Меню

Аутоагрессия у подростков диагностика

Сам себе и палач, и жертва – аутоагрессия у подростков

Аутоагрессия – это одна из разновидностей агрессивного поведения, при котором разрушительные действия или враждебное отношение направлено против самого себя. При этом человек может причинять себе вред как на физическом уровне, так и на психологическом, осознанно или бессознательно. К наиболее частым проявлениям физической аутоагрессии относятся: причинение себе боли, вырывание волос, нанесение телесных повреждений – порезы, ожоги, удары, царапины, расчесывание кожных покровов, кусание губ и щек и т.п. К психологическим проявлениям аутоагрессии можно отнести негативные эмоции и мысли по отношению к себе, самобичевание и самоуничижение – то есть любое нанесение ущерба своему душевному равновесию и благополучию. Люди со склонностью к такому виду саморазрушения долго и мучительно переживают свои даже самые незначительные ошибки, корят себя за промахи, часто позволяют в отношении себя принижающие мысли и высказывания, а в некоторых случаях – испытывают ненависть или чувство отвращения к себе.

Те или иные проявления саморазрушительного поведения встречаются у людей любого возраста, однако наиболее часто аутодеструкции подвержены дети подросткового возраста. Самым распространенным и широко известным типом такого поведения подростков являются порезы на бедрах или предплечьях – так называемые “вскрытые” или “перерезанные вены”. Сами вены при этом чаще всего не задеваются, ведь у ребенка, как правило, нет желания совершить суицид. Также довольно распространенным среди подростков способом причинения себе физического вреда является царапание себя ногтями или другими острыми предметами, щипки, удары головой или кулаком о твердые предметы, обжигание себя, регулярное раздирание или расчесывание уже существующих ран. Иногда аутоагрессия у подростков проявляется в форме постоянного самоунижения и самообвинения. У каждого склонного к аутоагрессии ребенка имеется свой “любимый” способ самоповреждения, и в основном он использует только его.

Причины появления аутоагрессии

Так откуда же у подростка возникает агрессия, направленная на себя самого? На самом деле тяга к саморазрушительным действиям может появляться по нескольким причинам.

Первая и встречающаяся довольно часто – перенос агрессии, направленной на внешний объект, на себя. Моральные нормы нашего общества часто не допускают каких-либо проявлений гнева по отношению к близким людям. А уж по отношению к родителям – и подавно. Но давайте представим ситуацию: в семье произошел конфликт, и подростка за что-то отругали. Иными словами, на него была направлена агрессия, на которую возникает вполне естественная ответная реакция – злость и обида. Но ребенок зачастую не может накричать в ответ, выплеснув свои негативные эмоции на родителей, поэтому всю свою скопившуюся агрессию он выражает самым безопасным для него в социальном плане способом – направляет ее на самого себя, причиняя себе боль и травмируя себя.

Вторая причина развития аутоагрессивного поведения – сильный стресс или длительное пребывание в состоянии психологического напряжения. Здесь ситуация схожа с предыдущей – у подростка возникает необходимость освободиться от напряжения и боли, которые доставляют ему мучения, но конкретного объекта, на котором можно было бы выместить всю свою злость, нет. Поэтому вся скопившаяся агрессия направляется им на самого себя. Также в подобных случаях подросток может прибегать к селфхарму как к способу отвлечения от сложных жизненных обстоятельств или душевных страданий.

Нередкой причиной самодеструкции является неприятие своего тела. В подростковом возрасте дети часто бывают недовольны своим внешним видом, что может стать поводом к ненависти к себе. Они пытаются любой ценой избавиться от своих надуманных изъянов, ставя под угрозу свое здоровье. Например, симпатичная девочка со вполне здоровым строением тела под влиянием ТВ и глянцевых журналов решает, что ее фигура не соответствует “норме” и вообще она некрасивая. Девушка начинает стыдиться себя, становится застенчивой, замыкается в себе. Вершиной айсберга ненависти к себе и своему телу могут стать расстройства пищевого поведения, оскорбительные высказывания в свой адрес или самоповреждение.

