Меню

Анкетирование как метод педагогической диагностики

Анкетирование

Анкетирование — это метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы; наиболее распространенный метод сбора информации, который позволяет в короткие сроки регистрировать и факты поведения людей, и мнения различных представителей возрастных, профессиональных, социальных групп, и сведения о процессе и результатах их деятельности и многое другое.

Если беседа имеет ценность непосредственного общения и обеспечивает немедленное получение ответов на интересующие экспериментатора вопросы, то анкеты дают возможность собрать значительный массовый материал.

Составление анкеты — задача, требующая от экспериментатора методического мастерства, соединенного с четким представлением целей и задач исследования.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов.

Под вопросами анкеты понимаются все речевые сообщения (высказывание, незаконченное предложение, таблица) как вопросительной, так и в утвердительной или отрицательной формулировках и побуждающие респондента письменно реагировать на него. В зависимости от поставленной цели и содержания ожидаемой информации, вопросы анкеты могут существенно отличаться друг от друга.

План беседы, интервью и анкеты — это перечень вопросов (вопросник). Этапы составления вопросника;

  • • определение характера информации, которую необходимо получить;
  • • составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;
  • • составление первого плана вопросника;
  • • предварительная его проверка путем пробного исследования;
  • • исправление вопросника и окончательное его редактирование.

По объективной направленности различают вопросы, выявляющие фактическую информацию о личности опрашиваемого (лучше это делать в конце опроса); отношение опрашиваемого к событиям, явлениям (здесь в ответах возможна неискренность); действия опрашиваемых или других лиц (для получения более достоверной информации необходимо вводить контрольные вопросы); мнения о совершенствовании изучаемого явления.

При проведении анкетирования, интервьюирования делается вступление о цели опроса и гарантируется его анонимность. Первые вопросы должны быть интересными и недискуссионными. Следующие вопросы постепенно усложняются. Вопросы интимного характера задаются в конце опроса. Последние вопросы уточняют предыдущие. Время проведения опроса от 15 до 25 минут.

По цели различают вопросы содержательные (основные) и функциональные (неосновные). Содержательные направлены на получение информации об явлениях и взаимосвязях. Функциональные используются для оптимизации, упорядочения течения опроса. Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные — на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

Различают несколько видов функциональных вопросов:

  • • функционально-психологические, которые используют для снятия напряжения;
  • • вопросы-фильтры, которые задаются перед содержательными, чтобы определить, относится ли респондент к той группе людей, для которой предназначен вопрос;
  • • контрольные вопросы, которые используются для проверки данных;
  • • поддерживающие вопросы, необходимые для оптимизации проведения опроса.

По форме вопросы анкеты делятся на открытые и закрытые, прямые и косвенные. При закрытом вопросе испытуемый должен выбрать ответ из числа предложенных (включающих вариации содержания, качественных признаков, степени интенсивности, удовлетворенности или комбинацию этих вариаций). Приведем примеры.

A. Что вас больше привлекает на уроке?

Вариации ответов по содержанию:

  • 1. Новизна материала.
  • 2. Интересность.
  • 3. Связь с жизнью.
  • 4. Опыты и демонстрации.
  • 5. Показ кинофильмов.

Б. Я уважаю в классе тех, кто Вариация качественных признаков:

  • 1. Знает больше, чем я.
  • 2. Все вопросы стремится решать сообща.
  • 3. Не отвлекает внимание преподавателей.

B. Посещаете ли вы библиотеку?

Вариации ответов по интенсивности:

Г. Как вы относитесь к различным воспитательным делам?

Комбинированные ответы (по содержанию и отношению) представлены в табл. 15.

Комбинированные ответы на вопросы анкеты

Форма воспитательной работы

Открытые вопросы не предлагают никаких вариантов ответа. Такие анкеты труднее поддаются обработке, но содержат иногда большую информацию, чем закрытые. При открытом вопросе ответ формулируется самим отвечающим в свободной форме. В этом случае респонденту предоставляется максимальная свобода в выборе ответа, но и в то же время исследователю зачастую трудно выразить, какой именно аспект вопроса подлежит обсуждению, а отвечающему трудно определить границы вопроса и сформулировать ответ самостоятельно. Так, в ответе на вопрос «Какой литературой Вы пользуетесь чаще всего в своей работе?» респондент может указать методическую, психолого-педагогическую, специальную или художественную литературу, а также всю вместе.

