответы совпадают с указан ными в ключе, то каждому из них приписывается 1 балл. Ключ к опроснику приведен ниже. Если сумма баллов по показателю искренности ответов составляет 5 или 6, то полученные резуль таты подвергаются сомнению. Если сумма баллов более 7, то данные тестирования считаются недостоверными и дальнейшая обработка результатов не производится. При сумме баллов от 0 до 4 — ответы достоверны.

28 На чистом листе бумаги вычерчиваются две взаимно перпен дикулярные оси экстравертированности и нейротизма, как обоз начено на рис. 2, со значениями шкал 0 24. Точка пересечения осей соответствует значению 12.

Подсчитывается сумма баллов по показателю экстраверсии — интроверсии. Баллы за ответы по данному показателю начис ляются так же, как и по показателю «Искренности ответов» (за каждый ответ, совпадающий с показателем экстраверсии в ключе опросника, присваивается 1 балл).

Предположим, что при подсчете баллов по показателю экстра версии сумма оказалась равной 15. В этом случае через значение 15 на оси экстравертированности проводится вертикальная линия.

Точно так же производится подсчет суммы баллов по показателю нейтротизма. Пусть сумма баллов по этому показателю состави ла 19. Через значение 19 на оси нейтротизма проводится горизон тальная линия. Точка пересечения горизонтальной и вертикаль ной линий покажет место испытуемого в двухфакторной модели Г. Айзенка. В данном случае выявлен холерический темперамент, как это обозначено на рис. 2.

Очевидно, что в интерпретации Г. Айзенка испытуемый — явный экстраверт с несколько выраженной эмоциональной неус тойчивостью.

«Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Психологический институт Российской академии образования» ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ И АКМЕ Материалы XX симпозиума Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой Москва, 2015 Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XX симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2015. В сборнике представлены материалы юбилейного. »

«Психология для всех. Выпуск 13 (2010) Указатель лучших книг. Вып. 13 Окончание работы: август 2011 Библиографический указатель книг по психологии В этой части работы рассказывается о лучших книгах по психологии, изданных и поступивших в фонды РГБ во второй половине 2010 г. Отобраны в основном научнопопулярные книги, написанные профессиональными психологами, их отличает научная достоверность, полнота и глубина охвата рассматриваемых вопросов, доступное изложение материала. Они будут интересны. »

«Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности Стивен Р. Кови 2005, Альпина Бизнес Букс, 375с.44.00 грн Перед вами уникальное издание, признанный международный бестселлер №1, автор которого, Стивен Кови, известный во всем мире специалист по проблемам руководства, семьи и межличностных отношений, в 199 г. вошедший в число 25 самых влиятельных людей США. Бывший президент США Билл Клинтон назвал Семь навыков настольной книгой каждого человека, стремящегося к успеху. »

«© 1993 г. Э. ФРОММ АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУКТИВНОСТИ* О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТАХ Когда психолог ставит перед собой задачу понять поведение человека, то должен выбрать такие методы, которые пригодны для изучения человеческого существа in vivo, в то же время все бихевиористские исследования практически проводятся in vitro (я употребляю это слово не в смысле психологической лаборатории, а в собственном значении слова, то есть для констатации того факта, что соответствующий индивид. »

«http://koob.ru Отто Ф. Кернберг ОТНОШЕНИЯ ЛЮБВИ Норма и патология Перевод с английского М.Н. Георгиевой под редакцией М.Н. Тимофеевой и Т.С. Драбкиной Otto F. Kernberg LOVE RELATIONS Normality and Pathology Москва Независимая фирма “Класс” http://koob.ru УДК 615.851 ББК 53.57 К 74 Кернберг О.Ф. К 74 Отношения любви: норма и патология/Пер. с англ. М.Н. Георгиевой. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2000. — 256 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 76). ISBN 5-86375-124-Х (РФ) Книга. »

«Психология для всех Аннотированный библиографический указатель книг по психологии Выпуск 16 (вторая половина 2012 г.) Подготовлен в Научно-исследовательском отделе библиографии РГБ Составитель: Л.Г. Бардонова Подготовлен к размещению на сайте Л.Г. Бардоновой, О.В. Решетниковой Окончание работы: февраль 2013 От составителя В этой части работы рассказывается о лучших книгах по психологии, изданных и поступивших в фонды РГБ во второй половине 2012 г. Отобраны в основном научнопопулярные книги. »

«Медицински университет „Проф. Параскев Стоянов“ – Варна Факултет по медицина Катедра по Психиатрия и медицинска психология Риналдо Савов Шишков Някои патогенетични аспекти на параноидната шизофрения А В Т О Р Е Ф Е РАТ За присъждане на научната степен „доктор на науките“ Шифър: 03.01.20 – Психиатрия Варна, Дисертационният труд съдържа общо 335 страници, онагледен е с 58 фигури и 79 таблици. Книгописът включва 671 заглавия, от които 9 на кирилица и 662 на латиница. Защитата на дисертационния. »

«Умные, но бедные ученые в современной России 2. ГЛАВА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС К ризис российской науки имеет не только материальную, но и психологическую составляющую, которая не только не менее значима для самих ученых, но и имеет важные материальные проявления. Основные слагаемые психологического кризиса российских ученых проистекают из наложения ситуации, в которой оказалась современная отечественная наука, на ее описанные выше психологические особенности. 1. Из князи в грязи Давно подмечено. »

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИСТЕТ» ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Сборник научных трудов Выпуск 7 Издательство «Универс-Групп» УДК 159.9 (092) ББК 8 Печатается по решению Редакционно-издательского совета Самарского государственного университета Рецензент доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова. »

