Меню

Адаптация 5 классников к средней школе диагностика тестирование

Исследование диагностики адаптации пятиклассников к средней ступени обучения
материал (5 класс) по теме

Диагностика педагогической адаптации пятиклассников

Скачать:

Вложение Размер
adaptaciy_5.doc 59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика психолого-педагогической адаптации пятиклассников МОУ-ООШ №23 в 2010/2011 учебном году

Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью тех содержательных перемен, что происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста. А именно:

• увеличение объема и разнообразие содержания образования;

• увеличение веса многопредметного обучения и расширение круга учителей, с которыми учащиеся вынуждены систематически вступать в деловые взаимодействия;

• на место первой учительницы приходит новый классный руководитель;

• завершение перехода к кабинетной системе обучения;

• отсутствие у школьников умения как самостоятельно, так и совместно организовывать учебную деятельность.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической — снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

В течение адаптационного периода (1-е полугодие обучения) у пятиклассников должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявляется в новой личностной позиции:

1) по отношению к учебной деятельности;

2) по отношению к школе и предметам;

3) по отношению к одноклассникам;

4) в новом отношении к внутреннему миру собственного «Я».

Сложность задач адаптационного периода значительно увеличивает риск школьной адаптации. Не все пятиклассники даже с высоким уровне; психологической готовности могут успешно справиться с трудностями в обучении и общении внутренними психологическими проблемами. Что уж говорить о тех учениках, у которых были проблемы в начальной школе.

Выделяют такие виды школьной дезадаптации пятиклассников:

1. Интеллектуальная — низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.

2. Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность асоциалъность).

3. Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость).

4. Эмоциональная — тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу.

Исходя из перечисленных особенностей адаптационного периода, целью диагностического минимума в параллели 5-х классов является получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к средней школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• организовать и провести психологическое обследование пятиклассников (учебная мотивация уровень самооценки, эмоциональное самочувствие, социометрический статус);

• выявить школьников, испытывающих трудности в адаптации, и определить характер и причину трудностей в каждом случае;

• определить пути оказания помощи школьникам, испытывающим трудности в процессе адаптации.

Диагностика проводится психологом в конце 1-го семестра обучения (в декабре) по трем основным направлениям: психологическое обследование школьников, экспертный опрос педагогов и родителей.

Среди учащихся 5 класса была проведена психолого-педагогическая диагностика уровня адаптации и развития. Использовались такие методики: «Анкета пятиклассника», «Анкета по определению уровня школьной мотивации», методика диагностики уровня школьной тревожности.

Результаты диагностики уровня школьной тревожности показывают, что в данном классе повышенный уровень тревоги по восьмому фактору у 28% (6 чел) учащихся. Этот фактор свидетельствует о проблемах и страхах в отношениях с учителями, общем негативном эмоциональном фоне отношений со взрослыми в школе. Это вполне допустимо, так как для детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений может вызвать тревогу в первые месяцы обучения.

Также для многих учащихся страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих вызывает тревогу.

Классному руководителю рекомендуется наблюдение за детьми, индивидуальные консультации, коррекционно-развивающие занятия. Так же следует провести повторную диагностику во втором полугодии.

Результаты анкеты по определению школьной мотивации таковы:

Высокий уровень мотивации, свидетельствующий о том, что ученик осознает важность учения, учебные цели для него привлекательны, он проявляет высокую познавательную активность, интерес ко всем предметам, к самостоятельной работе, занимает благоприятное статусное положение в классе,

Диагностика школьной мотивации показала, что в 5 классе 28% (5 чел) учащихся имеет высокий уровень мотивации.

Средний уровень учебной мотивации, свидетельствующий, о том, что ученик положительно относится к школе, но учебные цели не осознаются, познавательная активность средняя, сосредоточен по интересу, самостоятельно выполняет только типовые задания, требует контроля со стороны взрослых, дружит со многими детьми в классе, показали 41 %(9 чел).

Внешняя мотивация, свидетельствующая о том, что ученика привлекает внеучебная сторона, атрибутика школы. В 5 классе уровень внешней мотивации составляет 67% (14 чел).

Низкий уровень учебной мотивации, свидетельствующий о том, что ученик к школе относится отрицательно или безразлично, требует контроля и помощи, к самостоятельным занятиям интереса не проявляет, нарушает дисциплину, близких друзей в классе не имеет, 31% (7 чел).

Из всех опрошенных пятиклассников высокий уровень школьной мотивации имеют 28% (5 чел), средний уровень-41% (9 чел), внешнюю мотивацию – 67% (14 чел), низкий уровень – 31 (7 чел)%.

Из 20 опрошенных учащихся 77% считают, что учиться интереснее в 5 классе, чем в 4ом. 59% (12 чел) учащимся нравится, когда учат много учителей. На вопрос, с какими трудностями ты столкнулся в 5 классе, ответили так: 61% (13 чел) –трудностей нет,20% (4 чел)– трудно приспособиться к новым учителям, 6% ( 1 чел) – слишком высокий темп на некоторых уроках.

57 % (12 чел) учеников не очень устают после уроков, 30%(7 чел) – очень устают и 13 % (2 чел) не устают совсем.

На вопрос, много ли задают на дом, 21% (4 чел) ответили – средне, 69% (14 чел)– да, много и 6уч.10% (3 чел) – нет, не много.

67% (14 чел) успевает выполнять все домашние задания.

В классе много друзей у 34% (7 человек).

В целом, можно считать, что период адаптации у пятиклассников проходит недостаточно успешно. Большую работу проводит классный руководитель и учителя предметники.

Учителю и родителям необходимо обращать особое внимание на усвоение учебной задачи ребенком; при возникновении трудностей обязательно четкое прояснение учебного материала до тех пор, пока ребенок не поймет. Для этого необходимо знать (пронаблюдать), какие анализаторы (слуховой, визуальный, кинестетический – тактильный) ребенка задействованы в принятии и понимании задания.

Учителю обратить внимание на межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных детей. Помочь детскому коллективу развиваться без серьезных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению.

Учителю и родителям необходимы совместные встречи, в процессе которых отслеживались бы результаты успехов или неуспехов каждого ребенка, а также разбирались причины и пути преодоления трудностей в обучении.

Учителю в своих наблюдениях необходимо уделить особое внимание тем сторонам поведения и деятельности, которые в наибольшей степени отражают характер адаптации к школьной среде.

Учителям-предметникам проводить опрос, не нагнетая обстановку в классе. Желательно вызывать ребят по имени и фамилии. При неудачном ответе ученика не одергивать, не стыдить, не упрекать, не отчитывать в присутствии всего класса. Чувство юмора хорошо помогает убрать напряжение в классе, «разбавляет» обстановку. Необходимо поддерживать ситуацию успешности. Постараться проявлять искренний интерес к каждому учащемуся.

Помочь ребенку в преодолении тревоги и сомнений в собственных силах – значит создать условия, в которых он будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Причем это касается не только проблем адаптации. Важно, чтобы ребенок чувствовал безопасность, поддержку и понимание дома, что близкие люди принимают его таким, какой он есть.

В случае необходимости помогать ребенку в выполнении задания, но не делать вместо него.

Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбаться чаще. Убеждать ребенка, что все будет хорошо.

Помнить, что школа и семья существуют для ребенка, а не ребенок для школы.

Чаще разговаривать с ребенком, проявляя искреннюю заинтересованность в нем. Но не допрашивать ребенка, если он в данный момент не желает общаться.

Организовать совместную деятельность с ребенком.

Источник

Методики по адаптации 5 классов

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

для учащихся 5 классов.

Методика « Шкала тревожности».

( по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша)

Инструкция. Ниже перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызывать волнение, беспокойство, тревогу, страх.

Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, то поставьте — 0. Если она немного волнует, беспокоит — 1. Если ситуация достаточно неприятна и вы хотите избежать её, то поставьте — 2. Если ситуация неприятна, вызывает беспокойство, тревогу, страх — 3. А если ситуация крайне неприятна, вызывает очень сильный страх — 4. (проводится коллективно, целым классом).

2.Пойти в дом к незнакомым людям.

3.Участвовать в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.

4.Разговаривать с директором школы.

5.Думать о своём будущем.

6.Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить.

7.Тебя критикуют, в чём-то упрекают.