Читайте также:  Компьютерная диагностика автомобиля в кобрине

Если открытый вопрос служит активизации респондента, то закрытый, напротив, дает ему готовое знание и требует выразить только согласие или несогласие с ним.

Применяются анкеты с комбинацией открытых и закрытых вопросов. Полузакрытым называется вопрос, в котором, помимо готовых ответов, предусматривается позиция, позволяющая респонденту сформулировать свой вариант ответа самостоятельно, например:

Что повлияло на выбор Вами педагогической профессии?

  • • совет родителей;
  • • пример учителей или любимого учителя;
  • • занятия в педагогическом классе, факультативе по педагогике;
  • • любовь к детям;
  • • мой выбор случаен;
  • • что-либо другое (указать);
  • • затрудняюсь ответить.

В профессионально составленных анкетах предусматривается (в целях надежности) дублирование одного и того же вопроса в разных вариантах (прямой и косвенной вопросы). Если ответы противоречат друг другу, они отбрасываются как недостоверные.

Для повышения надежности получаемых данных измерительную информацию следует сверять, сопоставлять, стремиться получать несколько оценок одного и того же явления.

Поскольку с помощью анкет можно собрать большой материал, он требует и количественной обработки, и проведения тщательного качественного анализа.

Количественная обработка может дать, прежде всего, общие данные о количестве утвердительных и отрицательных ответов, полученных по каждому вопросу анкеты. (При большом количестве ответов можно перевести эти данные в проценты). Количественный анализ должен быть направлен, в первую очередь, на анализ негативных суждений (выявление их причины и принятие решений о необходимости изменения тех или иных частей программы). Положительные же суждения используются как материал, подтверждающий гипотезу.

Качественный анализ должен быть направлен, в первую очередь, на анализ негативных суждений (выявление их причины). Положительные же суждения используются как материал, подтверждающий гипотезу.

При проведении экспериментальной проверки в разных местах большую наглядность этим данным придает сведение их в общие таблицы.

Таким образом, общая методика обработки анкетных данных сводится к их тщательному подсчету, проведению внимательного анализа всех случаев заметного совпадения, несоответствия в данных, разброса.

При использовании метода опроса следует строго различать характер ответов: они могут быть фактическими (оценки учащихся, их рост, вес и пр.) или содержать лишь мнение (мнения об учебных предметах, литературных произведениях и т.д.). Ответы анализируются и интерпретируются соответственно их характеру.

Преимущества анкетного метода:

  • • быстрота применения (за очень короткое время можно получить много сведений);
  • • получение письменных ответов на такие вопросы, которые по различным субъективным причинам устно остаются без ответа.

Источник

Методы педагогических исследований: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент и педагогическое тестирование.

В соответствии с логикой научного исследования осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс методов, сочетание которых дает возможность наиболее эффективно осуществить исследование, получить достоверные результаты.

Методы педагогического исследования — это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Выделяют следующие группы методов исследования:

  • методы изучения педагогического опыта;
  • методы теоретического исследования;
  • количественные методы.

Методы изучения педагогического опыта — это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Указанную группу методов еще называют эмпирическими методами познания педагогических явлений. От слова греческого происхождения «эмпиризм», означающего «опыт».

Эти методы служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые впоследствии подвергаются теоретическому анализу.

При изучении педагогического опыта применяются следующие методы:

— анкетирование и др.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.

Имеет место наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное наблюдение, т.е. со стороны.

Предполагается ведение протоколов наблюдений, киносъемка, магнитные и видеозаписи. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Достоинства наблюдения заключаются в его планомерности и систематичности. Недостатки кроются в невозможности предвидеть, когда в исследуемом явлении проявится нечто важное, существенное с точки зрения исследуемой проблемы, полученный материал не всегда поддается статистической обработке. При этом затраты времени на наблюдение и обработку полученных материалов весьма велики.

Читайте также:  Портретная диагностика хромосомные синдромы

Беседа, интервью, анкетирование относятся к опросным методам. Они сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра.

