Меню

Где стоит раздатка на газели

Раздаточная коробка на Газель 4х4

Раздаточная коробка 4х4 на газель представляет собой агрегат, который распределяет крутящий момент от двигателя на другие приводные механизмы также увеличивающие число передач в трансмиссии.

Принципы работы и роль агрегата

Раздаточная коробка представляет собой агрегат, который распределяет крутящий момент от двигателя на другие приводные механизмы также увеличивающие число передач в трансмиссии.

Устройство является неотъемлемой частью автомобилей полноприводного типа. Первые транспортные аналоги появились только в начале прошлого века. Они предназначались лишь в гоночных соревнованиях по шоссе и по бездорожью, а вид имели легкового автомобиля. Публика того времени посчитала разработку простым баловством. После ряда манипуляций была произведена раздаточная коробка, выполняющая задачи современных аналогов.

Исходя из способа распределения мощности между мостами, раздаточная коробка 4х4 на газель нашего времени разнообразна:

Роль агрегата

Раздаточная коробка 4х4 отвечает за распределение усилий на всех ведущих мостах транспортного средства. Её дополнительное применение – запуск и остановка ведущего переднего моста. В основном газель этого типа характеризуется двухступенчатым редуктором. Его работа влияет на передаточное число, как результат, количество передач увеличивается вдвое.

При запуске прямой передачи на газель 4х4 внедряется первый ряд передаточных чисел, а при понижении – второй. Этот фактор обуславливает проезд автомобиля в разнообразных дорожных условиях.

Газель высокой проходимости характеризуется конструкцией, которая блокирует возможность включения понижающей передачи при условии включенного переднего моста. Устройство подобного типа делает задний мост нечувствительным к большим перегрузкам крутящего момента.

Устройство раздаточной коробки 4х4 на Газель

Принцип устройства

Раздаточная коробка 4х4 на газель характеризуется следующими основными узлами:

Крутящий момент, как главная действующая сила, переходит от раздаточной коробке от коробки скоростей путем ведущего вала. За распределение крутящего момента между осями отвечает дифференциал межосевой. В свою очередь, он обуславливает вращение на скоростях с разными угловыми значениями.

Разнообразие межосевого дифференциала на газель 4х4 включает два вида:

В целях жесткой сцепки передней и задней оси на газель 4х4 была предусмотрена блокировка дифференциала.

Задача цепной передачи – передать крутящий момент к передней оси, которая включает зубчатые колеса и приводные цепи. Случается, что зубчатая передача заменяется цепной. А система полного привода с автоматически подключаемым типом раздаточной коробки имеет вид конического редуктора.

Понижающей передачи отведена роль увеличения крутящего момента при движении транспорта по бездорожью. Здесь позаимствована конструкция планетарного редуктора.

Движение на деформируемых грунтах обычно не подразумевает циркуляцию паразитной мощности, так как значение суммарной составляющей силы сопротивления движения приличное, а сила сцепления колес с опорной поверхностью незначительна.

Режимная работа

Раздаточная коробка 4х4 на газель характеризуется режимной работой:

Дальнейшие режимы ориентируются на дифференциал.

Источник

Раздаточная коробка в автомобиле: что это такое

Что такое раздаточная коробка

Как правило, раздатка в автомобиле – это агрегат, который был специально разработан для того, чтобы максимально распределять крутящий момент ко всем приводным техническим устройствам. Такие КПП отличаются увеличенным количеством передач.

Основная функция такой коробки – равномерно распределить усилия на все ведущие мосты. Кроме того, благодаря ей автовладелец имеет возможность включать/отключать один из ведущих мостов (передний или задний). Раздатка комплектуется двухступенчатым редуктором, который влияет на придаточные числа и количество непосредственно самих скоростей.

На автомобили, которые предназначены для прохождения по сложным участкам, могут быть установлены раздатки, которые отличаются между собой:

Существует несколько конструкций подобных КП, но их объединяет единое – принцип работы (он у всех одинаков).

Принципы работы и роль агрегата

Раздаточная коробка представляет собой агрегат, который распределяет крутящий момент от двигателя на другие приводные механизмы также увеличивающие число передач в трансмиссии.