Постоянное чувство вины, которое может быть спровоцировано чужими манипуляциями, тоже может стать причиной аутоагрессии. Нередко сами родители неосознанно, а иногда даже вполне сознательно взращивают у своих детей чувство вины, чтобы иметь рычаги давления на них и чтобы ими было легче “управлять”. Формулировки могут быть самые разные – “мне из-за тебя столько всего пришлось вытерпеть”, “мы тебя всем обеспечиваем, благодаря нам ты ни в чем не нуждаешься”, “ты меня довел до нервного срыва”, “я себе во многом отказываю, чтобы у тебя все было” и т.д., но все они сводятся к одной сути: родители дают понять ребенку, что он перед ними виноват, а значит, чтобы опять их не огорчать, должен делать то, что они скажут. К тому же некоторые дети могут брать на себя ответственность за те обстоятельства, которые в действительности никак не могут от них зависеть. Например, ребенок винит себя в том, что его родители часто ссорятся или разводятся: мама и папа друг друга не любят, потому что я плохой. Позже, когда ребенок вырастает, он понимает, что причиной проблем во взаимоотношениях между его родителями был не он, а вот прочно укрепившееся с детства чувство вины никуда не девается. Применяя ту или иную форму аутоагрессии, подросток пытается справиться с мучительным чувством вины – наказывая себя, он испытывает временное облегчение. Здесь стоит заметить, что чувство вины довольно часто становится главной предпосылкой для самобичевания.

Иногда аутоагрессивные действия могут носить демонстративный характер – подросток хочет привлечь к себе внимание близких, получить помощь, сочувствие и понимание. Демонстративная аутоагрессия у подростков не всегда обусловлена наличием каких-либо сильных негативных эмоций по отношению к себе, однако это не делает ее менее опасной – несерьезная попытка причинить себе вред или свести счеты с жизнью совершенно случайно может обернуться совсем не так, как ребенком планировалось.

Как реагировать и чем помочь аутоагрессивному подростку

Психологи не рекомендуют родителям, заметившим у своего ребенка какие-либо проявления аутоагрессии, устраивать скандал, наказывать или высмеивать его. Это только усилит внутренние переживания и отдалит вас друг от друга. Но и оставлять без внимания проявления саморазрушительного поведения не стоит – со временем они могут усугубляться и переходить в куда более тяжелые и опасные формы.

В такой ситуации рекомендуется постараться исключить любые проявления агрессии как в отношениях с ребенком, так и с остальными членами семьи – это поможет создать приятную, дружелюбную атмосферу. Выражая (или проявляя) соучастие, заботу и понимание, родители дадут почувствовать аутоагрессивному подростку, что его любят, поддерживают и ни в чем не винят. Очень важно найти способ выйти с ним на диалог, после чего можно мягко и ненавязчиво предложить вместе сходить на консультацию к психологу.

В нашем центре психологической помощи специалист поможет ребенку понять, что именно стало причиной направленной на себя агрессии. Определив факторы, которые спровоцировали развитие аутоагрессивного поведения, и учитывая особенности характера подростка, психолог подберет оптимальный для конкретного случая метод снятия аффективного заряда, внутреннего напряжения и психологического дискомфорта. Важнейшими этапами психотерапии являются повышение самооценки ребенка, проработка и устранение комплексов – подросток постепенно учится принимать и любить себя, свое тело, избавляется от стеснительности и скованности.

Параллельно психолог работает и с родителями, ведь очень часто именно напряженная атмосфера в семье является главной предпосылкой развития аутоагрессии у ребенка. В ходе семейной терапии специалист поможет родителям подростка найти способ улучшения взаимопонимания между членами семьи, создания доверительных и теплых отношений с ребенком.

Читайте также:  Автосервис в вологде диагностика

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.

Консультация психолога / психотерапевта онлайн
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых
Работа в Fidem

Наша группа ВКонтакте

Наша группа в Facebook

Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда

Источник

Аутоагрессия подростков.

В работе даётся определение аутоагрессии, причины её возникновения, диагностика этого состояния. Памятка родителям по профилактике аутоагрессии подростков.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_avtosohranennyy.docx 83.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная конференция «Шаг в будущее»

Исследовательская работа на тему: « Аутоагрессия подростка »

ученица 10 «А» класса МОУ-сош №3 Зацаринина Виолетта

Список используемой литературы.………………………….стр.16

В последние годы отмечается увеличение показателей агрессии связанной с собой: жестокостью, вандализмом, глумлением. Это социально опасное явление, обусловлено как внутренними (личностными), так и внешними (социальными) причинами и вызывают серьезное беспокойство. Повседневностью стало многочисленное самоуничтожение, которое нередко превращается в физическое насилие. Деятельность СМИ, реклама, поток печатной продукции, кинопродукция, заполненные сценами насилия, обмана, – «научают» действовать аутоагрессивно. Внедрение западной модели культуры привело в России к деградации личности и традиционных духовных ценностей.Данная тема очень актуальна и представляет особый интерес для психологической науки и обладает высокой социальной значимостью, в последнее время, притягивая к себе все более пристальное внимание исследователей.

Актуальность: Обилие музыкальных стилей, детективов, боевиков, фильмов ужасов, компьютерных игр с депрессивной тематикой провоцируют аутоагрессивное поведение. Влияние западной культуры привело к культу насилия, наркотиков, распущенности. Причины аутоагрессивности необходимо искать в семье, в методах воспитания. Особенно тяжелое положение в неблагополучныхи проблемных семьях.

Проблема: В чем причина возникновения аутоагрессии?

Гипотеза: Аутоагрессивное поведение обусловлено определенным видом и темпом психического развития, или его можно предотвратить беседами с подростком.

Цель : Выявить основные механизмы возникновения аутоагрессивного поведения и способов его профилактики.

  1. Узнать сущность аутоагрессивного поведения.
  2. Опросить учащихся МОУ – сош №3 с 7 по 11 классы и провести в них классные часы на тему: «Знакомство с понятием «Аутоагрессия»».
  3. Взять интервью у школьного психолога, социального педагога, а также районного психиатра.
  4. Вместе с психологами составить памятку для родителей: «Как общаться с аутоагрессивным подростком», а также альбом на тему: «Профилактика аутоагрессивного поведения подростков».

Глава I.Результаты исследования

Бывают такие случаи, когда после ссоры с родителями ребенок уходит из дома и идет, куда глаза глядят и «нечаянно» попадает под машину, или в порыве эмоций ввязывается в драку, что становится причиной серьезного происшествия. И в литературе, и на экране, и в жизни мы встречаемся с явлением аутоагрессии. Анна Каренина бросается под поезд, герой Василия Шукшина Егор в фильме «Калина Красная» называет себя «последней скотиной» после визита в дом своей матери. Более незаметные проявления аутоагрессии – когда мы как бы «нечаянно» спотыкаемся и падаем, рвем на себе одежду, раним себя ножом при чистке овощей или обжигаемся утюгом. Примеров можно привести много.

Я, заинтересовавшись этим вопрос, решила провести социологический опрос среди учащихся в четырёх параллелях МОУ – сош №3: 8-х, 9-х, 10-х и 11-х классах (201 учащийся) с целью узнать, знакомы ли ученики с аутоагрессией, а также бывает ли у них состояние депрессии и желание самоуничтожения. Проанализировав диаграммы (см. приложение 1), сопоставив данные, пришла к следующим выводам:

  • Процент учащихся знающих об аутоагрессии заметно ниже от всего количества.
  • Чуть меньше чем у половины учащихся бывают ситуации, в которых они себя винят.
  • При этом практически все ученики не впадают в депрессивное состояние.

Таким образом, всего лишь 25% учащихся нашей школы склонны к аутоагрессивному поведению при, том, что 75% находятся в здоровом психическом состоянии. Эти данные порадовали меня, но факт того, что практически никто из учеников не знает, о такой актуально проблеме как аутоагрессия огорчил.