8.На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь( наблюдают за тобой во время работы, решения задачи и т.п.)

9.Пишешь контрольную работу.

10.После контрольной учитель называет отметки.

11.На тебя не обращают ни какого внимания.

12.У тебя что-то не получается.

13.Ждёшь родителей с родительского собрания.

14.Тебе грозит неудача, провал.

15.Слышишь за своей спиной смех.

16.Сдаёшь в школе зачётную работу.

17.На тебя сердятся, но ты не знаешь почему.

18.Выступать перед большой аудиторией.

19.Тебе предстоит важное, решающее дело.

20.Не понимаешь объяснений учителя.

21.С тобой не соглашаются, противоречат тебе.

22.Сравниваешь себя с другими.

23.Проверяются твои способности.

24.На тебя смотрят как на маленького (-ую).

25.На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос.

26.Замолчали, когда ты подошёл ,подошла.

27.Оценивается твоя работа.

28.Думаешь о своих делах.

29.Тебе надо принять для себя решение.

30.Не можешь справиться с домашним заданием.

Методика включает ситуации 3-х типов:

ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

ситуации, связанные с представлениями о себе;

Номер пункта шкалы

1 4 6 9 10 13 16 20 25 30

3 5 12 14 19 22 23 27 28 29

2 7 8 11 15 17 18 21 24 26

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — общего уровня тревожности.

Уровень общей тревожности

Уровень школьной тревожности

Уровень самооценочной тревожности

Уровень межличностной тревожности

Примечание. Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Следует также обратить внимание на учащихся с «чрезмерным спокойствием» — подобная нечувствительность к неблагополучию носит защитный характер и препятствует полноценному формированию и развитию личности.

Анкета «Отношение к школе».

1.Какие предметы в 5-ом классе тебе нравятся больше всего?

2.Какие предметы в 5-ом классе тебе кажутся сложными?

3.По каким предметам тебе труднее всего выполнять домашние задания?

4.Я огорчаюсь, когда учителя …

5.Я огорчаюсь, когда родители …

Вопросы по социометрии.

1 .С кем из ребят своего класса ты бы хотел готовиться к предстоящей контрольной работе?

( к зачёту, к самостоятельной работе и т.п.) — деловой критерий.

2.Кого из одноклассников ты бы пригласил (-а) к себе на День рождения? — личностный критерий.

Анкета «Изучение школьной мотивации учащихся» (Н.Г.Лускановой).

Отрицательный ответ — 0 баллов.

Нейтральный — 1 балл.

Положительный — 3 балла.

1.Тебе нравится в школе или не очень?

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе хочется остаться дома?

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу приходить необязательно, то ты пошёл (-ла) бы в школу?

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5.Ты хотел (-а) бы, чтобы не задавали домашних заданий?

6.Ты хотел (-а) бы, чтобы в школе остались только определённые предметы?

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

8.Ты бы хотел (-а), чтобы у тебя был менее строгий учитель?

9.У тебя в классе много друзей?

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

(Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации).

Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной мотивации; 20-24 балла — средний уровень;15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию (общение в школе, атрибутика школьной жизни и т.п.);

10-14 баллов — низкая школьная мотивация; ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Выберите книгу со скидкой:

Книга: «Ускоряйся! Наука DevOps. Как создавать и масштабировать высокопроизводительные цифровые организации»

Псевдонаука и паранормальные явления: Критический взгляд

Python для сложных задач: наука о данных и машинное обучение

350 руб. 1578.00 руб.

Магия психотерапии: Как наука помогает изменить жизнь к лучшему

Наука раскрытия преступлений: Опыт израильского криминалиста

Эйнштейн гуляет по Луне: Наука и искусство запоминания + Покет-серия

Наука успеха: Как фокусироваться на важном и найти свой уникальный путь

Математика космоса: Как современная наука расшифровывает Вселенную

Мир, полный демонов: Наука — как свеча во тьме

Разоблаченная Изида. Т. 1. Наука

Наука в поисках Бога

Вера против фактов: Почему наука и религия несовместимы

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Номер материала: ДБ-117035

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Призовой фонд 200 000 руб.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Семаго диагностика 1 класс
Adblock
detector