Меню

Алгоритм диагностики семьи социальным педагогом

Диагностические технологии в работе социального педагога

Диагностика (с греческого – способный распознавать) – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Диагноз– это определение состояния объекта. Выделяют несколько видов диагностик.

  1. Психологическая диагностикаесть измерение индивидуально-психологических свойств личности. Её целью является установление психологического диагноза как заключение об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития. Диагностический минимум:

1 класс – Пакет методик на готовность, проективные методики, мотивационная анкета Лусканова.

4 класс – Мотивационная анкета (Лусканова); интеллектуальный тест, тест тревожности (Филипс).

5 класс — Мотивационная анкета, тест тревожности (Филипс), психологический климат класса.

8 класс – Мотивационная анкета, личностный опросник (Р.Кеттела), психологический климат класса.

10 класс – профориентационный тест, психологический климат класса, тревожность (Кандаш).

Благодаря этим тестам можно выявить следующие психодиагностические признаки:

  • низкая познавательная активность и личностная незрелость;
  • низкий уровень самоконтроля и самоорганизации в деятельности и поведении;
  • повышенный интерес к ситуациям, включающим жестокость и агрессию;
  • немотивированность, неадекватность поведения;
  • отрицательное отношение к учению, к школе, побеги из дома;
  • сохранение инфантильности, слабоволие;
  • раннее половое развитие.
  1. Социальная диагностика– это комплексный подход выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономические, культурно-правовые, нравственно-психологические, медико-биологические и санитарно-экологические состояния. Её целью является постановка социального диагноза, т. е. определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи. При проведении социальной диагностики можно использовать следующие вопросы:
  • Какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью (другую социальную группу)?
  • Существуют ли проблемы среди членов семьи?
  • Насколько эффективны (неэффективны) формы общения?
  • Каковы основные возможности для реализации сути формальных и неформальных ролей каждого участника семьи?
  • Кто из окружения подопечного принимает значимые решения, каковы их последствия?
  • Каковы основные конфликты, касающиеся подопечного, какие меры принимаются для их разрешения?
  1. Педагогическая диагностика – это изучение личности, индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций. Выделяют следующие требования к проведению педагогической диагностики:
  • изучение личности должно быть направлено на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей;
  • диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер;
  • изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения;
  • личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений;
  • нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода.
  1. Социально-педагогическая диагностика – это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов: Методы исследования:

1). Метод наблюдения – наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Но личное наблюдение не может стать для педагога единственным источником изучения качеств ребенка, так как оно является односторонним и субъективным. Поэтому надо учитывать результаты наблюдений и других людей.

2).Метод беседы обязывает социального педагога прислушиваться к суждениям окружающих ребенка (учителей, родителей, одноклассников), находящихся в непосредственной близости со школьником, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности. Необходимо сопоставить данные, полученные в сочетании с личными наблюдениями.

3). Метод столкновения взглядов, позиций. Форма данного метода позволяет обращаться к ученикам с просьбой высказать свое мнение, дать совет, как относиться к определенному явлению, поведению, проблеме.

4). Метод социометрического выбора помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микрогруппы, неформальных лидеров, а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников.

5). Метод ранжирования – это расположение по значимости ( по рангу). Можно использовать не только применительно к личности, но и для выяснения ценностных ориентаций учащихся.

6). Метод изучения поведения детей в определенной педагогической ситуации. Является одним из достоверных диагностических методов в педагогике. Но пока этот метод не получил широкого применения в практике, хотя и считается весьма перспективным для изучения личности и коллектива.

7). Методом анализа продуктов творчества учащихся в процессе их самостоятельной деятельности – художественно-эстетической, трудовой, учебной и др.

8). Метод анкетирования позволяет выяснить не только мнение ребят по интересующим вас вопросам, но и выявить их склонности, связи и оценочные суждения. Анкетирование является одним из самых популярных методов диагностики.

Читайте также:  Профилактика и ранняя диагностика признаков нарушения кровообращения в конечностях

Алгоритм проведения диагностик:

  1. Определение цели и задач исследования. Основная цель изучения заключается в выявлении способности школы содействовать развитию личности ребенка. В качестве частных задач изучения могут быть избраны следующие: -выявить уровень воспитанности школьников, -получить информацию о результативности работы, -склонности к тем или иным процессам, явлениям, -выявление ценностных ориентиров личности учащихся.
  2. Подбор критериев и показателей для определения результативности изучаемого явления.
  3. Выбор методик изучения.
  4. Подготовка диагностического инструментария.
  5. Исследование испытуемых.
  6. Обработка и интерпретация результатов исследования.

В работе социальный педагог должен использовать диагностические методики:

  1. Опросник А.Басса и А.Дарк. Качества: все виды агрессии.
  2. Модификация теста Розенцвейга. Качества: фрустрация.
  3. Тест “Конфликтная ли вы личность?” Качества: конфликтность.
  4. Тест – опросник Шмишека. Качества: акцентуация.
  5. Тест школьной тревожности. Качества: тревожность.
  6. Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник Спилберга) Качества: тревожность.
  7. Шкала одиночества (Д.Рассе, Л.Пепо, М.Фергюсон). Качества: социальная изоляция, депрессия, скука.

