Меню

Адаптация 5 классников к средней школе диагностика психолога

Диагностика психолого-педагогической адаптации пятиклассников
статья (5 класс) по теме

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно, управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_adaptaciya_5_klassa.doc 77 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика психолого-педагогической адаптации пятиклассников МКОУ СОШ №1 с.п. «Село Пивань» в 2012/2013 учебном году

I. Психологическая готовность к переходу в среднее звено.

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно, управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной и школьной тревожности.

Все это означает, что дети могут испытывать значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.

Основное внимание родителям в это время следует уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.

В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель—учителя-предметники”, уроки, как правило, проходят в разных кабинетах.

В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития.

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие”. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о своих учителях. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего” в начальной школе на «самого маленького” в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит. Подобные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.

У большинства детей подобные отклонения исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия в требованиях и помогли подростку справиться с возникающими трудностями.

Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, от внезапной свободы — бегают по школе, исследуя «тайные уголки”, иногда даже задирают ребят из старших классов.

Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость” к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей.

Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего”, «выросшего”, того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться.

Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.

Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

От вашей поддержки ребенка зависит многое: насколько быстро приспособится он к новым нагрузкам и новой обстановке, останется ли прежней его самооценка.

На какие моменты стоит обратить внимание родителям?

— Переход в среднюю школу — это в прямом смысле «новые стены» — незнакомые кабинеты на других этажах школы.

— Происходит «смена статуса»: в начальной школе четвероклассники были самыми старшими и умелыми, а теперь вновь оказываются в позиции самых маленьких.

— Расширяется круг изучаемых предметов, объем и сложность материала, который нужно усваивать. То, что раньше давалось легко, теперь может потребовать гораздо больших усилий.

— Прежний постоянный учитель хорошо знал каждого ученика, его сильные и слабые стороны, учитывал индивидуальные особенности — например, особый темп работы или боязнь отвечать у доски. Понимал практически с полуслова. С новым учителем-предметником ученик может встречаться раз-два в неделю — тут трудно рассчитывать на скорое понимание твоих особенностей и возможностей.

— Сами учителя очень различаются по своим особенностям — стилю общения, темпу речи, требованиям. Одному нравится, когда ученик при ответе высказывает собственное мнение. Другой требует буквально придерживаться текста учебника. Один не придает особого значения аккуратному ведению тетради, другой постоянно снижает оценки за небрежность.

— Практически каждый учитель средней школы считает, что в пятый класс ребенок пришел со сформированной способностью самостоятельно работать и на уроке и дома.

Но именно сейчас у ребенка еще есть время, чтобы стать самостоятельным в учении, определить свои учебные интересы. Он более объективно начинает оценивать свои возможности. По-другому строятся отношения с педагогами и сверстниками.

Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью тех содержательных перемен, что происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста. А именно:

• увеличение объема и разнообразие содержания образования;

• увеличение веса многопредметного обучения и расширение круга учителей, с которыми учащиеся вынуждены систематически вступать в деловые взаимодействия;

• на место первой учительницы приходит новый классный руководитель;

• завершение перехода к кабинетной системе обучения;

• отсутствие у школьников умения как самостоятельно, так и совместно организовывать учебную деятельность.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической — снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

В течение адаптационного периода (1-е полугодие обучения) у пятиклассников должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявляется в новой личностной позиции:

1) по отношению к учебной деятельности;

2) по отношению к школе и предметам;

3) по отношению к одноклассникам;

4) в новом отношении к внутреннему миру собственного «Я».

Сложность задач адаптационного периода значительно увеличивает риск школьной адаптации. Не все пятиклассники даже с высоким уровне; психологической готовности могут успешно справиться с трудностями в обучении и общении внутренними психологическими проблемами. Что уж говорить о тех учениках, у которых были проблемы в начальной школе.

Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе:

— Очень много разных учителей.

— Непривычное расписание (новый режим).

— Много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены

— Новые дети в классе

— Новый классный руководитель.

— В средней школе они снова – самые маленькие, а в начальной школе были уже большими.

— Проблемы со старшеклассниками.

— Возросший темп работы

— Другие нормы оценок.

— Новые, непривычные требования к оформлению работ.

— Необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов:

— Усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения.

— Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей.

— Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.

Все психологические особенности постепенно начинают проявляться в возрасте 10-11 лет – при переходе в среднюю школу, достигая апогея к 13-14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться непростым, и соучастие родителей просто необходимо.

Выделяют такие виды школьной дезадаптации пятиклассников:

1. Интеллектуальная — низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.

2. Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность асоциалъность).

3. Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость).

4. Эмоциональная — тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу.

Исходя из перечисленных особенностей адаптационного периода, целью диагностического минимума в 5-х классов является получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к средней школе.

II. Диагностика адаптационного периода пятиклассников

В период с 1 сентября по 22 октября в 5-ом классе была проведена психолого-педагогическая диагностика уровня адаптации и развития

Диагностика проводилась с целью изучения индикаторов трудностей адаптационного процесса в 5 классе, таких как

  1. «Анкета пятиклассника»,
  2. «Анкета по определению уровня школьной мотивации»,
  3. методика диагностики уровня школьной тревожности.
  4. Анкета «Мои увлечения»,
  5. Анкета « Черты идеального учителя»,
  6. диагностика «Открытое письмо родителям»,
  7. диагностика «Уровня развития классного коллектива»,
  8. диагностика «Уровня воспитанности учащихся».
  9. методика «Отношение к учебным предметам»

Результаты анкеты по определению школьной мотивации таковы:

Высокий уровень мотивации, свидетельствующий о том, что ученик осознает важность учения, учебные цели для него привлекательны, он проявляет высокую познавательную активность, интерес ко всем предметам, к самостоятельной работе, занимает благоприятное статусное положение в классе,

Диагностика школьной мотивации показала, что в 5 классе 9% (1 чел) учащихся имеет высокий уровень мотивации.

Средний уровень учебной мотивации, свидетельствующий, о том, что ученик положительно относится к школе, но учебные цели не осознаются, познавательная активность средняя, сосредоточен по интересу, самостоятельно выполняет только типовые задания, требует контроля со стороны взрослых, дружит со многими детьми в классе, показали 46 %(6 чел).

Внешняя мотивация, свидетельствующая о том, что ученика привлекает внеучебная сторона, атрибутика школы. В 5 классе уровень внешней мотивации составляет 67% (9 чел).

Низкий уровень учебной мотивации, свидетельствующий о том, что ученик к школе относится отрицательно или безразлично, требует контроля и помощи, к самостоятельным занятиям интереса не проявляет, нарушает дисциплину, близких друзей в классе не имеет, 23% (3 чел).

Из всех опрошенных пятиклассников высокий уровень школьной мотивации имеют 9% (1 чел), средний уровень-46% (6 чел), внешнюю мотивацию – 67% (9 чел), низкий уровень – 23 (3 чел)%.

Из 11 опрошенных учащихся 77% считают, что учиться интереснее в 5 классе, чем в 4ом. 56% (8 чел) учащимся нравится, когда учат много учителей. На вопрос, с какими трудностями ты столкнулся в 5 классе, ответили так: 20% (2 чел) –трудностей нет, 30% (4 чел)– трудно приспособиться к новым учителям,

67 % (7 чел) учеников не очень устают после уроков, 13%(2 чел) – очень устают и 13 % (2 чел) не устают совсем.

Исследование уровня воспитанности учеников 5 класса показало что 15,3% учеников с низким уровенем- Хусаинов Р.,Запорожский И., средний уровень 30,76% – Деревцов В., Каменских Н., Никулин В., Тамбиев А. Хороший уровень у 38,4%– Погребной Е. ,Щербаков В., Можарцева Ю., Аносова А., Юрага К., у 15,3% высокий уровень – Аренс А., Пирожкова О.

Методика исследования отношения учеников к учебным предметам показала что: 70 % очень нравится – математика, история, физкультура, 72% учеников сказали, что нравится английский язык, природоведение, 18% опрошенных сказали, что не нравится русский язык, история, музыка, литература; 9% учащихся отметили, что не нравится изучать 9 предметов из 11.

Входная контрольная работа , проведенная по математике и русскому языку в 5 классе показала, что по математике качество знаний составляет– 60%, уровень облученности – 56 %, по русскому языку качество знаний – 57%, уровень облученности – 59 %. Подведенные предварительные итоги 1 четверти показывают следующую картину: отличников- нет, на «4,5 »- учится 6 человек, на «4,3» – 7 человек

Вывод: в данном классе в настоящий период наблюдается временная дезадаптация, которая вызвана высокой тревожностью некоторых учащихся. Эти показатели вызывают некоторые опасения, однако, для подобного периода являются нормой. Особого внимания в учебном плане требуют: Погребной Е., Хусаинов Р., Запорожский И.