Глава II. Что такое аутоагрессия?

Аутоагрессивное поведение является одной из форм агрессивного поведения. Аутоагрессивное поведение – это действия, направленные субъектом на самого себя с целью нанесения какого-либо ущерба своему соматическому [1] или психическому здоровью. Проявляется в самообвинении, самоунижении, самобичевании [2] , в нанесении себе тяжелых повреждений (выдергивание волос, удары головой о твердые предметы, порезы, ушибы, отравление и т.д.), в особо тяжелых случаях – в попытке или совершении суицида. Аутоагрессия, по существу, представляет собой деструктивное, саморазрушающее поведение. Феномен аутоагрессии не должен сводиться только к клинической мазохистской интерпретации. Аутоагрессия представляет интерес именно для нормальной психологии личности.

Своего рода аутоагрессивное поведение представляет собой изолированную личностную черту, и имеет конкретную особенность. Кроме того, аутоагрессия является сложным личностным комплексом, функционирующим и проявляющимся на различных уровнях. Уровень аутоагрессии положительно связан с депрессивностью, невротичностью и отрицательно с демонстративностью личности.

Самооценке и самоотношению в структуре личности принадлежит центральное место. Уровень аутоагрессии личности отрицательно связан как с уровнем общей самооценки личности, так и с отдельными ее частичными составляющими. Чем выше Аутоагрессия личности, тем ниже самооценка собственных когнитивных способностей [3] (память, мышление), ниже самооценка тела («физическое Я»), ниже самооценка собственной способности к деятельности, автономности поведения и деятельности.

Аутоагрессия взаимосвязана со способностью/неспособностью к успешной социальной адаптации личности, с успешностью/неуспешностью межличностного взаимодействию в микросоциуме. Уровень аутоагрессии отрицательно связан с общительностью и положительно – с застенчивостью.

Так как аутоагрессия представляет собой низкую самооценку и неприятие себя, это вполне достаточные основания для появления трудностей социально-психологического характера, связанных с установлением контактов и осуществлением продуктивного общения. Что собственно и фиксируется на поведенческом уровне в высоких показателях застенчивости и низких показателях общительности.

Аутоагрессия также связана с особенностями восприятия других людей. И такие связи являются своего рода парадоксальными. Аутоагрессия практически не связана с негативизацией восприятия других. Уровень аутоагрессии соотносится с позитивностью восприятия других и отрицательно связан с представлением о том, каким человека (аутоагрессора) видят другие. Чем выше уровень аутоагрессии субъекта, тем более негативными являются представления об оценке другими его личности.

Вероятно, наибольшую озабоченность и у родителей, и у специалистов вызывают модели аутоагрессии, демонстрируемые по телевидению. И это не случайно, ведь и вербальная [4] и физическая аутоагрессия на наших телеэкранах вовсе не редкость. В связи с тем, что дети так часто сталкиваются с насилием в средствах массовой информации, многие люди выражают озабоченность в связи с тем, что подобное может повысить у детей склонность к агрессивному поведению.

Глава III. Причины и классификация аутоагрессивного поведения

Человеку, как и любому живому существу, в норме не свойственно направлять агрессию на самого себя, так как это противоречит его основной задаче — жить. Различные исследователи по-разному понимают причины возникновения саморазрушительного поведения.

В психоанализе аутоагрессия, или «поворот против себя» рассматривается как защитный механизм психики, и известна ещё со времён Фрейда [5] . Считается, что такое поведение является следствием перенаправления агрессии, изначально направленной на внешний объект. В случаях, когда от этого внешнего объекта (или от существования этого внешнего объекта) зависит благополучие человека, агрессия может быть перенаправлена. В одних случаях на другой внешний объект (вымещение), а в других случаях, если такого объекта не находится или, что чаще, если такое перенаправление оказывается неприемлемым (осуждаемым, наказуемым), агрессия оказывается направленной на самого себя. Несмотря на то, что аутоагрессия создаёт серьёзные проблемы для того, кто применяет эту защиту, эмоционально они оказываются для него более приемлемыми, чем осознание первоначального объекта агрессии.

Аутоагрессия может обуславливаться два способами внешне и внутренне:

Галина Яковлевна Пилягина [6] считает, что для возникновения аутоагрессии необходима система, включающая как минимум три компонента:

  1. Фрустрированный человек [7] с формирующимся внутренним конфликтом, подавляющий свою агрессию, и одновременно отрицающий свои социализированныеинтроекты .
  2. Психотравмирующая ситуация , в которой реализуются защитные паттерны поведения, обусловленные вышеупомянутым внутриличностным конфликтом.
  3. Обратная отрицательная связь — несбывшиеся ожидания по отношению к объекту и увеличивающей напряжение ситуации, агрессивность субъекта, потребность разрешения внутриличностного конфликта.

Данная теоретическая модель делает акцент на внешней обусловленности аутоагрессии.

С точки зрения Андрея Владимировича Ипатова [8] аутодеструкция представляет собой аномальное состояние личности, выражающееся в стремлении индивида к саморазрушению вследствие нарушения процесса его социализации. По его мнению, эта социально-психологическая дезадаптация [9] возникает на фоне личностного конфликта, и вызывается парадоксальной ситуацией, сочетающей в себе наличие в один и тот же момент и жизненно важной потребности и то, что препятствует её удовлетворению.

Артур Александрович Реан [10] в исследовании подростковой агрессии предложил ввести понятие «аутоагрессивный паттерн личности». Аутоагрессия, по его мнению, представляет собой сложный личностный комплекс, функционирующий и проявляющийся на различных уровнях. В структуре аутоагрессивного паттерна личности он выделяет 4 субблока:

  1. Характерологический субблок — уровень аутоагрессии положительно коррелирует с некоторыми чертами и особенностями характера: интроверсией , педантичностью , демонстративностью , а также с депрессивностью и невротичностью .
  2. Самооценочныйсубблок — связь аутоагрессии и самооценки . Чем выше аутоагрессия личности, тем ниже самооценка собственных когнитивных способностей, ниже самооценка тела, ниже самооценка собственной способности к самостоятельности, автономности поведения и деятельности.
  3. Интерактивный субблок — связь аутоагрессии личности со способностью/неспособностью к успешной социальной адаптации, с успешностью/неуспешностью межличностного взаимодействия. Уровень аутоагрессии личности отрицательно коррелирует с общительностью и положительно — с застенчивостью .
  4. Социально-перцептивный субблок — наличие аутоагрессии связано с особенностями восприятия других людей. Аутоагрессия практически не связана с негативизацией восприятия других. Напротив, уровень аутоагрессии коррелирует с позитивностью восприятия значимых «других».

При шкалировании агрессии по основным существующим методикам, аутоагрессия не коррелирует ни с какими другими шкалами агрессии, что подчеркивает особенность феномена аутоагрессии внутри общей проблематики психологии агрессии.

Саморазрушительные действия можно классифицировать следующим образом:

  • По влиянию на область человеческого бытия:
  1. Физические
  2. Психические
  3. Социальные
  4. Духовные
  • По структурным характеристикам:
  1. Уровневые проявления:
  1. Идеаторный
  2. Аффективный
  3. Внешнеповеденческий
  1. По способу реализации:
  1. Непосредственные,
  2. Расширенные,
  3. Опосредованные,
  4. Трансагрессивные;
  1. По степени произвольности:
  1. Осознанные,
  2. Неосознанные
  • По динамическим характеристикам:
  1. По темпу формирования:
  1. Острые,
  2. Подострые,
  3. Хронические
  1. По временным показателям:
  1. Транзиторные,
  2. Рецидивирующие,
  3. Персистирующие
  1. По типу развития:
  1. Стационарные,
  2. Прогрессирующие,
  3. Регрессирующие,
  4. Трансформирующиеся;
  • По связи с заболеванием или его обострением :
  1. Морбидные
  2. Внеморбидные (пре- и постморбидные);
  • По влиянию на течение болезни:
  1. Условно-негативные
  2. Условно-позитивные
  3. Условно-нейтральные.
  • По форме проявления:
  1. Суицидальное поведение .
  2. Пищевая зависимость .
  3. Химическая зависимость — наркомания , токсикомания , алкоголизм .
  4. Фанатическое поведение — участие в деструктивных религиозных культах, движении футбольных болельщиков и т. п.
  5. Аутическое поведение .
  6. Виктимное поведение .
  7. Занятия экстремальными видами спорта .
  8. Самоповреждение .