Источник

Социально-педагогическая диагностика семьи

Диагностика семьи является постоянным компонентом деятельности СП, на котором основывается система помощи и поддержки семьи.

Технология диагностирования проблем семьи основывается на ряде принципов:

объективность — заключается в непредвзятом рассмотрении проблемы;

причинность — выражается в выяснении причин возникновения и особенностей протекания того явления, которое родителями понимается как проблема;

комплексный подход – предполагает увязывание полученных данных со всем комплексом проблем воспитания и жизни семьи;

достаточность — не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний;

Некоторые исследователи (А.А. Бодалев, В.В. Столин) считают, что в основе диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения:

1) теоретическое положение — причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать в особенностях детско-родительских отношений, стиле воспитания, а также в искажении процесса саморазвития;

2) практическое положение — построение диагностики по принципу «ветвящегося дерева», то есть последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем этапе.

Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Следует начинать с первичной диагностики жалоб родителей, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, выявить причины указанных нарушений.

В ходе первичной диагностики важно разобраться в характере жалобы или проблемы, которая может быть обоснована, частично обоснована и необоснованна. Необходимо узнать, как сами родители понимают проблему, правильно ли видят ее причины, какой помощи ждут от специалиста. Основное назначение диагностики — составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных определенной семье. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная методика, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т.д.

Информация о семье может быть получена в ходе патронажа — посещения семьи на дому, что позволяет СП ближе познакомиться с ее членами, увидеть их в привычной, непринужденной обстановке, помогает понять стиль жизни семьи, ее уклад (чем живет семья, каковы ее социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения с окружающими людьми и друг с другом, семейные традиции, уровень педагогической культуры родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответственно целям воспитания и возрасту ребенка), познакомиться с условиями жизни семьи, выявить возможные факторы риска (медицинские, социальные, бытовые).

Таким образом, социальный патронаж — это форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда СП находится в ее распоряжении долгое время, входит в курс всего происходящего, оказывая влияние на суть событий. Срок патронажа ограничен (4-9 мес.). Одновременно СП может патронировать не более двух семей, и в тоже время под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им ранее.

Патронаж позволяет оценить обстановку дома, что позволяет более верно понять экономическое положение семьи; увидеть, например, бытовые условия ухода за больным ребенком, оценить отношение к нему и другим детям в семье. При этом достаточно просто увидеть, в какой комнате живет ребенок или все дети, какие у него игрушки, имеется ли специальный уголок с предметами ухода и занятий с ребенком и т.п. Оценка организации жизненного пространства семьи имеет существенное значение при планировании СП дальнейшей работы с ней. Она может повлиять на выбор конкретных действий, которые помогут устранить возникшую проблему, более отчетливо представить, насколько заботятся родители о своем ребенке.

Читайте также:  Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения

Патронаж может проводиться и с контрольными целями: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный), анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр. Такой патронаж позволяет устанавливать и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.

Проведение патронажа требует соблюдение ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможность информировать семью и предстоящем визите и его целях (договориться по телефону или послать письменное сообщение, учитывая при этом пожелания родителей о дате и времени встречи).

Семьи, в которых рождаются дети с аномалиями развития, потенциально относятся к группе риска. Им нужно помочь адаптироваться к ситуации рождения больного ребенка и проблемам, связанным с ней. Социальный работник на первой встрече с семьей осуществляет своеобразную селекцию семей, самостоятельно адаптировавшихся, и тех, у кого возникли серьезные семейные трудности.

Как правило, большинство семей при рождении больного ребенка испытывают материальные трудности, поскольку снижается их жизненный уровень. Выполняя организационно-посредническую деятельность, СП связывает их с официальными государственными структурами, способными реализовать гарантированные законом права таких семей.

Патронажи могут быть единичными и регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей. С запланированной периодичностью проводятся патронажи семей, имеющих конкретные проблемы.

Например, неоднократно посещаются семьи, воспитывающие детей-инвалидов первого года жизни, с целью помочь преодолеть психотравмирующую ситуацию рождения больного ребенка, своевременно разрешить ряд социально-правовых вопросов (оформление инвалидности), освоить необходимые навыки по уходу и развитию ребенка.

Регулярные патронажи неблагополучных и, прежде всего, асоциальных семей в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Встреча СП с семьей в ее доме будет продуктивной, если в ней примут участие все члены семьи. В том случае, если в доме оказался кто-то из родственников или соседей, их также можно привлечь к разговору. Организованная таким образом встреча даст возможность получить всестороннюю информацию, которая пригодится при последующей работе с семьей.

Работа СП в рамках патронажа включает несколько этапов. Однако границы этапов условны.

1 этап. Знакомство и заключение договора с семьей. Договор не имеет юридической силы. Его назначение в определении круга прав и обязанностей членов семьи и СП.

2 этап. Вхождение в семью, создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса. Для поддержания мотивации необходимо привлечение лиц пользующихся особым доверием, значимых для членов семьи.

