Меню

Белановская о в диагностика и коррекция самосознания дошкольников

Белановская О.В.. Книги онлайн

Белановская Ольга Викторовна — кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой возрастной и педагогической психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.

Автор 200 научных и учебно-методических работ, в том числе 10 учебных и учебно-методических пособий.

Книги (3)

В пособии рассматриваются методы диагностики самосознания детей раннего и дошкольного возраста, предлагаются материалы, в которых раскрываются содержание организации коррекционной работы, принципы и конкретные методы развития самосознания.

Соавтор: Олифирович Н.И.

В пособии обсуждаются проблемы диагностики при психолого-педагогическом сопровождении школьников в образовательном процессе.

Предложенная авторами, система диагностической деятельности педагога-психолога по исследованию школьников, включает диагностический минимум и диагностику в контексте оказания психологической помощи.

Авторами разработана примерная схема диагностического минимума основных (общешкольных) психодиагностических исследований, описан мониторинг социально-психологических особенностей статуса учащихся посредством диагностического минимума, предлагается примерная схема психолого-педагогической характеристики учащегося.

Диагностика в контексте оказания психологической помощи, которая понимается как непосредственный процесс взаимодействия специалиста — педагога-психолога с учащимся, обратившимся за психологической поддержкой, является второй психодиагностической схемой в деятельности педагога-психолога. В пособии обсуждаются наиболее сложные проблемы, с которыми сталкивается педагог-психолог в процессе оказания психологической помощи: дезадаптация и проблемы девиантного поведения учащихся.

Представлен перечень методов и методик диагностики при оказании психологической помощи в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте, а также диагностические тесты.

Пособие будет полезно педагогам-психологам, социальным педагогам, а также преподавателям, аспирантам и студентам психологических специальностей.

Личность — одно из многозначных понятий в психологии.

Оно имеет различные толкования для обычных людей, философов, богословов, социологов, психологов. В силу растяжимости понятия «личность», или из-за того, что такие слова, как «личность», «характер», «темперамент», «способности» и другие, входят не только в систему научных понятий психологии личности, но и в повседневный бытовой язык, вокруг проблемы личности ведутся споры и дискуссии.

При этом существует мало достоверных, экспериментально обоснованных данных, чтобы на их основе можно было признать одну теорию правильной, а другую — нет. До сих пор положения о том, что должно пониматься под личностью, какие проблемы объясняет психология личности как наука и какие методы необходимы для этого, являются не только разнообразными, но и противоречивыми.

Источник

ДИАГНОСТИКА САМОСОЗНАНИЯ В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

В данном материале описаны различные методики:

  1. Методика понимания и использования в речи собственных местоимений
  2. Методика изучения развития образа себя у ребенка раннего возраста «Зеркало»
  3. Методика изучения представлений ребенка раннего возраста о себе, через параметры самоузнавания и самоназывания «Фотография»
  4. Методика изучения особенностей самоотношения, самооценки и половой идентичности у ребенка дошкольного возраста рисунок «Плохой и хороший ребенок»
  5. Методика изучения временной перспективы у детей дошкольного возраста «Тест временной перспективы»

Скачать:

Вложение Размер
ДИАГНОСТИКА САМОСОЗНАНИЯ В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 23.99 КБ

Предварительный просмотр:

1. Методика понимания и использования в речи

Повернуться, когда родители называют имя ребенка

Экспериментатор или один из его родителей ждет, когда ребенок отвлечется от своего занятия. Затем они обращаются к нему по имени или ласкательному имени. В следующих попытках необходимо выяснить, существует ли разница между называнием его имени и другим обращением

Ребенок поворачивается, если родители или экспериментатор называют его по имени. При этом должно быть ясно, что ребенок поворачивается не только на голос

Правильно показать или направить взгляд на часть тела

Экспериментатор узнает у родителей, какую часть тела ребенок уже знает и просит показать эту часть тела или на себе, или на родителях, или на кукле – например, «глаза» или «рот»

