—> Информационный центр «Центральный Дом Знаний»
—> —>Наш опрос —>
—> —>Форма входа —>
Алексеева И., Батаршев А.В., Майорова Е. Диагностика профессионально важных качеств (Практическая
Год: 2007
Издательство: Питер
ISBN: 5-91180-107-8
Серия: Практическая психология
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 183
Книга представляет собой практическое руководство, в котором приводятся психодиагностические методики и техники для определения профессионально важных качеств по основным группам профессий. От того, насколько эти качества будут развиты, зависит результативность как профориентационной работы, так и профессионального отбора в учебном заведении и на производстве.
Книга предназначена для педагогических работников базовой профессиональной и общеобразовательной школ, а также для тех, кто интересуется проблемами профессионального отбора (подбора) и профессиональной пригодности рабочих и специалистов квалифицированного труда.
Глава 1. Профессионально важные качества личности
как основа профессиональной пригодности 8
Глава 2. Адекватная самооценка и реалистический уровень
притязаний как условие эффективного формирования профессионально важных качеств будущих квалифицированных рабочих и специалистов . 17
Психологический практикум. 24
2.1. Методика самооценки учащегося-лицеиста. 24
2.2. Самооценка творческого потенциала личности . 27
2.3. Психодиагностическая методика по определению уровня притязаний. 30
2.4. Методика «Q -сортировка». 38
Глава 3. Роль локализации контроля в определении
социальной зрелости личности 44
Психологический практикум. 51
3.1. Методика по определению уровня локализации контроля. 51
3.2. Диагностика парциальных позиций интернальности — экстернальиости личности . 56
Глава 4. Определение ценностных ориентации учащихся
профессиональных лицеев и колледжей 65
Психологический практикум. 70
4.1. Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) . 70
4.2. Диагностика реальной структуры ценностных ориентации личности (С. С. Бубнов). 73
4.3. Экспресс-диагностика социальных ценностей личности. 78
Глава 5» Коммуникативные качества в профессиональном самоопределении будущих квалифицированных рабочих и специалистов 80
Особенности коммуникативной стороны общения . 81
Взаимодействие в совместной деятельности. 83
Межличностная перцепция. 84
Психологический практикум. 86
5.1. Методика выявления коммуникативных
и организаторских склонностей (КОС-2). 86
5.2. Диагностика коммуникативной толерантности
Глава 6. Методические рекомендации по психодиагностике профессионально важных качеств будущих квалифицированных рабочих и специалистов . 94
6.1. Профессиональное ориентирование учащихся по определению их возможностей,
удовлетворяющих требованиям профессии. 94
6.2. Особенности профессионально важных качеств
для различных групп профессий. 107
6.3. Психодиагностические методики и техники по определению профессионально важных качеств личности специалиста-профессионала. 114
Приложение 1. Методика определения направленности
Приложение 2, Методика определения уровней
сработанности и совместимости. 147
Приложение 3. Тренинг по профессиональному самоопределению будущих квалифицированных рабочих и специалистов. 150
Приложение 4. Определение организаторских и коммуникативных качеств
• Приложение 5. Методика изучения мотивации
профессиональной деятельности. 180
Приложение 6. Методика определения личностного
Под профессионально важными качествами (ПВК) принято понимать любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее исполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности. Согласно В. Д. Шадрикову, профессионально важными качествами могут выступать свойства нервной системы, особенности психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения, а также другие качества личности.
Для будущих квалифицированных рабочих и специалистов учащихся профессиональных лицеев и колледжей основу профессионально важных качеств составляют пособности и характерологические черты обучаемых. В основе профессиональных способностей лежат свойства психических проценссов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение) и психомоторные функции (координация движений рук и ног, сенсомоторная координация и др.), обеспечивающие эффективность деятельности субъекта. Каким образом из общих способностей развиваются профессиональные способности? На этот вопрос отвечает вьщающийся отечественный психолог Б. Г. Ананьев, разработавший концепцию о функциональных и операционных механизмах психики. Под функциональными механизмами психики понимается нейрофизиологическая основа личности, которая закладывается генетически и составляет природную основу человека. Операционные механизмы формируются в основном в процессе деятельности. Они являются более подвижными, изменяются в процессе профессионализации личности. Общие способности наполняются профессиональным содержанием, превращаясь в профессиональные. Например, в профессиональной деятельности водителя, токаря, слесаря, наладчика, хирурга и других важна координация движений обеих рук. Функциональными механизмами координации являются развитая нервная система и состояние двигательного аппарата человека.
Профессиональные способности начинают проявляться только тогда, когда сенсомоторная деятельность наполняется профессионально-логическим содержанием. Это содержание будет различным для токаря, для водителя транспортного средства, для судоводителя или, скажем, для хирурга.