3 этап. Сбор и анализ информации о семье. Сопоставление информации, полученной из различных источников. По мере необходимости СП прибегает к консультативной помощи других специалистов. На основе сбора и анализа информации СП формирует отношения с семьей, способы взаимодействия с ней и планы совместной работы по выходу семьи из кризиса.

4 этап. Выведение семьи из состояния кризиса, разрешение проблем, устранение причин их породивших. Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами. СП может оказывать семье информационную и организационную помощь.

5 этап. Выход из семьи. По окончании интенсивного периода работы СП составляет карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). СП продолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные, культурно-образовательные и другие мероприятия.

Работая с семьей, СП нередко прибегает к социальному надзору. СП использует следующие формы надзора. Официальный надзор — это надзор, осуществляемый СП по поручению официальный органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за деятельностью соответствующих социальных объектов. Неофициальный контроль — это взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных обязательств. Социальный надзор, осуществляемый СП, не предполагает активных коррекционно-реабилитационный мероприятий со стороны специалиста. В этом его отличие от социального патронажа.

Читайте также:  Методы диагностики узкого таза

По результатам патронажа или осуществленного надзора составляются следующие документы: акт обследования семьи учащегося (составляется школьным СП), социальный паспорт семьи.

Наблюдение и беседа с членами семьи позволяет определить характер их отношений друг с другом, общую семейную атмосферу. Все необходимые показатели измеряются и анализируются. Анализ информации, полученной в ходе изучения семьи, позволяет сделать вывод о воспитательной активности семьи, уровне педагогической культуры родителей.

Диагностика проблем семьи может осуществляться с помощью беседы, универсального метода сбора и поиска информации. Например, клиентом СП-консультанта может быть мать, сын которой недисциплинирован и непослушен. Технологически беседа выстраивается следующим образом (рассмотрим на избранном примере):

1. Начальный этап.

На этом этапе устанавливается эмоциональный контакт с собеседником, взаимоотношения «сопереживающего партнерства». Целесообразным является использование таких психологических приемов, как «сопереживание», «эмпатическое выслушивание». Матери нужно дать возможность откровенно поделиться своими трудностями, рассказать о том, как она их понимает. Важно выслушать клиента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если СП с ним в чем-то не согласен (т. е. необходимо дать человеку возможность выговориться). Недопустимы никакие упреки и обвинения в адрес матери, даже обоснованные. В результате собеседник будет восприниматься клиентом как человек чуткий, заслуживающий доверия.

2. Рекогносцировка.

В ходе рекогносцировки СП следует выявить, что собой представляет клиент. Эта информация относится к конфиденциальной и вместе с тем весьма необходимой, поскольку на ее основе СП намечает план помощи своему клиенту, семье.

3. Детальное обследование.

СП должен определить причины, которые привели к нему клиента, и установить сущность проблемы, которую предстоит решать. Устанавливается последовательность событий, которые привели к кризису в семье, причины поведения ребенка. Источниками информации являются не только слова и заключенная в них смысловая информация, но и то, как они произносятся – интонации, темп речи, изменения вокализации клиента, иные виды экспрессивного поведения.

3. Завершение.

При проведении беседы важно отсутствие посторонних лиц (желательно, чтобы никто не прерывал разговора).

Во время беседы можно предложить клиенту заполнить небольшую анкету, направленную на обобщение проблемного поля семей, выявления потребностей в определенном виде социально-педагогической помощи.

Получить достаточную информацию, полностью выявить проблему воспитания во время первой встречи не всегда удается. СП может предложить расширить состав участников следующей беседы, пригласив на нее отца ребенка, учителей и др. Такие совместное обсуждение во многих случаях дает больший эффект.

Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы составляют социальный диагноз. Корректировка полученных результатов, т.е. реализация разработанной СП программы (плана) социально-коррекционного воздействия может осуществляться путем совместной работы со специалистами, занятыми в той или иной социальной сфере.

Техника анализа проблем включает в себя следующие моменты:

— точное определение сути проблемы;

— выяснение того, как ее понимает семья;

— формирование более полного представления о ситуации, в которой оказалась семья;

— изучение причин сложившейся ситуации и представление о ее последствиях, если изменений не произойдет;

— понимание характера внутрисемейных отношений и определение собственных возможностей семьи в изменении ситуации;

— анализ окружения семьи и ресурсов, которыми оно располагает для ее поддержки;

— исследование мотивации семьи для принятия помощи со стороны СП или от других специалистов;

— изучение возможности предоставления помощи официальными структурами в соответствии с законом;

— формулирование потребности семьи в соответствии со сложившейся ситуацией и определение достижимых целей в удовлетворении этих потребностей.

Если в процессе диагностики родительских проблем выявлена не одна, а несколько проблем, требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения.

Для этого разработан рядметодов:

1. Метод ранжирования альтернатив.

Эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, сообразно возможностям и условиям.

2. Метод дерева целей.

Определение конкретных подцелей в решении проблемы, которые необходимо достичь на пути достижения главной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector