Меню

Белопольская психологическая диагностика личности детей с зпр

28. Белопольская н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития

В книге одного из ведущих отечественных специалистов по психодиагностике детей с отклонениями в развитии изложен новый подход к интерпретации тестовых показателей интеллектуального развития. На основании теоретического анализа и серии оригинальных экспериментальных исследований предложена двухмерная модель интеллекта, включающая когнитивные и эмоционально-мотивационные компоненты. Выделены основные диагностические единицы самосознания детей.

Общеизвестен значительный вклад Л.С. Выготского в развитие целостного понимания психики нормального и аномального ребенка. Его подход, базирующийся на оценке качественных новообразований детского возраста, в значительной степени определил последующие отечественные исследования и социальную практику в области дефектологии. В частности, и по настоящее время классификация, критерии диагностики умственной отсталости и выбор специальной программы обучения опираются на заложенные Л.С. Выготским традиции.

Л.С. Выготский был первым, кто указал на ограниченность традиционного подхода к оценке хода нормального и аномального психического развития ребенка, базирующегося на измерении актуального состояния интеллектуальных и личностных качеств. Он предложил оценивать не только актуальный уровень психического развития, но и “зону ближайшего развития”, которая отражает психический потенциал развития личности.

Другое важное теоретическое положение Л.С. Выготского — единство аффекта и интеллекта — не нашло достаточного отражения в понимании зоны ближайшего развития ребенка. Однако именно объединение этих двух важнейших положений представляется продуктивным как в теоретическом, так и в практическом отношении.

До последнего времени диагностические исследования интеллектуальных и аффективно-личностных особенностей аномальных детей велись как бы параллельно, только косвенно касаясь друг друга. Рассматривая зону ближайшего психического развития ребенка, ученые в основном обращались к характеристике интеллектуального развития. Не секрет, однако, что результат тестирования когнитивных навыков существенно зависит как от формы подачи инструкции, так и от ситуации тестирования в целом. Каждому исследователю известны случаи, когда ребенок отказывался отвечать или давал неадекватные эмоциональные реакции на ситуацию тестирования, обнаруживал отсутствие интереса к предложенному заданию и т.д. Положительная мотивация, эмоциональное подкрепление, доступная форма предъявления инструкции являются неотъемлемой частью диагностической процедуры, хотя эти моменты зачастую теряются при интерпретации получаемых результатов. Поэтому представляется правомерной гипотеза, что зона ближайшего психического развития ребенка включает две размерности: когнитивную и эмоционально-смысловую.

Читайте также:  Компьютерная диагностика дэу матиз своими руками

Понятно, что разные оценочные процедуры могут иметь различные соотношения интеллектуального и эмоционального компонентов. В соответствии с целью исследования нужно было подобрать такое задание, в котором интеллектуальный и эмоциональный компоненты были бы существенным образом взаимосвязаны и взаимозависимы. Доступный для ребенка уровень выполнения тестового задания являлся бы в этом случае показателем актуального состояния психического развития, а способ подачи материала и средства, необходимые для его выполнения, отражали бы некоторые резервы психического развития ребенка.

Проводя дифференциально-психологическую диагностику детей с ЗПР, нельзя оценить их умственные возможности вне сферы развивающегося самосознания в дошкольном возрасте. Решение интеллектуальных задач у дошкольника всегда включено в более широкий контекст его жизнедеятельности, общения. Особенно важно иметь это в виду, когда рассматривается деятельность детей со снижением интеллекта.

Поэтому, например, оценка уровня понимания смысла ситуации, в которой ребенок находится или которую себе представляет, дает больше информации о его интеллектуальных возможностях, чем результат выполнения тестового задания. А понимание смысла ситуации непосредственно связано с деятельностью эмоционального воображения дошкольника и через него с эмоциональным предвосхищением ситуации и способностью к идентификации.

Высказана гипотеза о существовании зоны ближайшего эмоционального развития, оценка которой позволяет дать более адекватный прогноз развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Выводы автора подкрепляет многолетнее лонгитюдное исследование детей, прошедших подобную диагностику.

Источник

Белопольская психологическая диагностика личности детей с зпр

Издательство: Ай Пи Ар Медиа

Издательство: Ай Пи Ар Медиа

Издательство: Троицкий мост

Автор: Пилипенко Т.В., Нилова Л.П., Мехтиев В.С.

Издательство: Издательство «Спорт»

Автор: Ростомашвили Л.Н.

Издательство: Аспект Пресс

Автор: Окунев И.Ю., Баринов С.Л., Беликов А.А., Бибина Э.С., Виноградов В.В., Доманов А.О., Жирнова Л.С., Захарова Е.А., Остапенко Г.И., Полякова Я.О., Тисленко М.И., Шматкова Л.П.

Издательство: Институт мировых цивилизаций

Автор: Мазур Е.Ю., Матвеева И.П.