Устройство является неотъемлемой частью автомобилей полноприводного типа. Первые транспортные аналоги появились только в начале прошлого века. Они предназначались лишь в гоночных соревнованиях по шоссе и по бездорожью, а вид имели легкового автомобиля. Публика того времени посчитала разработку простым баловством. После ряда манипуляций была произведена раздаточная коробка, выполняющая задачи современных аналогов.

Исходя из способа распределения мощности между мостами, раздаточная коробка 4х4 на газель нашего времени разнообразна:

Устройство раздаточной КП

Как правило, коробка при помощи кронштейнов крепится на лонжеронах ТС. При этом используются кронштейны со специальными буферами, которые значительно снижают уровень вибрации.

Важно! Не на все автомобили действует универсальный способ крепления!

Несмотря на то, что способ крепления может отличаться, всё же у всех КПП данного типа, основные рабочие элементы следующие:

Все вышеперечисленные элементы смазываются при помощи трансмиссионного масла, которое находится в корпусе раздатки.

Назначение узлов раздаточной коробки

Межосевой дифференциал

Данный узел позволяет распределить межосевой крутящий момент и дает приводным валам вращаться на разных угловых скоростях. Это особенно важно при движении в поворотах, поскольку колеса проходят разное расстояние и, следовательно, должны вращаться с разной скоростью. Если раздаточная коробка не оснащена таким узлом, обеспечить колесам возможность вращаться с разными скоростями можно только путем отключения одной оси.


Межосевые дифференциалы бывают симметричными и несимметричными. Первый работает таким образом, что крутящий момент раздается поровну на обе оси, второй делит его в определенной пропорции.

Статья в тему: Принцип работы иммобилайзера, что он блокирует и как работает

Механизм блокировки межосевого дифференциала

Чтобы автомобиль мог полноценно реализовать свои внедорожные возможности, межосевой дифференциал оснащают блокирующим механизмом, назначение которого в том, чтобы принудительно заставить колеса обеих осей вращаться с одинаковой скоростью. Блокирование может происходить либо принудительно, либо вручную, в зависимости от типа механизма. В настоящее время используются следующие виды блокировок:

Читайте также:  Глушитель ваз 2110 1200020

Первыми двумя механизмами оснащается раздаточная коробка кроссоверов в силу недостатков, описанных ниже.

Вискомуфта

Это наиболее простое устройство, позволяющее автоматически заблокировать межосевой дифференциал. Принцип ее работы следующий: внутри нее находятся перфорированные диски, погруженные в силиконовую жидкость, часть дисков соединена с корпусом, а остальные со ступицей; во время пробуксовки колес одной из осей одни диски начинают вращаться быстрее других, силиконовая жидкость разогревается и густеет, как бы склеивая ступицу с корпусом.


Основное достоинство такой системы – низкая стоимость. Недостатков гораздо больше: срабатывание происходит с запозданием, в результате чего автомобиль может успеть зарыться буксующими колесами; блокировка дифференциала не полная; от продолжительной работы происходит перегрев; данный узел несовместим с системой ABS.

Самоблокирующийся дифференциал Torsen

Это конструкция, состоящая из набора червячных шестерен – ведущих и ведомых. Принцип работы данного устройства следующий: пока все колеса хорошо «держат» дорогу, дифференциал раздает крутящий момент осям поровну. Как только одна из осей пробуксовывает, момент, благодаря силам трения в червячной передаче, перебрасывается на другую ось, соотношение усилий может доходить до 20:80. Основной минус такого решения – ограничения по прочности конструкции. По этой причине Torsen не устанавливается на внедорожниках, его удел – кроссоверы.

Многодисковая фрикционная муфта

Это набор фрикционных дисков, имеющих контролируемую степень сжатия. Такая муфта позволяет распределять между осями крутящий момент в зависимости от условий местности. В обычных условиях момент делится поровну. Во время пробуксовки одной из осей диски муфты сжимаются, дифференциал полностью или частично блокируется. Для обеспечения работы муфта может оснащаться электрическим или гидравлическим приводом и электронной системой управления. Еще межосевой дифференциал можно заблокировать вручную посредством механического, пневматического, гидравлического или электрического привода. Многие автомобили имеют возможность блокировки дифференциала, как в автоматическом, так и в ручном режиме.

