Меню

Акимова м к психологическая диагностика основные понятия

Предисловие

Эта книга написана для того, чтобы помочь каждому, кто в этом заинтересован, получить первоначальное, общее представление о системе научных знаний, составляющих содержание учебного курса «Психодиагностика». Авторы поставили своей целью ввести читателей в мир психодиагностики, познакомить их с основными категориями, принципами и проблемами, создать адекватное отношение к этой прикладной науке.

Истории психодиагностики больше 100 лет. За этот период она превратилась в развитую область психологии, имеющую крепкие связи с другими областями этой науки. Однако, несмотря на это, в общественном сознании, а также в сознании ряда психологов присутствует еще неотчетливость в дифференциации психологического знания, которая часто проявляется в отношении психодиагностики. Так, например, как в разговорном языке, так и в научной психологии нередко смешиваются диагностическое обследование и экспериментальное исследование индивидуальных или групповых психологических особенностей. Авторы учебника полагают, что систематизированный и последовательно изложенный краткий курс психологической диагностики, рассчитанный на широкий круг читателей, интересующихся проблемами этой науки, должен прояснить место психодиагностики в психологии, обозначить ее отношения с другими областями психологических знаний.

Что же изучает психодиагностика?

Психологическая диагностика — наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

Можно выделить две функции психологической диагностики — научную и практическую.

Первая характеризует ее как научно-исследовательскую область и представляет собой деятельность но конструированию психодиагностических методик. Поскольку их используют в практических целях,

к ним предъявляются особые требования, связанные с повышением точности и объективности показателей, они разрабатываются по определенным правилам и проверяются по ряду критериев. В первую очередь это делается для того, чтобы оценить их качество и практическую полезность, пригодность для решения прикладных задач.

Источник

Психологическая диагностика. Под ред. Акимовой М.К.

Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс «Психологическая диагностика» в высших учебных заведениях. Книга знакомит читателя с понятийным аппаратом, основными теоретическими проблемами психологической диагностики, а также с ее специфическим инструментарием.

Пособие может быть использовано при подготовке студентов и аспирантов дневного и заочного отделений, повышении квалификации и переподготовке преподавателей и других специалистов, в работе которых необходимы знания по психологической диагностике

Читайте также:  Психолого педагогическая диагностика развития детей с овз

Скачать / Download файл

Скачать / Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 7
Часть I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Глава 1. История психологической диагностики 20
§ 1. Истоки психодиагностики 21
§ 2. Возникновение тестирования 23
§ 3. Другие виды диагностических методик 30
§ 4. Отечественные работы в области психологической диагностики 33
Вопросы и задания 39
Рекомендуемая литература 40
Глава 2. Классификация психодиагностических методик 41
§ 1. Типы диагностических методик 42
§ 2. Формализованные методики 43
Тесты 44
Опросники 47
Проективная техника 49
Психофизиологические методики 50
§ 3. Малоформализованные методики 51
Метод наблюдения 51
Беседа 56
Анализ продуктов деятельности (контент-анализ) 59
Вопросы и задания 62
Рекомендуемая литература . 62
Глава 3. Психометрические требования к построению и проверке методик 64
§ 1. Стандартизация 66
§ 2. Надежность и валидность 72
Надежность 72
Валидность 78
Вопросы и задания 85
Рекомендуемая литература 85
Часть II ДИАГНОСТИКА КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ
Глава 1. Диагностика интеллекта и умственного развития
§ 1. Представления об интеллекте. 89
§ 2. Представления о структуре интеллекта 96
§ 3. Интеллект и интеллектуальные тесты 105
§ 4. Применение интеллектуальных тестов в зарубежной психологии на современном этапе 0
§ 5. Невербальные тесты интеллекта 113
§ 6. Шкалы измерения интеллекта Д. Векслера 118
§ 7. Групповые тесты интеллекта, применяемые в отечественной практике 121
§ 8. Проблемы отечественной диагностики интеллектуального (умственного) развития 124
Вопросы и задания 134
Рекомендуемая литература 134
Глава 2. Креативность и ее диагностика 136
§ 1. Представления о креативности 136
§ 2. Тесты креативности 141
Вопросы и задания 146
Рекомендуемая литература 146
Глава 3. Возможности тестов в диагностике способностей 147
§ 1. Представления о способностях в отечественной и зарубежной психологии 147
§ 2. Тестовые показатели и измерение способностей 154
§ 3. Тестирование специальных способностей в нашей стране и за рубежом 158
Вопросы и задания 161
Рекомендуемая литература 161
Часть III ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ
Глава 1. Опросники личностные 164
§ 1. Типологические опросники личности 166
§ 2. Опросники черт личности 177
§ 3. Личностные опросники мотивации 182
§ 4. Личностные опросники интересов 185
§ 5. Опросники личностных ценностей 187
§ 6. Личностные опросники установок 189
§ 7. Психосемантические методы диагностики личности 193
§ 8. Методологические вопросы разработки и применения личностных опросников 199
Вопросы и задания 205
Рекомендуемая литература 206
Глава 2. Проективные методики 207
§ 1. Проективные методики структурирования 209
§ 2. Проективные методики интерпретации 211
§ 3. Проективные методики экспрессии 216
Вопросы и задания 219
Рекомендуемая литература 219
Часть IV. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Глава 1. Прогностичность результатов личностных методик 222
§ 1. Субъективизм средовых оценок и индивидуальный прогноз поведения 223
§ 2. Идиографический подход в диагностике и индивидуальный прогноз поведения 230
Вопросы и задания 233
Рекомендуемая литература 234
Глава 2. Социокультурные аспекты психодиагностики 235
§ 1. Влияние культуры на личность и познавательные функции человека 236
§ 2. Диагностическая процедура и влияние культуры 241
§ 3. Содержание методик как фактор, опосредующий влияние культуры 244
Вопросы и задания 253
Рекомендуемая литература 253
Глава 3. Морально-этические проблемы в работе психодиагноста 255
§ 1. Этические проблемы, относящиеся к личности и профессиональным качествам индивидов, связанных с диагностическими методиками 256
§ 2. Этические проблемы, связанные с обеспечением прав индивидов, подвергаемых диагностированию 261
Обеспечение тайны личности 261
Конфиденциальность 264
Сообщение результатов обследования 266
§ 3. О социально-психологических основаниях этического кодекса психолога-диагноста 268
Вопросы и задания 269
Рекомендуемая литература 270
Глава 4. Перспективы развития психологической диагностики 271
§ 1. Перспективы, связанные с научным пониманием генетической природы ответов-реакций. . 272
§ 2. Перспективы, связанные с определением интеллекта 276
§ 3. Перспективы, связанные с анализом содержания решаемых задач 277
Вопросы и задания 281
Рекомендуемая литература 281
Послесловие 282
Краткий терминологический словарь 287
Литература 294