«Психология журналистского творчества Оглавление Оглавление Предисловие Раздел первый ПРОБЛЕМА. ПРЕДМЕТ. МЕТОД Раздел второй ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА: ПАРАДИГМЫ МЫШЛЕНИЯ И СТИЛИ ТВОРЧЕСТВА Раздел третий МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕКСТ. 47 Раздел четвертый РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И УБЕЖДАЮЩИЙ ТЕКСТ. 91 Раздел пятый ПОЗИТИВИСТСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ. 121 Раздел шестой ДРАЙВ-МЫШЛЕНИЕ И ГЕДОНИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ Раздел седьмой ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И СМЫСЛОВЫЯВЛЮЩИЙ ТЕКСТ. »

«УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ №2, 2010 Т. О. Закомолдина Теории старения и их роль в социальной работе Аннотация: материалы статьи посвящены проблемам работы со старыми и пожилыми людьми. В статье исследуются прогнозы постарения населения до 2025 года, последствия старения общества. Автор обосновывает, что совокупность пожилых людей характеризуется значительными различиями, поэтому они нуждаются в определенной классификации, которая значима с различных точек зрения, в том числе и социологической. Изучая. »

«Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова» Сборник статей студентов, молодых исследователей кафедры психологии УО «ВГУ им. П.М. Машерова» ВЫПУСК 6 Под редакцией С.Л. Богомаза, В.П. Волчок Витебск УО «ВГУ им. П.М. Машерова» УДК 159.9(063) ББК 88я431 П86 Печатается по решению научно-методического совета учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова». Протокол № 1 от 21.03.2012. »

«http://koob.ru Б.В.Зейгарник ПАТОПСИХОЛОГИЯ М.: Издательство Московского университета, 1986 Аннотация Введение. Предмет и задачи патопсихологии Глава I. К ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПАТОПСИХОЛОГИИ [] Глава II. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Патопсихологический эксперимент 2. Беседа патопсихолога с больным и наблюдение за его поведением во время исследования Глава III. НАРУШЕНИЯ СОЗНАНИЯ Глава IV. НАРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Введение 1. Пути исследования личности 2. »

«Экспертиза эффективности по заявленной в произведениях цели спасения и вечного гармонического развития всех текстов Грабового Григория Петровича в печатном и электронном виде, и изображений в этих текстах, всех аудиозаписей с фонограммой его голоса, всех видеозаписей с его изображением. Экспертное заключение 17 января 2013 г. город Москва Комиссия экспертов в следующем составе: 1.Стрижак Марина Григорьевна, юрист, специалист по биотехнологиям, 2.Морозкина Марина Валериевна, врач терапевт. »

«Psychology Психология УДК 159.9.016.13 ББК 88.1 П 317 Печерская Надежда Марковна кандидат псих. наук, АНО ВПО НИИ «Институт политических и медиаметрических исследований» e-mail: nadeipecherski4@mail.ru БЕЛЛЕТРИЗАЦИЯ БИБЛЕЙСКИХ СЮЖЕТОВ: ДУХОВНОСТЬ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Понятие «духовность» до недавнего времени использовалось в различных трактовках применительно к социальной группе — интеллигенции, либо институту церкви, накопившему для этого богатый опыт религиозного наследия. Следует. »

«Филиал Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский психолого-социальный институт» в г. Черняховске Калининградской области Утверждено Советом филиала НОУ ВПО «МПСУ» 15.03.2014,протокол № ОТЧЕТ по результатам самообследования Филиала НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет» в г. Черняховске Калининградской области Черняховск 201 СОДЕРЖАНИЕ 1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности..4 2. Структура. »

«Т. П. Зинченко ПАМЯТЬ в экспериментальной и когнитивной психологии Санкт-Петербург Москва • Харьков * Минск Татьяна Петровна Зинченко ПАМЯТЬ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ Серия «Мастера психологии » Главный редактор Е. С т роган ова Зав. психологической редакцией JI. В и н о к у р о в Зам. зав. психологической редакцией Я. К а р п о в а Ведущий редактор А. Борин Литературный редактор М. Т ер ен т ьева Художественный редактор В. Ш и м к еви ч Корректоры Т. Б р ы л е в а, Я. Б а. »

«Практические ситуации к ГЭКу по педагогической психологии 2015 год СИТУАЦИЯ № 1 Запрос к психологу от воспитателя средней группы детского сада. Мальчик 5 лет прячется в шкафчик для одежды и отказывается выходить оттуда, если в детский сад его приводит папа. В случае, когда мальчика приводит мама, ребенок ведет себя нормально. Мама не всегда может приводить ребенка в сад, в связи с занятостью на работе. Задание: проанализируйте возможные причины такого поведения ребенка, разработайте. »

«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Г. В. ПЛЕХАНОВА В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко, А. А. Соломатин ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УЧЕБНИК для БаКалавров Допущено Учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим и гуманитарным направлениям и специальностям Книа остна в лектронной илиотеной системе biblio-online.ru Москва Юрайт 201 УДК 159.9 ББК 88.4я73 К64 Авторы: Коноваленко Валерий. »

«XIX КЛИНИЧЕСКИЕ ПАВЛОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Доказательная фармакотерапия 16 аддиктивных расстройств апреля Сборник научных статей САНКТ-ПЕТЕРБУРГ апоар Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга СПб ГБУЗ «Городская психиатрическая больница № 7 имени академика И.П. Павлова» Санкт-Петербургский Городской психотерапевтический центр Бехтеревское психиатрическое общество Санкт-Петербурга Российская психотерапевтическая ассоциация Российское психологическое общество Ассоциация. »

Источник

Adblock
detector