Статья в тему: Основные признаки неисправности датчика дроссельной заслонки

Цепная передача

Назначение данного узла заключается в передаче крутящего момента приводному валу передней оси автомобиля для обеспечения работы полного привода. Она состоит из пары зубчатых колес (ведущее и ведомое) и приводной цепи. Помимо передачи цепной, в раздаточной коробке может применяться зубчатая, состоящая из цилиндрических шестерен.

Схема и принцип работы раздаточной коробки перемены скоростей

Данный вид коробки функционирует в нескольких режимах, а именно:

Ну что же, принцип работы раздаточной коробки уточнили, теперь перейдём к наиболее частым поломкам…

Характерные поломки раздаточной коробки

Раздаточная коробка – сложный технический узел автомобиля, поэтому и причин его выхода из строя может быть множество.

Признаками поломки раздатки служат воющий звук при движении автомобиля на большой скорости, вибрация пола кузова в момент старта и разгона. Появившийся шум при повороте или пробуксовке колес также свидетельствует о проблемах в работе раздаточной коробки.

Довольно частыми поломками раздаточной коробки являются блокировка дифференциала и самопроизвольное выключение передач.

Во всех подобных случаях стоит сразу обратить на это внимание и обратиться к специалистам.

Распространённые неисправности

Отметим, что ремонт подобного вида КПП может обойтись в «копеечку». Дабы избежать не желаемых расходов, необходимо тщательно и своевременно выполнять обслуживающие работы.

Итак, наиболее распространённые поломки:

Основные неисправности раздаточных коробок

Классификация

Как работает раздаточная коробка


Общий внешний вид раздаточной коробки
Базовой функцией раздаточной коробки является подключение или отключение одного из мостов. В конструкции классических внедорожников и полноприводных грузовиков крутящий момент постоянно передавался на задний ведущий мост. Передняя ось, в целях экономии топлива и ресурса его узлов, подключалась только для преодоления сложных участков дороги, либо при сложных дорожных условиях (дождь, лед, снег). Этот принцип сохранен и в современных автомобилях, с той разницей, что постоянно ведущей теперь является передняя ось.

Изменение крутящего момента, его распределение между всеми ведущими осями, — это вторая по важности функция «раздатки». Межосевой раздает крутящий момент между передней и задней осями, при этом они могут получить равные усилия (симметричный дифференциал), либо разделенные в установленной пропорции (несимметричный дифференциал).

Межосевой дифференциал позволяет осям вращаться с разным количеством оборотов. Это требуется при движении по хорошей асфальтированной дороге для снижения износа покрышек и экономии топлива. Когда автомобиль покидает дорогу и требуется выжать из полного привода максимум, включается блокировка межосевого дифференциала: оси жестко соединены друг с другом и могут вращаться только с одинаковой скоростью. Предотвращая пробуксовку, такая схема работы усиливает внедорожный потенциал.

Следует отметить, что функция блокировки дифференциала имеется только на небольшом количестве раздаточных коробок, установленных на классические внедорожники, спецтранспорт и военные грузовики. Столь распространенные в наше время кроссоверы и паркетные внедорожники не рассчитаны на движение по действительно серьезному бездорожью, поэтому они лишены этой функции с целью удешевления.

Почему этот вид КПП называют раздаткой

Это совмещение двух видов КП – обычной и раздаточной. С целью передачи большего крутящего момента колёсам во время движения на небольшой скорости движения, раздатка оборудована демультипликатором или работает на понижение передач в необходимый момент. Эта функция необходима для того, чтобы преодолевать труднодоступные участки (бездорожье, песок, камни, грязь, снег). Также авто, оборудованные подобными КПП, способны вытащить иные, застрявшие ТС с грязи или преодолеть самые сложные и крутые склоны.

Отметим, что данный агрегат отсутствует у кроссоверов! Исключительно по той причине, что они не предназначаются для езды в подобных условиях.

Демультипликатор – это дополнительная коробка, которая служит для того, чтобы сохранить большой крутящий момент, но при этом снизить скорость вращения валом. Оснащения демультипликатором предусматривает увеличение скоростей на КПП в два или три раза.

