Меню

Азова диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников

Диагностика письменной речи у младших школьников, Азова О.И., 2011

Диагностика письменной речи у младших школьников, Азова О.И., 2011.

В пособии предлагается материал для логопедического обследования младших школьников с дизорфографией при отборе детей с общим недоразвитием речи в группу по коррекции нарушений письменной речи. В то же время материалы обследования могут быть использованы как тренировочные для коррекции нарушений устной и письменной речи.
Рекомендуется использовать вместе с наглядным пособием О.И. Азовой «Диагностический комплект. Логопедическое обследование младших школьников» (М., 2008).
Адресовано учителям-логопедам, педагогам-психологам, студентам дефектологических факультетов.

Звукопроизношение и звукослоговая структура слов.
• Обследование звукопроизношения (используются сюжетные и предметные картинки)
• Обследование умения воспроизводить звукослоговую структуру слова (предлагается назвать картинки или повторить слова различной слоговой структуры) (рис. 5—7)

Материал — слова сложной слоговой структуры (термометр, половодье, аквариум, дирижабль, регулировщик, соковыжималка, чистильщик, кремлевские звезды); предложения, состоящие из слов сложной слоговой структуры:
На перекрестке строители выстроили четырнадцатиэтажный дом.
Преподаватель по физкультуре перепроверил у учащихся физкультурную форму.
Пограничники задержали подозрительного человека.
В шифоньере лежало пятнадцать пододеяльников и девятнадцать простыней.

Содержание
Введение
Обследование импрессивной речи
Понимание логико-грамматических конструкций
Обследование экспрессивной речи
Звукопроизношение и звукослоговая структура слов
Активный словарь
Грамматический строй речи
Понимание и воспроизведение текста
Обследование сенсорно-перцептивного уровня речи
Воспроизведение слогов с меняющимся ударением
Фонематическое восприятие (дифференциация фонем)
Ударение в слогах
Ударение в словах
Обследование языкового анализа, синтеза, представлений
Анализ состава предложения и синтез слов в предложение
Слоговой анализ и синтез
Фонематический анализ
Фонематический синтез
Фонематические представления
Определение характера звука в словах
Обследование процессов чтения и письма
Чтение
Письмо
Обследование орфографических знаний, умений и навыков Состояние орфографических знаний, умений и навыков
Обследование неречевых функций
Слуховой гнозис и слухомоторная координация
Обследование зрительно-пространственных функций и особенностей ручной моторики
Зрительная память
Слухоречевая память
Список использованной и рекомендуемой литературы.

По кнопкам выше и ниже «Купить бумажную книгу» и по ссылке «Купить» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

Читайте также:  Защемление седалищного нерва симптомы диагностика и лечение

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно найти похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Источник

Диагностика письменной речи у младших школьников по методике О.И.Азовой.
статья ( класс) на тему

Материал для метотодического объединения учителей-логопедов. «Выявление актуального уровня речевого развития младших школьников стандартизированными методиками обследования.

Скачать:

Вложение Размер
azova.docx 18.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Диагностика письменной речи у младших школьников» по методике О.И.Азовой.

(Материал к семинару-практикуму (21.03.16) «Выявление актуального уровня речевого развития младших школьников стандартизированными методиками обследования». Учитель-логопед: Петрович О.Д.)

В пособии предлагается материал для логопедического обследования младших школьников с дизорфографией при отборе детей с общим недоразвитием речи в группу по коррекции нарушений письменной речи. В то же время материалы обследования могут быть использованы как тренировочные для коррекции нарушений устной речи.

Специфические нарушения письма у детей, с точки зрения отечественных авторов, подразделяются на дисграфию, проявляющуюся в нарушении фонематического принципа написания, и дизорфографию, которая связана с трудностями усвоения морфологического и традиционного принципов правописания.

Эти два нарушения письменной речи тесно связаны между собой, имеют в своей основе единый механизм – несформированность языкового (речевого) развития. У детей с дисграфией выявляется большое количество стойких орфографических ошибок.

По поводу этиологии и патогенеза дизорфографии не имеется единой точки зрения. Возможно, это объясняется тем, что группа детей с этим нарушением речевого развития неоднородна. По данным Визель Т.Г. и Е.Д. дмитровой, некоторые дети с дизорфографией имеют неблагополучный анамнез, например, остаточные явления поражения головного мозга. Которые служат отрицательным фактором при обучении грамоте. Авторы выдвигают концепцию, согласно которой решающий фактор дизорфографии – «незавершенная латерализация речевых процессов, необходимых для обучения письму. По мнению Т.Г.Визель, Е.Д. Дмитровой, у детей с дизорфографией имеются специфические нарушения, указывающие на заинтересованность определенных зон левого полушария: трудности выделения в предмете «пространственно-геометрических признаков»; затруднение анализа зрительных предметных образов с выделением их признаков; нарушение понимания слов и оттенков их значений.