Ребенок показывает или направляет взгляд на одну из названных экспериментатором частей тела

Правильно показать или направить взгляд на свой живот

Задает вопрос, где живот, все равно, может ли его показать ребенок у себя, куклы или у матери. Экспериментатор просит ребенка: «Покажи мне твой живот»

В ответ на просьбу ребенок показывает или направляет взгляд на свой живот, живот другого человека или куклы

Правильно показать или направить взгляд на три части тела

Экспериментатор спрашивает у родителей, какие части тела ребенок знает. Затем он просит ребенка показать части тела на себе, одном из родителей или кукле, спрашивая о каждой части тела по отдельности. Легче всего при этом определяются глаза, рот, нос, живот, волосы и руки.

В ответ на просьбу ребенок показывает или направляет взгляд минимум на три части тела, о которых спрашивают. Не достаточно, чтобы ребенок назвал части тела

Показать или посмотреть на свою руку

Экспериментатор просит ребенка показать ему свою руку

Ребенок показывает или смотрит на свою собственную руку или поднимает ее

Использовать свое имя при разговоре о себе

Экспериментатор опрашивает родителей, обозначает ли их ребенок самого себя, используя при этом свое имя. При необходимости ребенка спрашивают: «Как тебя зовут?»

Ребенок использует свое имя или его упрощенную форму, когда говорит о себе, или если его спросят, как его зовут. Повторение собственного имени не допускается

Говорить о себе в Я-форме

Экспериментатор опрашивает родителей и следит во время обследования за тем, использует ли ребенок Я-форму, когда говорит о себе

Ребенок говорит о себе в Я-форме, не повторяя только непосредственно языковые выражения родителей или экспериментатора

Выразить желания в Я-форме

Экспериментатор спрашивает родителей, выражает ли их ребенок желания в Я-форме, например: «Я хочу!» или «Я не хочу!»

По словам родителей, которые могут подтвердить это примером, ребенок выражает желания в Я-форме

Понимать вопросы типа: «Что ты делаешь, когда ты устал (голоден, грязный)?»

Экспериментатор спрашивает ребенка: «Что ты делаешь, когда ты устал? Что ты делаешь когда ты голоден? Что ты делаешь, когда ты грязный?» После каждого вопроса экспериментатор ожидает ответа

Однозначными жестами или вербальными выражениями ребенок отвечает, что он понял два из трех вопросов и соответственно реагирует, изображая сон, еду и мытье

Использовать слово «мне» или «тебе»

Экспериментатор указывает на предмет, который надет на ребенка, или который ребенок принес с собой, и спрашивает: «Кому это принадлежит?» Одновременно он следит в ситуации обследования за языковыми выражениями ребенка. Если это задание не может быть выяснено в ситуации обследования, экспериментатор обращается к родителям с вопросом: «Использует ли ваш ребенок слово «мне», чтобы пояснить, что что-то принадлежит ему, или использует слово «тебе»?

Ребенок использует местоимение «мне», чтобы пояснить, что что-то принадлежит ему. Правильное использование «тебе» может уже оцениваться экспериментатором позитивно

В ответ на вопрос показать свой подбородок

Экспериментатор пробует выяснить эта задание вслед за вопросами по другим частям тела, спрашивая ребенка: «Покажи мне твой подбородок! Где твой подбородок?»

В ответ на вопрос ребенок показывает свой подбородок или подбородок Матеи, экспериментатора или куклы

Экспериментатор спрашивает ребенка: «Ты мальчик (пауза) или девочка?» Куклы или картинки с детьми, на которых надо распознать пол, могут также использоваться, они не уменьшают сложность задания

Ребенок вербально отвечает утвердительно на правильную часть вопроса или реагирует соответственно киванием головы. Также задание считается выполненным, если он правильно может назвать свой пол

2. Методика изучения развития образа себя у ребенка раннего возраста «Зеркало»