Читайте также:  Затяжка гбц киа космос

Ну что же, теперь вам известно, что же представляет собой раздаточная коробка, как она работает и зачем нужна. Автомобили, оснащённые ей, универсальны. Они подходят как для ежедневной езды по делам, так и для путешествий по бездорожью.

Источник

Раздаточная коробка автомобилей типа 4х4 ГАЗ 2705 / 3302 Газель с 1994 года

Раздаточная коробка автомобилей типа 4х4

На автомобилях типа 4×4 устанавливается двухступенчатая раздаточная коробка с принудительной блокировкой симметричного межосевого дифференциала и ручным управлением.

Устройство раздаточной коробки показано на рис. 4.26 и рис. 4.27. В картерах 4 и 8 (рис. 4.26) раздаточной коробки, отлитых из алюминиевого сплава, на подшипниках установлены первичный 16, промежуточный 45 валы, валы 37 и 23 привода переднего и заднего мостов с фланцами, коробка 41 сателлитов и шестерня 33 дифференциала. Осевой зазор подшипников 25 дифференциала регулируется при сборке прокладками 35, устанавливаемыми в крышке 38 механизма управления.

Раздаточная коробка:

Механизм включения передач и блокировки дифференциала:

Картеры, для обеспечения необходимой соосности опор валов и отверстий под штоки механизма управления, центрируются по установочным штифтам, запрессованным в задний картер 8, и соединяются друг с другом четырнадцатью болтами.

Внутри коробки сателлитов установлена ось 31 с двумя сателлитами 28, находящимися в постоянном зацеплении с полуосевыми шестернями 29, которые расположены на шлицевых концах валов привода переднего и заднего мостов автомобиля. На валу привода переднего моста на шлицах установлена муфта 36 включения блокировки дифференциала. При блокировке дифференциала подвижная муфта жестко соединяет вал 37 с коробкой сателлитов. В пазах муфт 9 и 36 располагаются вилки включения 7 и 6 (см. рис. 4.27), которые крепятся на штоках болтами и пружинными разрезными шайбами.

Блокировка дифференциала и включение передач в раздаточной коробке производится с помощью рычагов 1 и 2 (рис. 4.28), установленных на оси 8, запрессованной в кронштейн 9, который крепится двумя болтами к коробке передач.

Раздаточная коробка и ее привод:

Блокировка дифференциала может быть включена как с низшей передачей в раздаточной коробке, так и с высшей.

Рычаги соединяются тягами 7 со штоками раздаточной коробки. Причем рычаг 2 включения блокировки дифференциала соединяется со штоком 17 (см. рис. 4.27) включения блокировки дифференциала, а рычаг 1 (рис. 4.28) включения передач – с промежуточным штоком 1 (см. рис. 4.27), который с помощью промежуточного рычага 9, установленного на оси 13, перемещает шток включения передач 8. Механизм управления раздаточной коробки имеет устройство фиксации штоков в положении включенных передач и в нейтральном положении, включенной и выключенной блокировки дифференциала, состоящие из двух шариков 14 и пружин 15.

На крышке механизма управления раздаточной коробки установлен датчик 16 включения блокировки.

В отверстии задней крышки установлен штуцер с ведомой шестерней 18 (см. рис.4.26) привода спидометра. Ведущая шестерня 19 привода спидометра установлена на заднем конце промежуточного вала.

Особенности технического обслуживания раздаточной коробки

Обслуживание раздаточной коробки заключается в периодическом наружном осмотре, проверке крепления переднего и заднего картеров раздаточной коробки, проверке уровня и смене масла, и очистке сапуна в соответствии с указаниями по обслуживанию автомобиля.

Уровень масла проверяется через контрольное отверстие, закрываемое конической пробкой и расположенное на заднем картере раздаточной коробки, на автомобиле, стоящем на горизонтальной площадке, через некоторое время после поездки, чтобы дать возможность маслу стечь со стенок, а пене осесть.

Сливать масло следует после поездки, пока оно горячее. Если отработавшее масло оказывается очень грязным и в нем содержатся металлические частицы, коробку необходимо промыть.