В конечном счёте, таким детям, как считают исследователи, трудна дешифровка слогов, входящих в слово и образующих морфемы, которые в сочетании с самим словом составляют комплекс зашифрованной информации. Выявлено, что слово дешифруется лишь при правильном представлении о слоговой и морфемной структуре слова.

Особые затруднения у детей данной категории вызывают задания по подбору однокоренных слов, проверочных слов, задания на словоизменения, морфемное членение. В связной речи у детей наблюдаются замены слов, специфические парафазии. Авторы отмечают, что «несмотря на значительную сохранность невербальных ВПФ, у детей достаточно грубо нарушены предпосылки, лежащие в основе овладения морфологическим способом письма и орфографий. В настоящее время в большинстве научных работ дисграфия и дизорфография рассматриваются как языковое расстройство, как нарушение, связанное с недоразвитием у детей символической деятельности, процессов кодирования и декодирования, языковой способности.

Л.Г.Парамонова , анализируя уровень овладения орфографическими навыками у детей с общим недоразвитием речи, отмечает следующее:

1.Дети с ОНР могут добросовестно выучить правила, но не будут иметь реальной возможности применить их на практике. Дети, не владеющие морфологическим анализом слов, оказываются не в состоянии усвоить правописание приставок и предлогов, так как не умеют выделить их в речевом потоке и отличить друг от друга.

2.Дети с ОНР имебт бедный словарный запас и недостаточно точное понимание значений слов, не улавливают смысловой связи между родственными словами. Проверочные слова подбираются такими детьми чисто формально и чаще всего невпопад. Этим и объясняется невозможность применения на практике даже хорошо выученных учащимися правил.

3.Дети с ОНР не владеют грамматическими нормами языка. Для таких детей характерны многочисленные ошибки в окончании слов, это свидетельствует о неумении учащихся согласовать слова между собой.

При не сформированности у учащихся рассмотренных предпосылок, необходимых для овладения морфологическим принципом письма, основная причина допускаемых ими грамматических ошибок будет заключаться не в простом незнании грамматических правил, а в невозможности их усвоения до проведения специальной коррекционной работы.

У детей с ОНР имеет место отставание в речевом развитии, приводящее к трудностям усвоения школьной программы по русскому языку. Дети с явными признаками отставания в речевом развитии неизбежно встречаются в школе с большими или даже непреодолимыми трудностями в овладении морфологическим принципом письма, т.е. в усвоении и реализации на письме грамматических правил. Особенно большие сложности возникают при овладении морфологическим анализом и при подборе проверочных слов.

Таким образом, нарушение морфологического принципа письма встречается у младших с бедным словарным запасом и нарушениями формирования грамматических категорий языка. При овладении письменной речью такие нарушения приводят к дизорфографии.

Многие исследователи (Р.И Лалаева, Р.Е.Левина, А.В.Ястребова и др.) отмечают, что у школьников с ОНР не сформированы многие речевые и неречевые предпосылки усвоения навыков правописания или первоначальное звено ассоциативной цепи при образовании орфографического навыка.

Орфографические ошибки у детей с речевыми нарушениями характеризуются многообразием и стойкостью. Отсутствие специальной организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии. Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются у детей с речевой патологией не только в период обучения в начальной щколе, но и в средних и старших классах. Вместе с тем школьная неуспеваемость отрицательно влияет на формирование личности ребёнка, вызывая нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллектуального развития.

Школьники с дизорфографией принадлежат к категории учащихся, которые особенно нуждаются в коррекционно-логопедической помощи. При отсутствии специально организованной коррекционной работы создаются не только затруднения в процессе обучения. Но и зачастую дети оказываются в числе неуспевающих по всем предметам.

Недостаточно разработана проблема диагностики и коррекции дизорфографии.

Методика исследования составлена с учётом требований «Программы средней общеобразовательной школы, начальные классы (1-4-е классы одиннадцатилетней школы)» Это позволило отобрать необходимый материал в соответствии с возрастными возможностями школьников

Источник

Adblock
detector