Глава IV. Интервью со специалистом

Проблема аутоагрессивного поведения в современной психологии встает все отчетливее в связи с тем, что агрессивность является отражением тех кризисных явлений, которые переживает наше общество. Неуклонно возрастает уровень взаимной агрессии в семье в связи с потерей материального благополучия, либо в силу каких-то неприязненных отношений друг к другу, семьи легко распадаются, дети все чаще страдают от проявления дисгармоничного воспитания в семье.

Изучение данной проблематики в детском возрасте актуально в связи с тем, что во взрослом возрасте, «укоренившаяся» с детства аутоагрессия, трансформируется в куда более разрушительные для личности модули, такие как самобичевание, самоунижение, невротические расстройства и в крайних вариантах суицидные действия.

Я заинтересовалась этим вопросом и решила узнать о том, какая работа проводиться с подростками нашей школы и района, у которых наблюдается данная проблема. Для начала взяла интервью у школьных психологов и социального педагога. Были заданы следующие вопросы:

  1. Сталкиваетесь ли вы с аутоагрессией подростков?
  2. Какие методики используются для определения этого явления?

Мнения специалистов были солидарны. С аутоагрессией в школе они сталкиваются, но редко и в основном это касается детей из неблагополучных семей. С проблемой поведения такого плана борются беседами с подростком, различными тренингами, например: «Школа без агрессии» , «Управляем аутоагрессией» и др. А что бы избежать этого явления психолог использует методики такие как: «Тест руки Вагнера», «Опросник Басса-Дарки», «Опросник Г. Айзенка».

Также я взяла интервью у врача-психиатра Областной клинической психиатрической больницы Святой Софии Никулин М.В. Вопросы были заданы аналогичные. Михаил Владимирович сказал, что аутоагрессия встречается в нашем районе не так часто, в основном это дети с компьютерной зависимостью или же с неблагополучных семей. С такими детьми ведутся ежемесячные беседы и психологические тренинги. Это способствует снижению показателей агрессивности, направленной на себя.

Глава V.Меры профилактики аутоагрессивного поведения

В переходном возрасте мир делится на черное и белое, хорошее и плохое. Если искать смысл жизни – то, играя со смертью, если любить – то до гроба. Аутоагрессия, как говорилось выше, это причинение вреда себе, своему психологическому или физическому здоровью. Крайней формой аутоагрессии является суицид.

Считается, что аутоагрессия – проявление отклоняющегося поведения, т.е. своего рода причиняют себе вред и лишают себя жизни только психически больные люди. Однако не стоит вешать клеймо на самоубийц и ставить психиатрический диагноз. Конечно, человек выбрал не самый лучший и не самый умный способ решения проблем. Но не его вина, а его беда в том, что других способов он найти не сумел. На вопрос о смысле жизни однозначного ответа нет – потому что этих смыслов жизни огромное количество. И для каждого может найтись свой, причем не один!

Если бы подросток умел решать свои проблемы, он бы не стал причинять себе вред. Взросление неизбежно связано с переоценкой подростком тех ценностей, которые родители прививали ему с рождения. Иногда эти явления переходят разумные границы. Подросток проявляет негативизм в любых мелочах, рассуждает о никчемности и бессмысленности жизни, жестокости мира и смерти как способе избавления от несправедливых страданий. Кто-то доказывает теорию, согласно которой истинно свободный человек имеет право на самоуничтожение. Некоторые подростки находят красивые аллегории для определения жизни и смерти. Например, что жизнь – это шахматная доска, в которой природа всегда выигрывает. Но, ни один уважающий себя шахматист не станет доигрывать партию, если поймет, что она заведомо проигрышная. А значит, до старости могут доживать только «любители», «профессионалы» должны уходить из жизни раньше. Меры профилактики покушений несовершеннолетних на свою жизнь и здоровье носят глобальный характер. В России почти каждый год в основном жертвами суицида становятся около 2,5 тысяч подростков подростки.