Читайте также:  Диагностика hyundai sonata 5 программы

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Источник

Акимова м к психологическая диагностика основные понятия

Итак, психологическая диагностика — основа деятельности любого практического психолога, чем бы он ни занимался — индивидуальным консультированием, профессиональной ориентацией, психотерапией и пр., в какой бы сфере он ни работал — в школе, клинике, на производстве, в агентстве по подбору кадров и т. д.

Обе названные функции психодиагностики (создание методик и их использование на практике) не осуществляются изолированно, они могут обнаруживаться в единстве, в деятельности одних и тех же специалистов. Так, создатели методик нередко не только проверяют их, но и применяют на практике, решая определенные прикладные задачи, возникающие в работе, а также опираются на опыт психологов — пользователей методик. Вместе с тем практические психологи не только применяют уже разработанные диагностические методики; они в своей деятельности нередко сталкиваются с необходимостью составить схему наблюдения или сформулировать вопросы диагностического интервью, разработать тест достижений или биографическую анкету и пр. Поэтому психологи-практики должны обладать навыками конструирования таких методик.

Еще одно объединяет создателей методик и практиков: в какой бы сфере ни работал психодиагност (в научно-исследовательской или прикладной), он не должен забывать о том, что психодиагностика составляет одну из отраслей психологической науки. Поэтому без глубокого научного знания, без понимания принципов и законов психологии нельзя заниматься психодиагностикой.

Разработка диагностической методики — сложный процесс, существенно отличающийся от житейских представлений о том, что достаточно только создать задания или сформулировать вопросы. Ошибочно поверхностное и упрощенное отношение к психодиагностическому инструментарию, когда так называемым «психологическим тестом» считается любой комплекс заданий, не имеющий научного обоснования и не прошедший необходимой проверки. В плену таких представлений оказался изобретатель Томас Эдисон, предложивший в 1921 г. в качестве теста случайный набор вопросов, которые сам Эдисон считал чрезвычайно простыми [97]. Среди них были, например, такие: «Какой телескоп является самым большим в мире?», «Каков вес воздуха в комнате объемом 20x30x10 футов?», «Какой город в Соединенных Штатах лидирует в производстве стиральных машин?». Выпускники колледжа смогли дать всего несколько правильных ответов на вопросы этого «теста», и это способствовало тому, что было подорвано доверие к самому методу тестирования, снизился научный авторитет психологической диагностики.

Читайте также:  Дифференциальная диагностика пищевой токсикоинфекции таблица

Источник

Adblock
detector