Материал: зеркало 40Х40 см. на подставке

Проведение методики заключается в регистрации поведения ребенка, находящегося перед зеркалом. Ребенка сажают одного перед зеркалом так, чтобы экспериментатор не попадал в поле его зрения, и регистрируют поведение по следующим параметрам:

  1. возраст: год, месяц;
  2. пол: муж. – 1, жен. – 0
  3. длительность рассматривания: 0 – быстрое (5 с.); 1 – продолжительное (5-15 с.); 2 – долгое (свыше 15 с.);
  4. характер взгляда: 1 – сосредоточенный; 2 – рассеянный; 3 — неустойчивый;
  5. эмоциональные проявления: 1 – плач; 2 – безразличие; 3 – удивление; 4 – улыбка; 5 – радость; 6 – смех;
  6. поведение, направленное на себя:

1 – рассматривает изображение (пассивное рассматривание);

2 – выполняет имитационные движения (по предложению взрослого);

3 – самостоятельное изображение чего-либо (гримасничанье);

  1. поведение, направленное на зеркало:

1 – дотрагивается; 2 – стучит; 3 – обследует

Наблюдаемые формы поведения экспериментатор фиксирует в протоколе наблюдения, затем шифрует в таблице экспериментальных данных (табл.2).

Поведение, направленное на себя

Поведение, направленное на зеркало

Примечание: наблюдаемые поведенческие реакции отмечают в таблице экспериментальных данных с помощью знаков: «+» — наличие наблюдаемого проявления; «-» — отсутствие такового.

Результаты: 0 – низкий результат, ребенок не реагирует на свое зеркальное изображение (быстрое рассматривание, устойчивый взгляд, поведение, направленное на зеркало); 1 – ребенок уже видит отражение в зеркале, но еще не идентифицирует отражение с собой (продолжительное рассматривание, рассеянный взгляд, поведение, направленное на себя, — пассивно рассматривает отражение); 2 – ребенок узнает себя в зеркале (продолжительное или долгое рассматривание, сосредоточенный взгляд, поведение, направленное на зеркало, — имитации); 3- ребенок идентифицирует себя с изображением (продолжительное или долгое рассматривание, сосредоточенный взгляд, поведение, направленное на зеркало, — гримасничанье).

3. Методика изучения представлений ребенка раннего возраста о себе, через параметры самоузнавания и самоназывания

Материал: фотоаппарат, фотографии детей.

Проведение методики включает проведение индивидуальных и групповых фотосъемок детей, участвующих в эксперименте. Детям индивидуально предъявляются по три фотографии, на которых запечатлен данный ребенок, один мальчик и одна девочка из группы. Также отдельно рассматриваются групповые фоторгафии, на которых изображены небольшие группы детей ( по 3-4 ребенка) в различных ситуациях: прием пищи, прогулка, игры и др. Во время каждого показа ребенку предлагается узнать себя на фотографии. Наблюдение осуществляется по параметрам: 1) узнавание обстановки, предметов, людей, себя; 2) характер называния себя. Фиксируются вербальные и невербальные проявления ребенка.

Наблюдаемые формы поведения вносятся экспериментатором в протокол наблюдения, далее шифруются и заносятся в таблицу экспериментальных данных.

  1. возраст: год, месяц;
  2. пол: муж. – 1, жен. – 0
  3. поведенческая реакция: 1 – ничего не узнает; 2 – узнает обстановку; 3 – узнает предметы и игрушки; 4 – узнает воспитательницу; 5 – узнает детей; 6 – узнает себя.

Обозначения: 0 – нет проявлений; 1 – проявления редкие; 2 – проявления частые;

  1. характер называния себя: 1 – не называет; 2 – девочка (мальчик); 3 – отстраненно; 4 – с помощью собственного имени; 5 – с помощью местоимения «Я».

Обозначения: 0 – нет проявлений; 1 – проявления редкие; 2 – проявления частые.

Результаты: 0 – низкий результат, у ребенка нет представлений о себе; 1 – ребенок не вербализует, но узнает окружение; 2 – узнает себя, но называет отстраненно; 3 – узнает и называет себя по половому признаку; 4 – узнает и называет себя по имени; 5 – узнает и называет себя «Я».