Если говорить о государстве, то во многих городах, районных центрах, тем более деревнях, снижена организация досуга молодежи. Более того, необходимо усиливать контроль над результативностью деятельности психологических служб, психологов в образовательных учреждениях и ориентировать их деятельность на необходимость изучения проблем семьи, подростковой и молодежной среды. Особое внимание уделять детям из неблагополучных семей. Ориентировать образовательную деятельность на формирование у подростков способности к адекватной самооценке и критической оценке деятельности. Установлено, что в большей степени на жизнь и здоровье подростков оказывает влияние семья.

Аутоагрессорами, в целом, руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же время надеются на спасение. Часто желания за и против нанесения себе вреда или лишение жизни настолько уравновешенны, что, если близкие в эту минуту проявят теплоту, заботу и проницательность, то весы могут наклониться в сторону выбора жизни и поиска ее смысла. Кто, как не родители проявят заботу, вовремя заметят неладное, помогут, остановят своего ребенка? Однако знать и уметь действовать, если ребенок причиняет себе вред, необходимо. Ребенок должен знать, что он всегда может рассчитывать на помощь своих родителей, и чувствовать, что он им нужен, что он любим его родными и близкими, что они не отругают и не проигнорируют его. Тактильный контакт (поглаживания, объятия, поцелуи) иногда заменяют слова.

Подросток часто паникует из-за своей внешности. Поэтому воспитывать в нем уважение к себе и давать понять, что человек красив не только внешне, но и внутренне, необходимо с раннего детства. С детьми надо честно делиться своим подростковыми проблемами и переживаниями, тем самым дать понять, что время все ставит на свои места. Ребенок должен чувствовать, что родители ему доверяют, переживают, уважают и что самое страшное для них – это потеря своего чада.

Часто аутоагрессия несовершеннолетнего происходит напоказ, тем самым ребенок пытается напомнить о себе. Но родителям не стоит пугаться подобных ситуаций, ведь если ребенок начал пить, курить, принимать наркотические вещества, то это не значит, что все потеряно. Необходимо поговорить об этом с ребенком серьезно и предложить вместе обратиться к врачу или психологу. Таким образом, взрослые дают понять, что безвыходных ситуаций нет. Не стоит игнорировать угрозы, шантажи, это своего рода предсуицидальный синдром. Ребенку следует помочь и выяснить суть его проблемы.

Аутоагрессия несовершеннолетних проявляется в наиболее жестоких формах (наркомания, токсикомания, курение, суицид, телесные порезы, экстремальные виды спорта, алкоголизм, и многое другое). Однако прежде чем обвинять семью в случившемся, и подсчитывать количество совершенных суицидов, государству следует задуматься о том, что оно само сделало, чтобы людям жилось лучше. Порой проблемные семьи, малообеспеченные, голодные, холодные, неблагополучные так и остаются без внимания. Только когда государство научится думать о своем народе, прислушиваться к нему и слышать, видеть и замечать, семьям будет гораздо проще, у детей появится больше шансов на благополучие.

Насколько это видно из всего вышесказанного, существование и функционирование семьи в социальном плане зависит от отлаженной системы руководства и деятельности населенного пункта. Ведь если родитель сам не в состоянии помочь своему ребенку, то должно быть такое место и те люди, которые помогут в свою очередь родителю. До тех пор, СМИ на всю страну демонстрируют убийства, беспощадность, пока производители рекламируют, чье пиво, сигареты лучше, пока остаются безнаказанными те люди, которые ломают жизнь, здоровье и психику ребенка, пока родители заняты своими делами или бросают своих детей на произвол судьбы, дети будут расти злыми, у них не будет никаких ценностей, а значит и смысла жизни. А значит, что единственным выходом из сложной ситуации – это алкоголь, наркотики, петля. Конечно, человек сам должен являться хозяином своей жизни. Но это не значит, что его, же руками нужно подвести беззащитного к смерти. Ведь пока еще не известно ни одного случая, когда бы несовершеннолетний без причины причинял себе вред.