С этой книгой также читают

Автор: Перхуткин В.П., Перхуткина З.И., Овчарук Т.А., Недух Е.Н., Панюкова М.Л.

Просмотр оглавления издания

Просмотр списка использованных источников

Бесплатная горячая линия

Читайте также:  Договор на проведение диагностики оборудования

Доступ к фондам ЭБС IPRbooks предоставляется круглосуточно.

410012, г. Саратов, ул. Вавилова, 38/114, офисы 425, 428, 1019

Тел./факс: 8 800 555 22 35

Мы в социальных сетях:

Отдел комплектования ЭБС IPRbooks:

Отдел продаж и внедрения ЭБС IPRbooks:

доб. 206, 213, 144, 145

Сетевое издание «www.iprbookshop.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 7 декабря 2018 года. 16+

Установите баннер на ваш сайт:

Инструкция по установке кнопок электронно-библиотечной системы «IPRbooks»

Для установки одного из баннеров ЭБС «IPRbooks» на свой сайт, скопируйте код из соответствующего поля и поместите его в необходимом месте на вашем сайте.

Источник

Белопольская Н.Л.. Книги онлайн

Белопольская Наталия Львовна — профессор кафедры специальной психологии факультета клинической и специальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, профессор кафедры детской психиатрии и психотерапии Российской медицинской академии последипломного образования.

Автор ряда учебных монографий, учебных пособий и психологических тестов. Мать троих детей.

Книги (8)

Наталия Львовна Белопольская — доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой клинической психологии Московского института психоанализа; профессор кафедры детской и подростковой психиатрии и психотерапии Российской медицинской академии последипломного образования.

Новеллы повествуют о людях, попавших в сложную жизненную ситуацию. Обращаясь к психологу, они или их близкие хотят получить совет, каким способом «неформатный» человек может вписаться в окружающую его социальную среду, чтобы добиться своих жизненных целей.

Автор прослеживает судьбы своих героев, иногда оптимистичные, иногда трагичные, и ненавязчиво подталкивает читателя к размышлениям о способах управления собственной судьбой. События, описанные в новеллах, основаны на реальных фактах, но все имена героев, отдельные детали и обстоятельства изменены. Любое сходство с реальными людьми случайно.

В хрестоматию по детской патопсихологии вошли работы ведущих отечественных психологов, а также дефектологов и психиатров по всем основным разделам детской патопсихологии, опубликованные в периодической печати и труднодоступных изданиях.

Тексты систематизированы по тематике и снабжены вводными пояснениями, обобщающими современные научные представления об особенностях психического развития детей при умственной отсталости, задержке психического развития, эпилепсии, шизофрении, аутизме, неврозах, психопатиях, генетических заболеваниях, синдроме дефицита внимания с гиперактивностью.

Читайте также:  Диагностика колесниковой математические ступеньки

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Модифицированная психодиагностическая методика.

Руководство содержит всю информацию, необходимую пользователю психодиагностической методики «Исключение предметов».

Описаны: история создания и теоретическое обоснование методики, ее конструкция и стимульный материал, процедура применения и интерпретация результатов.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Психодиагностическая методика (Модификация методики Г.И. Россолимо).

Методика «Недостающие предметы» — модификация методики Г.И. Россолимо — направлена на исследование уровня понимания ребенком смысла житейских ситуаций.

Задача ребенка — подобрать недостающий предмет (самостоятельно или с помощью экспериментатора). Методика применяется как диагностическая для детей3-6 лет,а также для детей более старшего возраста с интеллектуальной недостаточностью.

«Недостающие предметы» — невербальная методика, поэтому она особенно эффективна для диагностики интеллекта детей с речевыми нарушениями и нарушением слуха.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Хрестоматия содержит основной материал, необходимый для знакомства студентов с патопсихологией: отрывки из работ известного отечественного психолога Б. В. Зейгарник, огромной заслугой которой является разработка основных направлений развития патопсихологии в нашей стране, а также некоторые работы ее сотрудников и учеников, представляющие на наш, взгляд, определенный интерес для начинающих патопсихологов.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

В психологических новеллах, сюжеты которых построены на семейных историях, автор показывает скрытые эмоциональные переживания детей и истинные мотивы их поступков, приводящие к критическим ситуациям.

Автор пытается донести до читателя мысль, что даже из самых сложных, запутанных семейных ситуаций нужно искать достойный выход.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Развивающая, эмоционально-коммуникативная игра «Азбука настроений» поможет вам познакомить детей с основными человеческими эмоциями и способами их выражения, обучит правилам поведения и основам этикета.

В комплект входит методическое руководство и 36 игровых карточек, на которых 6 персонажей — мужчина, женщина, кошка, попугай, мышка, рыбка — выражают одно из 6 настроений — радость, горе, самодовольство, испуг, агрессия, недовольство.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Источник

Adblock
detector