4. Методика изучения особенностей самоотношения, самооценки и половой идентичности у ребенка дошкольного возраста

рисунок «Плохой и хороший ребенок»

(модификация А.М.Прихожан, З.Василяукайте)

Материал: лист бумаги, поделенный на три части, четыре карандаша: красный, синий, черный, коричневый.

Проведение методики: ребенку предлагается следующая инструкция: «Лист разделен на три части. Нарисуй в первой части плохого ребенка черным и коричневым карандашами. Во второй части хорошего ребенка красным и синим карандашами, а в третьей части – себя любыми карандашами, которыми захочешь».

Рисунок анализируется по следующим параметрам.

1.Плохой и хороший ребенок выполнены согласно правилам – ребенок понимает значение эмоционально-оценочных суждений. Плохой ребенок нарисован некрасивым, непропорциональным, хороший – большого размера, тщательно.

2.Автопортрет выполнен красным и синим карандашами – высокая степень самопринятия, желание следовать социальным нормам и правилам, стремление получить одобрение взрослого и, одновременно, может означать незрелость, инфантилизм, отсутствие критичности, нарушение самовосприятия.

3.Автопортрет выполнен преимущественно черным и коричневым карандашами, фигура плохо прорисована, части тела непропорциональны — означает эмоциональное отвержение, неприятие себя, отсутствие поддержки и одобрения взрослых.

4.Автопортрет достаточно гармоничен, в фигуре есть детали, выполнен тщательно, в основном красным и синим карандашами, но некоторые части обведены, прорисованы, дополнены черным и коричневым цветом – означает критичность по отношению к себе, стремление стать лучше, нравиться взрослым, получить их одобрение.

Более полное представление можно получить, сопоставив все данные вместе: величину каждого рисунка, степень детализации фигуры, наличие социальных признаков: глаз, ушей, рта, тщательность исполнения, наличие жирных линий, обводок, исправлений. Следует обратить внимание на то, какой пол у эталонных фигур хорошего и плохого ребенка, соответствует ли он полу ребенка. В нашей культуре плохим рисуют обычно мальчика. А это уже материал для коррекционной работы.

5. Методика изучения временной перспективы

у детей дошкольного возраста «Тест временной перспективы»

Материал: набор неоконченных предложений (Я стараюсь… То, о чем я думаю… Я был бы рад… Я надеюсь, что… Я уверен, что … Я мечтаю… Я хочу…); мяч.

Проведение методики осуществляется в игровой форме. Исследователь бросает мяч ребенку, называя начало предложения, ребенок должен бросить мяч обратно, закончив предложение. Ответы ребенка фиксируются.

Параметры наблюдения: 1) ориентация на настоящее; 2) указание на школу, на успехи в школе; 3) указание на другие виды деятельности; 4) указание на будущую профессию; 5) указание на свои личные качества; 6) желания в будущем. Отмечается отдаленность: 1) ближайшее будущее; 2) отдаленное будущее.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правового самосознания у детей дошкольного возраста.

Самостоятельнее, все более независимым от взрослых становится дошкольник. Расширяются, усложняются и его взаимоотношения с окружающими. Это дает возможность более полно и глубоко осознать себя, оценит.

Проблема самосознания — одна из самых сложных в психологии. Вопросы формирования личности и нравственного самосознания волновали общество всегда, во все времена, им уделялось большое внимание в теории.

Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного.

Современное общество требует от человека хорошо развитой коммуникативной функции.

Развитие связной речи является ведущей задачей в развитии коммуникативно-речевой компетентности на ступени дошкольного образования, поскольку в связной речи реализует.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие / под ред. Е.А.Стребелевой — М.: Просвещение, 2007.Пособие создано на основе современного п.

Источник

Читайте также:  Методика диагностики типа акцентуации характера чертова дюжина
Adblock
detector