Итак, проблема аутоагрессивного поведения оказывается самой трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством проблем. Согласно статистическим данным, за последние сто лет аутоагрессия унесла намного больше людских жизней, чем все войны и эпидемии за всю историю человечества. Аутоагрессивность ограничивает возможности человека, является причиной внутриличностных и межличностных конфликтов, а также заболеваний души и тела.

Аутоагрессия – это извращенный инстинкт самозащиты в форме причинения себе боли, нанесения повреждения. Наиболее уязвимой социально-демографической группой населения, представляющей категорию социально-психологического риска являются несовершеннолетние, так как на данной стадии развития происходит поиск смысла жизни.

В современном обществе, в работе с молодым поколением, необходима профилактика и коррекция аутоагрессивного поведения, а это: снятие психологического напряжения с психотравмирующей ситуации, формирование адекватного отношения к жизни и смерти, мобилизация скрытых психологических возможностей, снижение аутоагрессивного поведения, налаживание эмоциональных контактов.

В нашем районе проблемы слабой психики подростков, как и во всем мире, также актуальны и аутоагрессия, безусловно, входит в их число. Что бы ребенок ни остался один в тяжелой ситуации в городе существует и активно ведет свою работу районная Психологическая служба на базе ДДТ куда может обратиться каждый подросток. Так же школьный психолог проводит активную работу с разным контингентом учащихся. Школьники могут позвонить в единую социально-психологическую службу Саратовской области по телефону 8-800-2000-122 , номер которой всегда есть на стендах в любой школе. Его сотрудники всегда выслушают и помогут решить проблему.

Таким образом, в ходе работы над темой «Аутоагрессия подростка» я изучила различную литературу по проблемам аутоагрессии, познакомилась с её классификацией, причинами, влияющими на её протекание, методами борьбы с ней. Я с помощью социологического опроса убедилась в том, что подростки – это самая уязвимая группа людей, склонная к депрессивному состоянию. Составленный мною альбом и памятка помогут подросткам справиться с негативным отношением к себе. Теперь я знаю, что постоянные упреки по отношению к самому себе – это первый шаг к аутоагрессии. Каждый ребенок должен знать – любую проблему можно решить, обратившись к родителям, специалистам, в службу поддержки.

  • Для профилактики и борьбы с аутоагрессивным поведением подростков в МОУ — сош №3 обоснована необходимость бесед с учащимися с целью ограничения детей от данного психического расстройства.
  • Разработана памятка для родителей «Как общаться с аутоагрессивным подростком».

Деятельность в рамках проекта

  • Социологический опрос учащихся «Знакомы ли вы с аутоагрессией?»
  • Взяла интервью у специалистов: школьных психологов, социального педагога, а также психиатр районной Краснокутской больницы Никулина М.В.
  • Работа со справочниками, научно-популярными изданиями, ресурсами Интернет.
  • Провела и разработала беседу «Знакомство с понятием «Аутоагрессия»».
  • Составила альбом на тему: «Профилактика аутоагрессивного поведения подростков».

Понимая важность сохранения психического здоровья школьников, создания благоприятного климата по отношению к нему, рекомендовать:

  • Освещать вопросы аутоагрессивного поведения в школьной стенгазете и на родительских собраниях с целью оптимизации детско-родительских отношений;
  • Информировать через листовки и беседы учащихся старшего и среднего звена, а также начальной школы;
  • Треннинговую работу с целью обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева (главным образом смена направленности), обучение приемам саморегуляции, отработки навыков общения в конфликтных ситуациях;

Источник

Adblock
detector