Меню

Батаршев диагностика профессионально важных качеств

—> Информационный центр «Центральный Дом Знаний»

—> —>Наш опрос —>

—> —>Форма входа —>

Алексеева И., Батаршев А.В., Майорова Е. Диагностика профессионально важных качеств (Практическая

Год: 2007
Издательство: Питер
ISBN: 5-91180-107-8
Серия: Практическая психология
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 183
Книга представляет собой практическое руководство, в котором приводятся психодиагностические методики и техники для определения профессионально важных качеств по основным группам профессий. От того, насколько эти качества будут развиты, зависит результативность как профориентационной работы, так и профессионального отбора в учебном заведении и на производстве.
Книга предназначена для педагогических работников базовой профессиональной и общеобразовательной школ, а также для тех, кто интересуется проблемами профессионального отбора (подбора) и профессиональной пригодности рабочих и специалистов квалифицированного труда.

Глава 1. Профессионально важные качества личности

как основа профессиональной пригодности 8

Глава 2. Адекватная самооценка и реалистический уровень

притязаний как условие эффективного формирования профессионально важных качеств будущих квалифицированных рабочих и специалистов . 17

Психологический практикум. 24

2.1. Методика самооценки учащегося-лицеиста. 24

2.2. Самооценка творческого потенциала личности . 27

2.3. Психодиагностическая методика по определению уровня притязаний. 30

2.4. Методика «Q -сортировка». 38

Глава 3. Роль локализации контроля в определении

социальной зрелости личности 44

Психологический практикум. 51

3.1. Методика по определению уровня локализации контроля. 51

3.2. Диагностика парциальных позиций интернальности — экстернальиости личности . 56

Глава 4. Определение ценностных ориентации учащихся

профессиональных лицеев и колледжей 65

Психологический практикум. 70

4.1. Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) . 70

4.2. Диагностика реальной структуры ценностных ориентации личности (С. С. Бубнов). 73

4.3. Экспресс-диагностика социальных ценностей личности. 78

Глава 5» Коммуникативные качества в профессиональном самоопределении будущих квалифицированных рабочих и специалистов 80

Особенности коммуникативной стороны общения . 81

Взаимодействие в совместной деятельности. 83

Межличностная перцепция. 84

Психологический практикум. 86

5.1. Методика выявления коммуникативных

и организаторских склонностей (КОС-2). 86

5.2. Диагностика коммуникативной толерантности

Глава 6. Методические рекомендации по психодиагностике профессионально важных качеств будущих квалифицированных рабочих и специалистов . 94

6.1. Профессиональное ориентирование учащихся по определению их возможностей,

удовлетворяющих требованиям профессии. 94

6.2. Особенности профессионально важных качеств

Читайте также:  Русский язык экспресс диагностика 7 класс никулина ответы бесплатно

для различных групп профессий. 107

6.3. Психодиагностические методики и техники по определению профессионально важных качеств личности специалиста-профессионала. 114

Приложение 1. Методика определения направленности

Приложение 2, Методика определения уровней

сработанности и совместимости. 147

Приложение 3. Тренинг по профессиональному самоопределению будущих квалифицированных рабочих и специалистов. 150

Приложение 4. Определение организаторских и коммуникативных качеств

• Приложение 5. Методика изучения мотивации

профессиональной деятельности. 180

Приложение 6. Методика определения личностного

Под профессионально важными качествами (ПВК) принято по­нимать любые качества субъекта, включенные в процесс деятельно­сти и обеспечивающие эффективность ее исполнения по парамет­рам производительности, качества труда и надежности. Согласно В. Д. Шадрикову, профессионально важными качествами могут вы­ступать свойства нервной системы, особенности психических про­цессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения, а также другие качества личности.

Для будущих квалифицированных рабочих и специалистов уча­щихся профессиональных лицеев и колледжей основу профессио­нально важных качеств составляют пособности и характерологиче­ские черты обучаемых. В основе профессиональных способностей лежат свойства психических проценссов (восприятие, память, внима­ние, мышление, воображение) и психомоторные функции (коорди­нация движений рук и ног, сенсомоторная координация и др.), обес­печивающие эффективность деятельности субъекта. Каким образом из общих способностей развиваются профессиональные способно­сти? На этот вопрос отвечает вьщающийся отечественный психолог Б. Г. Ананьев, разработавший концепцию о функциональных и опе­рационных механизмах психики. Под функциональными механиз­мами психики понимается нейрофизиологическая основа личности, которая закладывается генетически и составляет природную осно­ву человека. Операционные механизмы формируются в основном в процессе деятельности. Они являются более подвижными, изменя­ются в процессе профессионализации личности. Общие способности наполняются профессиональным содержанием, превращаясь в про­фессиональные. Например, в профессиональной деятельности води­теля, токаря, слесаря, наладчика, хирурга и других важна координа­ция движений обеих рук. Функциональными механизмами координа­ции являются развитая нервная система и состояние двигательного аппарата человека.

Профессиональные способности начинают проявляться только то­гда, когда сенсомоторная деятельность наполняется профессиональ­но-логическим содержанием. Это содержание будет различным для токаря, для водителя транспортного средства, для судоводителя или, скажем, для хирурга.