Промывать раздаточную коробку следует указанным ниже способом:

В процессе эксплуатации следует обращать особое внимание на состояние сапуна, расположенного на задней крышке.

Сапун служит для сообщения внутренней полости раздаточной коробки с атмосферой, и его загрязнение приводит к повышению давления и возникновению течи масла.

В начальный период эксплуатации до приработки манжет допускается незначительное (но не в виде капель и потеков) просачивание масла в зоне фланцев валов, а также в зоне сальников штоков.

Возможные неисправности раздаточной коробки и способы их устранения

Причина неисправности Способ устранения
Шум при работе раздаточной коробки
Износ зубьев шестерен Заменить изношенные шестерни
Износ подшипников Заменить изношенные подшипники
Затрудненное включение передач и блокировки дифференциала
Заедание в приводе управления раздаточной коробки в следствии погнутости или износа деталей привода Проверить состояние привода и заменить непригодные детали
Износ зубьев шестерен Заменить изношенные шестерни
Туго затянуты гайки сальников штоков привода управления Ослабить гайки сальников штоков, не допуская течи масла через них
Самовыключение передач и блокировки дифференциала
Износ зубьев шестерен Заменить изношенные шестерни
Износ вилок и штоков Заменить изношенные детали
Износ подшипников Заменить изношенные подшипники
Износ отверстий вилок, тяг, пальцев и отверстий рычагов Заменить изношенные детали
Погнуты вилки Заменить вилки
Течь масла из раздаточной коробки
Повреждены или изношены манжеты Заменить манжеты
Ослабло крепление крышек, переднего и заднего картеров Подтянуть крепление
Завышен уровень масла в картере Установить уровень масла по контрольному отверстию
Засорение сапуна Прочистить сапун
Повреждение прокладок Заменить прокладки
Не затянуты гайки штоков Затянуть гайки

Ремонт раздаточной коробки

Снятие раздаточной коробки необходимо проводить в следующем порядке:

При необходимости отсоединить тяги привода управления от рычагов управления раздаточной коробки, для этого, не нарушая регулировки длины тяг, расшплинтовать пальцы, снять металлические и пластмассовые шайбы, вынуть пальцы. Снять кронштейн в сборе с рычагами управления, отвернув болты крепления кронштейна к коробке передач. Выпрессовать ось 8 рычагов со стороны фланца кронштейна 9, вынуть рычаги, отжимные пружины, пластмассовые втулки и шайбу.

Читайте также:  Где стоят эбу бмв е60

Разборка раздаточной коробки

Разъединение переднего и заднего картеров

Разборка заднего картера

Разборка промежуточного штока

Разборка крышки механизма управления

Разборка задней крышки

Разборка передней крышки

Разборка дифференциала

Снятие подшипника с шестерни дифференциала:

Разборка промежуточного вала

Разборка первичного вала

Осмотр и контроль деталей

Детали разобранной раздаточной коробки, за исключением подшипников, подержать в моющем растворе, а затем промыть. В деталях, имеющих масляные каналы, последние тщательно прочистить. После мойки детали внимательно осмотреть.

Детали раздаточной коробки не должны иметь сколов, трещин, задиров, смятия, следов выкрашивания и сильного износа, забоин и рисок на привалочных поверхностях. На рабочей поверхности зубьев допускаются мелкие раковины (питтинг) на площади не более 10% поверхности зуба.

Манжеты не должны иметь повреждений на рабочей кромке и месте нанесения насечки, кромка должна быть эластичной. Поверхности деталей, по которым работают манжеты, не должны иметь выработки. Перепрессовка использованных манжет не допускается. На опорных шайбах сателлитов и полуосевых шестерен дифференциала, упорных шайбах шестерен первичного вала не допускаются задиры, наволакивание металла и большой износ.

Прокладки не должны иметь разрывов, вмятин и перегибов. Концы стопорных колец должны находиться в одной плоскости. Не должно быть погнутости штоков, деформации и значительных износов на лапках вилок механизма управления. Смазочные отверстия шестерен и бронзовых втулок не должны быть перекрыты, не допускается проворачивание бронзовых втулок в отверстиях шестерен, стык втулок не должен быть раскрыт.