Профессионально важные качества зависят от специфики профессиональной деятельности. К примеру, к профессионально важным и социально значимым качествам личности для таких профессий, как судоводитель, судомеханик, оператор АСУ, относятся социальная ответственность, высокий уровень трудовой и технологической дисциплины сознательность; развитое техническое, оперативное и творческое мышление; способность принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях; развитые волевые качества; коммуникабельность. Конечно, особенности восприятия и воображения, координация движений рук и ног, широта поля зрения, цветовая чувствительность, скорость сенсомоторных реакций, вид памяти (образная, логическая, эмоциональная) и мышления (наглядно-образное или абстрактно-логическое) по-разному влияют на освоение той или иной профессии. Так, для станочников профессионально важными качествами являются развитое техническое мышление, умение логически мыслить, хорошее пространственное представление, хорошая память на числа и формы, высокая устойчивость внимания и наблюдательность. Специфическими психофизиологическими требованиями для токаря и фрезеровщика будут хорошее общее физическое развитие, тонкость цветовых восприятий, развитое суставно-мышечное чувство, высокая острота зрения, хорошая координация движений рук. Для автоматчика это хорошо развитое логическое мышление, образная память, устойчивая концентрация внимания, способность распределять внимание, сообразительность и смекалка, настойчивость и организованность, хорошо развитый вестибулярный аппарат.
В данном руководстве основное внимание уделено практическому определению индивидуально-психологических особенностей личности, психических состояний, характерологических черт, которые составляют основу для формирования профессионально важных ка-чести у будущих квалифицированных рабочих и специалистов квалифицированного труда. Важнейшими условиями формирования профессионально важных качеств являются адекватная самооценка, реалистический уровень притязаний, высокий уровень социальной зрелости. Психодиагностические методики по этим позициям занимают центральное место в практическом руководстве (главы 2 и 3). В главе 4 психологический практикум посвящен определению ценностных ориентации учащихся, уже позволяющих судить об их профессиональной направленности.
Практическое руководство включает также методические рекомендации по психодиагностике профессионально важных качеств будущих молодых рабочих и специалистов квалифицированного труда по отдельным группам профессий («человек-техника-знак», «человек-техника» , «человек-человек»).
В приложениях к практическому руководству приводятся психодиагностические методики по профессиональному ориентированию, определению направленности личности, уровню совместимости и сработанности при совместной деятельности и некоторые другие, позволяющие лучше уяснить механизм взаимодействия системокомп-лексов профессионально важных качеств личности.
Руководство предназначено для преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных училищ, профессиональных лицеев и колледжей, для педагогов общеобразовательных школ, ведущих профориентационную работу среди старшеклассников, а также для всех, кто заинтересован в определении своих способностей и профессионально важных качеств, составляющих основу профессиональной пригодности личности.
Пособие написано коллективом авторов: И. Ю Алексеевым (глава 3), А В. Батаршевым (главы 1, 2, 5, 6), Е: В. Майоровой (глава 4).
Научный редактор доктор педагогических, наук Л. В. Батаршев
Источник
Батаршев диагностика профессионально важных качеств
Учёные рекомендуют
тренажёр для мозга
Батаршев Анатолий Васильевич — доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией Института профессионально-технического образования РАО (Санкт-Петербург); профессор, заслуженный педагог-психолог, почетный член Международной академии психологических наук (Ярославль), действительный член Международной академии наук педагогического образования.
Соавтор: Майорова Е.В., Алексеева И.Ю.
Книга «Диагностика профессионально важных качеств» представляет собой практическое руководство, в котором приводятся психодиагностические методики и техники для определения профессионально важных качеств по основным группам профессий.
От того, насколько эти качества будут развиты, зависит результативность как профориентационной работы, так и профессионального отбора в учебном заведении и на производстве.
Современный человек постоянно находится во взаимодействии со многими людьми. Как сделать это общение наиболее эффективным, выявить сильные или слабые стороны собеседника или клиента?
Как протестировать своего потенциального работника? На все эти вопросы вы найдете ответ в данном пособии, описывающем современные методики психодиагностики личности.
В первой части пособия рассматривается состояние проблем пограничных невротических расстройств, расстройств личности и поведения.
Во второй части приводятся основные психодиагностические методики по определению психических состояний, позволяющих с определенной долей вероятности судить об отграничении норм от патологии. В книге автор придерживался терминологии в соответствие с Международной классификацией болезней МКБ-10.
В части I пособия рассматриваются темперамент и свойства высшей нервной деятельности. В части II — особенности характера и его типология. Приводятся психодиагностические методики по определению характерологических черт личности.
Часть III пособия посвящена характерологии — древним учениям о характере (астрологии, хирогномии, френологии, хирологии, графологии, именологии), их предыстории и современному содержанию. Пособие предназначено для студентов гуманитарных вузов, а также для всех, кто интересуется проблемами психологии характера и психодиагностическими методиками.
50 великих книг по психологии
Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию от авторов библиотеки.
Источник