Беседа — это диалог по заранее разработанной программе. Особое значение беседы состоит в том, что это личный контакт, а он помогает глубже понять мотивы респондента, его позицию. Данный метод обеспечивает хорошую адаптацию к различным ситуациям, позволяет в соответствии с реакцией отвечающего направить беседу в нужное русло.

К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение мотивов исследования, формулировка различных вариантов вопросов и др.

Различают беседы индивидуальные и групповые.

Разновидностью беседы является интервью. Особенность интервью заключается в том, что исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, которые задаются в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование – это метод массового сбора материала с помощью специально разработанных вопросников, называемых анкетами.

Беседу и интервью образно называют опросом «лицом к лицу», анкетированиезаочным опросом. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Анкетирование как письменный опрос весьма продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации.

Основными требованиями к разработке анкет являются:

  • точность формулировок анкеты;
  • содержательная направленность;
  • лаконичность и однозначность формулировок.

Применяются три типа анкет:

  • открытая анкета,
  • анкета закрытого типа,
  • смешанная анкета.

Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов, предложенных респонденту на выбор.

Анкета закрытого типа, наоборот, дает готовые ответы для выбора анкетируемым.

Смешанная анкета содержит элементы открытой и закрытой анкет.

Особую роль в эмпирических методах исследованиях играет эксперимент. Слово «эксперимент» — латинского происхождения, в переводе означает «опыт», «испытание».

Педагогический эксперимент — это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса.

Сущность эксперимента как метода исследования состоит в специальной организации педагогической деятельности педагогов и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений, гипотез.

Эксперимент, по сути, является строго контролируемым педагогическим наблюдением. Его особенность состоит в том, что экспериментатор ведет наблюдение за процессом, который сам и осуществляет.

Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный, состоящий в создании искусственных условий для проверки эффективности того или иного новшества. Для лабораторного эксперимента отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего все же используется естественный эксперимент.

Педагогический эксперимент может быть разным по своим масштабам, охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Имеют место широкие региональные эксперименты, в том числе охватывающие систему образования страны. Иначе говоря, эксперименты бывают глобальные, т.е. охватывающие значительное число испытуемых, локальные и микроэксперименты, проводимые с минимальным охватом их участников.

В зависимости от темы и цели исследования эксперименты могут быть длительными или краткосрочными.

Выделяются следующие этапы эксперимента:

теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотезы);

методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

аналитический — количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Сложились определенные правила организации педагогических экспериментов. К ним относят, прежде всего, недопустимость риска для здоровья и развития испытуемых, гарантии от нанесения вреда их самочувствию, жизнедеятельности в настоящем и будущем.

Педагогическое тестирование — это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Отличительные черты педагогического тестирования:

Педагогическое тестирование это форма, основанная на применении педагогических тестов.

Педагогический тест — это инструмент, предназначенный для измерения обученности учащегося, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.

Читайте также:  Параметры оценки по критериям диагностики культуры безопасности

Тесты можно разделить на две категории — адаптивные и традиционные тесты.

Адаптивный тест. Все кандидаты начинают с вопроса легкого или среднего по сложности. Ответивший правильно получает следующий вопрос, более сложный; если ответ был неверный, уровень сложности следующего вопроса будет более низким. Процесс продолжается до тех пор, пока система тестирования не определит уровень знаний кандидата.

Традиционный тест. Традиционный тест содержит список вопросов и различные варианты ответов. Каждый вопрос оценивается в определенное количество баллов. Результат традиционного теста зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:

Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.

Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

По сравнению с другими формами контроля знаний тестирование имеет свои преимущества и недостатки.

— является более качественным и объективным способом оценивания;.

— более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя.

— это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.

— это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний — только из четырёх.

— более эффективно с экономической точки зрения. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле. Проведение тестирования и контроль результатов в группе из 30 человек занимает полтора два часа, устный или письменный экзамен — не менее четырёх часов.

— это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.

— разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс.

— данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.

— тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.

— широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.

— обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.

— в тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Методы педагогических исследований: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент и педагогическое тестирование.

Методы педагогических исследований: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент и педагогическое тестирование.

Методы педагогических исследований: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент и педагогическое тестирование.

Источник

Adblock
detector