После разборки раздаточной коробки подшипники промыть в чистом моющем растворе и продуть сжатым воздухом. Подшипники не должны иметь трещин, сколов, рисок и следов выкрашивания на сепараторах, телах и дорожках качения, увеличенного радиального зазора. Не должно быть закусывания при вращении одного из колец подшипника. Не должно быть выработки в посадочных отверстиях под подшипники. Не допускаются следы проворота колец подшипников на валах. Подшипники, пригодные для дальнейшей работы, высушить и смазать смазкой.

Поврежденные детали необходимо заменить новыми.

При ремонте не обезличиваются и в случае выбраковки заменяются в комплекте:

Сборка раздаточной коробки

Сборка раздаточной коробки осуществляется в последовательности, обратной разборке.

Все трущиеся поверхности деталей раздаточной коробки перед установкой необходимо смазать трансмиссионным маслом. Новые подшипники следует устанавливать в заводской консервационной смазке.

Все прокладки перед установкой в раздаточную коробку необходимо смазать с обеих сторон пастой «Герметик».

Рабочие кромки манжет перед сборкой необходимо смазать консистентной смазкой, полость между кромкой и пыльником заполнить смазкой на две трети, войлочные кольца сальников штоков управления пропитать смазкой для газовых кранов при температуре 40-70 °С в течение не менее 30 мин.

Запрессовку деталей необходимо осуществлять без перекосов, заворачивание крепежных деталей производить только тщательно наживив их.

Напрессовку подшипников на валы следует производить прикладывая усилие только к внутреннему кольцу, при запрессовке подшипников в отверстие необходимо воздействовать на наружное кольцо.

При замене изношенных деталей на новые необходимо подобрать на легкость перемещения первичный вал и муфту включения передач, а также вал привода переднего моста и муфту включения блокировки, причем муфта включения передач должна быть обращена радиусной выемкой в сторону шестерни высшей передачи первичного вала. Подбор деталей должен обеспечить легкое перемещение муфт по шлицам валов без закусывания и без ощутимого бокового зазора. После подбора детали пометить, чтобы при сборке сохранить их взаимное расположение.

Так как при изготовлении шестерен каждая зубчатая пара подбирается по шуму, то замена одной из шестерен пары может вызвать некоторое увеличение шума раздаточной коробки.

При сборке раздаточной коробки следует учитывать размеры деталей, допуски и посадки (см. соответствующую таблицу ниже).

Сборка первичного вала

Сборка промежуточного вала

Сборка дифференциала

После сборки проверить усилие и плавность проворачивания шестерен полуоси с помощью специальной шлицевой оправки. Усилие проворачивания шестерен полуоси должно быть не более 50 Н (5 кгс), приложенное на радиусе 80 мм. При этом захваты и заедания не допускаются.

Сборка передней крышки

Сборка задней крышки

Сборка крышки механизма управления

Сборка промежуточного штока

Сборка заднего картера

Последующая сборка раздаточной коробки

где А – фактический размер от заднего привалочного торца крышки механизма управления до торца гнезда под подшипник дифференциала в крышке механизма управления;

С – расчетная толщина сжатой между привалочными торцами крышки механизма управления и переднего картера паронитовой прокладки, равная 0,4 мм;

В – фактический размер от переднего привалочного торца переднего картера до переднего торца наружной обоймы переднего подшипника дифференциала (выступание подшипника над картером);

Д – осевой зазор подшипников дифференциала, равный 0,0-0,2 мм.

При испытании шум, создаваемый раздаточной коробкой, должен быть равномерный, без резких перепадов, стуков и скрежета. Температура масла не должна превышать 90 º С, течь масла не допускается.

Включение, выключение передач и блокировка дифференциала должны происходить без заеданий и скрежета. При включении блокировки дифференциала контакты датчика включения блокировки дифференциала должны замыкаться.

После обкатки слить масло и, очистив магнит, завернуть пробку.

Размеры сопрягаемых деталей раздаточной коробки, мм

Установка раздаточной коробки на автомобиль

Установку раздаточной коробки на автомобиль необходимо выполнять в последовательности, обратной снятию, учитывая следующее:

После установки залить масло согласно «Карте смазки» и завернуть контрольную пробку в картер.

Источник