Меню

Какие болты гбц лучше шестигранник или звездочка

Какие болты гбц лучше шестигранник или звездочка

Поскольку я решил осветить все комплектующие ГБЦ, надо немножко сказать и о болтах. Начнем с плохого. Мне доводилось видеть болты четырех типов, отличающихся своей головой. Это внутренний шестигранник (в народе так называемые «восьмерочные»), наружная «ромашка» (торксы), и два шестигранника (на 12 и на 19).

Почему я не приемлю болты первой и второй категорий? Причина проста: внедорожник должен быть отремонтирован в лесу или «на поле боя». В стандартных инструментальных наборах, ключей под данные головы чаще всего нет. Болты с шестигранной головой на 12 (которыми сейчас комплектуется конвейер) не люблю по причине, которую подтвердит любой нивовский или классический сервис. 2-4 болта из десятка гарантировано «облизываются» и извлекаются только при помощи наварки больших гаек. Как-то раз вздумалось мне замерить их головы, и я после этого впал в ступор. Шестигранник был по размеру 11.5. Вот и весь сказ про это чудо.

Остаются только болты, которые очень долгое время шли в конвейерной комплектации, но, видимо, потом решили сэкономить, перейдя с 19 шестигранника на 12. Болты идут по классу 10.9, это четко выбито на голове болта. В комплекте идут шайбы. По цвету понятно, что болты проходят термообработку. Ну и, пожалуй, в заключение могу сказать, что за все время работы у меня не было случая, чтобы они «тянулись».

Достаточно часто задается вопрос, можно ли использовать старые болты, если они нормально выкрутились? Мое мнение следующее: лучше этого делать не надо. Это не настолько дорогая деталь, чтобы рисковать тем, что ГБЦ не плотно обожмет прокладку. Ну а там сами догадываетесь, либо масло в тосоле, либо наоборот. У других фирм производителей, в мануалах по ремонту двигателей ОДНОЗНАЧНО прописано, что болты ГБЦ это такой же расходный материал как герметик или прокладки.

От Ведущего FAQ. Автор настаивал на этой публикации, поэтому статья помещена на сайт. По моему опыту восьмерочные болты допустимой длины нормально тянутся и в дальнейшем идеально работают, не требуя протяжки ГБЦ каждые 10000 км. При проворачивании их в процессе затяжки динамометрический ключ показывает в точности такой момент, каким нужно тянуть копеечные болты, Кстати, рекомендуют менять торсионные зубильные болты на копеечные только сервисмены-ретрограды. Не советую прислушиваться к подобным мнениям консерваторов.

Источник

болты гбц калёные

Тема переработанной статьи – болты гбц 2101. Данное повествование будет разбито на две части. В первой, речь пойдет о калёных (так называемых «копеечных») болтах. Во второй о деформируемых болтах нового образца (торсионные). Первая глава будет с основными базовыми понятиями и расшифровками, вторая будет только по факту отличия. Еще раз напомню, что в нивах и шнивах стоит один и тот же двигатель.

Читайте также:  Доработка стартера ваз 2110

Болты гбц нива, что бывает?

За время работы с данными двигателями я встречал четыре типа болтов. Поскольку типоразмер у них одинаковый, классифицирую их по форме головы:

Самый проблемный вариант, это болты с шестигранником на 12. Когда под руками двигатель с таким «счастьем», я сначала спрашиваю, работает сегодня сварщик или нет. Несколько болтов при демонтаже могут «слизаться» и тогда спасает только наваривание больших гаек, ну или другие приемы из арсенала старых мастеров.

Калёные болты или болты гбц 2101

Болты гбц нива делятся на две группы. Каленые и пластически деформируемые. Про второй тип, я подробно расскажу во второй части. Сейчас речь о каленых болтах. Каталожный номер детали 2101-1003271. По номеру видно, что родословная этих болтов берет свое начало аж от «копейки», а если более честно, то от фиата. Прочность 10.9, это четко выбито на головке болта. Но для современных требований, это уже маловато. Принципиальное отличие от деформируемых болтов гбц состоит в том, что они НЕ ТЯНУТСЯ. В этом их плюс и минус. Плюс состоит в том, что они многоразовые. Минус, в том, что если прокладка гбц усадочная, то после установки, через небольшой пробег, ее желательно «протянуть». Очень долгое время я сам работал и комплектовал заказы именно этими болтами. Но когда автоТАЗ опять «просел» по качеству обработки гбц и даже с завода пошли опять усадочные прокладки вместо современного «металопакета», перешел на деформируемые болты, которые подходят для обоих вариантов.

Вопрос-ответ

Данные болты по длине почти полностью заполняют резьбу в гбц, поэтому их деформация должна быть минимально возможной. Иначе они просто упрутся в «конец резьбы» и не обтянут прокладку гбц.

Работа в обязательном порядке предполагает специальный инструмент – динамометрический ключ. По методичке Фиата, которая была напечатана для сборки двигателя, усилия следующие. Работать в три приема: 3кг, 7кг. Перерыв 30 минут. 9кг. От себя добавлю, что обычно я делал еще одну протяжку 6 центральных болтов. Схема работы с болтами разрисована во второй части статьи. И в третий «подход к снаряду», я обычно устанавливал усилие 10 кг.

Читайте также:  Замена шаровой на вольво в40

Источник

Профили

Самый простой вариант — шлиц. В отсутствие инструмента винт с такой головкой, если он, конечно, не приржавел, можно открутить полоской металла, лезвием ножа, монетой и т.д. Маркируются шлицы по толщине и ширине жала. Например, 4х0,5: 4 мм — ширина, а 0,5 мм — толщина жала. Сегодня шлиц не столь популярен, как ранее. На то много веских причин: нет четкой фиксации головки на шляпке болта, инструмент соскакивает, есть риск поцарапать краску на кузове автомобиля либо получить травму. А с приржавевшими винтами дела еще хуже: головка (жало отвертки) выходит из зацепления, повреждая шлицевую часть винта.

Дополнительная прорезь на шляпке винта — и перед нами, пожалуй, не менее популярный крест (Phillips). Разобраться в размерности здесь проще, так как у каждого профиля есть свой условный номер от PH000 до PH4 (PH — сокращение от Phillips). Основное преимущество крестообразных насадок перед шлицевыми — увеличенная площадь контакта рабочих поверхностей, самоцентрирование инструмента и возможность работать под небольшим углом. Соответственно, закрутить винт можно с большим моментом, чем в предыдущем случае, не опасаясь его повредить.

Дополнительные прорези, но значительно меньше основных проточек на профиле «крест», отличают новую шляпку винта, получившую название Pozidriv. Сокращенное обозначение PZ, в ходу условные номера от PZ0 до PZ4. Pozidriv, хоть и позволяет передавать чуть большее усилие, как и Phillips, не очень цепко держится на шляпке винта, поэтому для сборки ответственных узлов и механизмов используют болты с внутренним или наружным шестигранником.

Диапазон наружных шестигранников очень широк: от 1,5 до 80 мм. Маленькие болты используются для крепления деталей и плат в блоках управления, а крупные — для ходовой части.

При покупке набора инструмента предпочтительней 12-гранный профиль, так как в автомобиле используют болты не только с шестигранниками, но и 12-гранные — например, болты крепления маховика и головки блока цилиндров на двигателях «Мерседес».

Под болты с внутренним 12-гранником рассчитаны головки XZN. Ими крепят стартер, салазки сидений, головки блока цилиндров, шкивы вспомогательных агрегатов. Маркировка этих головок — не привычная метрическая, а условная, с буквой М перед номером профиля. Диапазон — от М4 до М18. Есть и варианты этого профиля со штифтом в центре (например, пробка слива масла из агрегатов трансмиссии на автомобилях «Фольксваген груп»). Некоторые умельцы успешно «снимают защиту», выламывая штифт.

Читайте также:  Запчасти на квадроцикл в лыткарино

Выбор внутренних шестигранников не столь широк: от 1,3 до 27 мм. У таких болтов более компактная головка по сравнению с наружными шестигранниками. При этом головка инструмента меньше наружного диаметра шляпки болта, и проблемы с отворачиванием в труднодоступных местах возникают гораздо реже.

Но внутренние шестигранники оказались не столь надежными: головка частенько проворачивалась. Причина — не только в низком качестве, но и в особенностях профиля. Поэтому на смену капризному крепежу пришел более стойкий и выносливый Torx. Размеры — от Т6 до Т100; от 6-го до 10-го номера они следуют через единицу, далее через пять, а с 60-го по сотый через десять, хотя есть и исключения, например Т27. Не исключено, что добавятся и промежуточные размеры.

При равных размерах профиль Torx выдерживает большие нагрузки по сравнению с шестигранником, а возможность провернуться сведена к минимуму. Такой крепеж широко распространен не только на иномарках, но уже используется на автомобилях ВАЗ — например, он держит «жабо» и ответные части дверных замков на «Калине».

Для защиты узлов и агрегатов от разборки неквалифицированным (читай — не имеющим специального инструмента) персоналом некоторые производители используют «торкс» со штифтом в центре. Обозначается он Torx TR. Такой инструмент используется при замене, например, измерительного элемента ДМРВ «Бош» на многих автомобилях.

Помимо внутреннего профиля Torx есть аналогичный наружный. Его маркировка начинается с буквы Е, размеры от Е4 до Е24. Есть и нестандартные варианты, например Е11. Этот стандарт можно встретить в креплении опоры силового агрегата на «Калине».

Не так давно производители автокомпонентов предложили профиль, похожий на «торкс», но с пятью «гранями» и со штифтом в центре. В маркировке первые две буквы РТ. Размеры пока от РТ10 до РТ50. В ближайшее время ассортимент, скорее всего, будет расширяться. Профиль также используют в прецизионном оборудовании, например, датчиках массивного расхода воздуха — вместо уже «освоенных» умельцами «торксов» со штифтом.

Для крепления головки блока на двигателях VW используется профиль Polydrive. По форме он близок к «торкс» — по неопытности можно перепутать.

Большинство рассмотренных профилей широко используются на многих автомобилях, но есть такой, который встречается крайне редко — RIBE-CV, в основном на «фиатах» и «альфа-ромео». Обозначаются они — внимание! — так же как XZN. Ассортимент головок — от М5 до М16.

Источник