Профессионально важные качества зависят от специфики профес­сиональной деятельности. К примеру, к профессионально важным и социально значимым качествам личности для таких профессий, как судоводитель, судомеханик, оператор АСУ, относятся социальная от­ветственность, высокий уровень трудовой и технологической дисци­плины сознательность; развитое техническое, оперативное и творче­ское мышление; способность принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях; развитые волевые качества; коммуника­бельность. Конечно, особенности восприятия и воображения, коор­динация движений рук и ног, широта поля зрения, цветовая чувстви­тельность, скорость сенсомоторных реакций, вид памяти (образная, логическая, эмоциональная) и мышления (наглядно-образное или аб­страктно-логическое) по-разному влияют на освоение той или иной профессии. Так, для станочников профессионально важными качест­вами являются развитое техническое мышление, умение логически мыслить, хорошее пространственное представление, хорошая память на числа и формы, высокая устойчивость внимания и наблюдатель­ность. Специфическими психофизиологическими требованиями для токаря и фрезеровщика будут хорошее общее физическое развитие, тонкость цветовых восприятий, развитое суставно-мышечное чувст­во, высокая острота зрения, хорошая координация движений рук. Для автоматчика это хорошо развитое логическое мышление, образная память, устойчивая концентрация внимания, способность распреде­лять внимание, сообразительность и смекалка, настойчивость и орга­низованность, хорошо развитый вестибулярный аппарат.

Читайте также:  Входящая диагностика русский язык 5 класс

В данном руководстве основное внимание уделено практическому определению индивидуально-психологических особенностей лично­сти, психических состояний, характерологических черт, которые со­ставляют основу для формирования профессионально важных ка-чести у будущих квалифицированных рабочих и специалистов ква­лифицированного труда. Важнейшими условиями формирования профессионально важных качеств являются адекватная самооценка, реалистический уровень притязаний, высокий уровень социальной зрелости. Психодиагностические методики по этим позициям зани­мают центральное место в практическом руководстве (главы 2 и 3). В главе 4 психологический практикум посвящен определению ценностных ориентации учащихся, уже позволяющих судить об их про­фессиональной направленности.

Практическое руководство включает также методические реко­мендации по психодиагностике профессионально важных качеств бу­дущих молодых рабочих и специалистов квалифицированного труда по отдельным группам профессий («человек-техника-знак», «чело­век-техника» , «человек-человек»).

В приложениях к практическому руководству приводятся психо­диагностические методики по профессиональному ориентированию, определению направленности личности, уровню совместимости и сработанности при совместной деятельности и некоторые другие, позволяющие лучше уяснить механизм взаимодействия системокомп-лексов профессионально важных качеств личности.

Руководство предназначено для преподавателей и мастеров произ­водственного обучения профессиональных училищ, профессиональ­ных лицеев и колледжей, для педагогов общеобразовательных школ, ведущих профориентационную работу среди старшеклассников, а так­же для всех, кто заинтересован в определении своих способностей и профессионально важных качеств, составляющих основу профессио­нальной пригодности личности.

Пособие написано коллективом авторов: И. Ю Алексеевым (гла­ва 3), А В. Батаршевым (главы 1, 2, 5, 6), Е: В. Майоровой (глава 4).

Научный редактор доктор педагогических, наук Л. В. Батаршев

Источник

Батаршев диагностика профессионально важных качеств


Учёные рекомендуют
тренажёр для мозга

Батаршев Анатолий Васильевич — доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией Института профессионально-технического образования РАО (Санкт-Петербург); профессор, заслуженный педагог-психолог, почетный член Международной академии психологических наук (Ярославль), действительный член Международной академии наук педагогического образования.

Читайте также:  Методика диагностики помех в установлении эмоциональных контактов бойко

Соавтор: Майорова Е.В., Алексеева И.Ю.

Книга «Диагностика профессионально важных качеств» представляет собой практическое руководство, в котором приводятся психодиагностические методики и техники для определения профессионально важных качеств по основным группам профессий.

От того, насколько эти качества будут развиты, зависит результативность как профориентационной работы, так и профессионального отбора в учебном заведении и на производстве.

Современный человек постоянно находится во взаимодействии со многими людьми. Как сделать это общение наиболее эффективным, выявить сильные или слабые стороны собеседника или клиента?

Как протестировать своего потенциального работника? На все эти вопросы вы найдете ответ в данном пособии, описывающем современные методики психодиагностики личности.

В первой части пособия рассматривается состояние проблем пограничных невротических расстройств, расстройств личности и поведения.

Во второй части приводятся основные психодиагностические методики по определению психических состояний, позволяющих с определенной долей вероятности судить об отграничении норм от патологии. В книге автор придерживался терминологии в соответствие с Международной классификацией болезней МКБ-10.

В части I пособия рассматриваются темперамент и свойства высшей нервной деятельности. В части II — особенности характера и его типология. Приводятся психодиагностические методики по определению характерологических черт личности.

Часть III пособия посвящена характерологии — древним учениям о характере (астрологии, хирогномии, френологии, хирологии, графологии, именологии), их предыстории и современному содержанию. Пособие предназначено для студентов гуманитарных вузов, а также для всех, кто интересуется проблемами психологии характера и психодиагностическими методиками.

50 великих книг по психологии

Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию от авторов библиотеки.

Источник

Adblock
detector