  1. Для предупреждения дезадаптации учащихся в начале четверти было проведено родительское собрание «Что должны знать родители, если их ребёнок пошёл в 5-й класс», где проводилось обобщение психолого-педагогического опыта по проблеме адаптационного периода пятиклассников и где родителям были даны рекомендации с целью оказания максимальной помощи детям с их стороны в преодолении адаптационного кризиса (были составлены и выданы соответствующие памятки).
  2. С целью оказания эффективной поддержки учащихся 5 го класса в период адаптации в среднем звене, а также с целью создания социально-психологических условий для успешной адаптации пятиклассников к новой обучающей среде классным руководителем помимо диагностики адаптационного периода были проведены 2 психологических тренинга «Первый раз в пятый класс» и «Путешествие в мир детства».
  3. Для формирования устойчивой учебной мотивации и низкого уровня школьной тревожности, а также для снятия психоэмоционального напряжения и развития коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с учителями на классном часе была проведена психологическая игра «Морское путешествие».
  4. Проведён классный час «О друзьях и дружбе» с целью сплочения коллектива.
  5. Проведена своевременная индивидуальная работа с Тамбиевым А., Щербаковым В, Хусаиновым Р, Запорожским И. в ответ на жалобы учителей-предметников на неорганизованность, неуспеваемость практически по всем учебным предметам, проведена беседа с родителями .
  6. Привлечение учащихся к общественно-полезному труду:
  1. распределение общественных поручений в классе;
  2. участие в общешкольном спортивном мероприятии,
  3. участие в общешкольной акции «Светофор наш друг»;
  4. предоставление работ от класса на конкурс рисунков «Мы космоса дети»,
  5. активное участие в общешкольном празднике «Мисс Осень»
  6. работа по созданию комфортной зоны классного кабинета: организовано дежурство по классу, озеленение кабинета, оказание помощи в подборе наглядного материала для оформления тематических стендов в кабинете.
  7. Намечено в дальнейшем с целью не допустить срыва адаптации пятиклассников:
  1. продолжить наблюдение и изучение классного коллектива 5 класса, более тщательно изучить систему личных отношений учащихся в классе для того, чтобы в дальнейшем целенаправленно формировать эти отношения и создать для каждого ребёнка благоприятный эмоциональный климат;
  2. провести классный час «Поговорим о толерантности» с целью развития терпимости у детей к поведению других, к чужим неудачам и успехам;
  3. провести диагностику и оценку интеллектуального развития детей, изучить особенности их памяти и восприятия;

IV. Рекомендации учителю.

Учителю и родителям необходимо обращать особое внимание на усвоение учебной задачи ребенком; при возникновении трудностей обязательно четкое прояснение учебного материала до тех пор, пока ребенок не поймет. Для этого необходимо знать (пронаблюдать), какие анализаторы (слуховой, визуальный, кинестетический – тактильный) ребенка задействованы в принятии и понимании задания.

Учителю обратить внимание на межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных детей. Помочь детскому коллективу развиваться без серьезных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению.

Учителю и родителям необходимы совместные встречи, в процессе которых отслеживались бы результаты успехов или неуспехов каждого ребенка, а также разбирались причины и пути преодоления трудностей в обучении.

Учителю в своих наблюдениях необходимо уделить особое внимание тем сторонам поведения и деятельности, которые в наибольшей степени отражают характер адаптации к школьной среде. ( в первую очередь это Погребной Е., Хусаинов Р)

Учителям-предметникам проводить опрос, не нагнетая обстановку в классе. Желательно вызывать ребят по имени и фамилии. При неудачном ответе ученика не одергивать, не стыдить, не упрекать, не отчитывать в присутствии всего класса. Чувство юмора хорошо помогает убрать напряжение в классе, «разбавляет» обстановку. Необходимо поддерживать ситуацию успешности. Постараться проявлять искренний интерес к каждому учащемуся.

VI. Рекомендации родителям.

Помочь ребенку в преодолении тревоги и сомнений в собственных силах – значит создать условия, в которых он будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Причем это касается не только проблем адаптации. Важно, чтобы ребенок чувствовал безопасность, поддержку и понимание дома, что близкие люди принимают его таким, какой он есть.

В случае необходимости помогать ребенку в выполнении задания, но не делать вместо него.

Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбаться чаще. Убеждать ребенка, что все будет хорошо.

Помнить, что школа и семья существуют для ребенка, а не ребенок для школы.

Чаще разговаривать с ребенком, проявляя искреннюю заинтересованность в нем. Но не допрашивать ребенка, если он в данный момент не желает общаться.

Организовать совместную деятельность с ребенком.

Источник

Читайте также:  Диагностика вариатора в тюмени
Adblock
detector