Меню

Какие обороты раздатки газ 53

Трансмиссия ГАЗ-53: надежность и мощность легендарного «ГАЗона»

Автомобили семейства ГАЗ-53 не выпускаются с 1993 года, однако они все еще широко используются в различных сферах. Во многом это обусловлено простой конструкцией и надежностью его систем, агрегатов и механизмов. Это в полной мере относится и к трансмиссии, о которой пойдет речь в данной статье.

Общий взгляд на грузовики семейства ГАЗ-53

ГАЗ-53 — семейство среднетоннажных (грузоподъемностью от 3 до 4,5 тонн) грузовых автомобилей, выпускавшихся Горьковским автозаводом в период с 1961 по 1993 годы. Существует довольно большое количество модификаций, однако наиболее массовыми были три из них:

• ГАЗ-53Ф (1961 – 1967) грузоподъемностью 3/3,5 тонны;
• ГАЗ-53А (1965 – 1983) грузоподъемностью 4 тонны;
• ГАЗ-53-12 (1983 – 1993) грузоподъемностью 4,5 тонны.

В 1993 году нишу ГАЗ-53 заняли более современные грузовики семейств ГАЗ-3307 (выпускается с 1989 года) и ГАЗ-3309 (с 1994 года), которые, однако, концептуально и принципиально не отличаются от семейства ГАЗ-53.

Все грузовики, независимо от модификаций, имеют принципиально одинаковую трансмиссию. Они построены по классической схеме — это заднеприводные автомобили (колесная формула 4×2) с передним расположением мотора, механической коробкой передач и обычным сухим однодисковым сцеплением. Устройство трансмиссии автомобилей семейства ГАЗ-53 довольно простое, остановимся на нем более подробно.

Устройство трансмиссии ГАЗ-53 и назначение ее компонентов

Трансмиссия грузовиков ГАЗ-53 традиционна для двухосных заднеприводных автомобилей, она включает в себя несколько компонентов:

• Сцепление (сухое однодисковое);
• Коробка передач (4-ступенчатая ручная);
• Карданная передача (два вала с промежуточной опорой);
• Главная передача (гипоидная одинарная на конических шестернях);
• Дифференциал;
• Привод колес (полуоси).

При этом главная передача, дифференциал и полуоси собраны в общем картере заднего моста. Также следует отметить, что в некоторых модификациях ГАЗ-53 устанавливается раздаточная коробка, от которой осуществляется привод лебедки, насоса и других механизмов. В этом случае в трансмиссии увеличивается количество карданных передач, а в кабину выводятся рычаги управления «раздаткой». Здесь мы рассмотрим только трансмиссию обычных грузовиков без раздаточной коробки.

1 — первичный вал
2 — фиксатор
3 — рычаг переключения передач
4, 11 — шестерни третьей передачи
5, 10 — шестерни второй передачи
6, 8 — шестерни первой передачи и заднего хода
7 — вторичный вал
9 — блок шестерен заднего хода
12 — картер
13 — шестерня привода промежуточного вала
14 — промежуточный вал
15 — муфта

Каждый узел и механизм трансмиссии ГАЗ-53 имеет свое назначение, устройство и принципы работы. О некоторых из них нужно сказать более подробно.

Сцепление. В автомобиле используется сухое фрикционное однодисковое сцепление с периферийным расположением пружин, которое имеет ряд особенностей. В частности, крепление фрикционной накладки ведомого диска осуществляется через упругие металлические пластины (плоские пружины). Также в сцеплении ГАЗ-53 связь между корзиной (кожухом) и нажимным диском осуществляется посредством выступов и рычажков. Привод сцепления — традиционный механический. Сцепление устанавливается в цельнолитом алюминиевом картере, который монтируется на задней части двигателя.

Коробка передач. На большинстве моделей ГАЗ-53 используются механические четырехступенчатые (четыре передачи вперед и одна назад) трехходовые трехвальные коробки передач с верхним расположением механизма выбора передач. Все передачи (кроме задней) оснащены синхронизаторами. С правой стороны КПП предусмотрен люк, закрытый крышкой — данный люк необходим для установки коробки отбора мощности в некоторых модификациях автомобиля. Следует отметить, что на некоторых модификациях ГАЗ-53-12 устанавливались усовершенствованные пятиступенчатые коробки передач, которые позднее стали использоваться на ГАЗ-3307/3309.

Ведущий мост. В мосте расположена главная передача, дифференциал и приводы колес (полуоси). Главная передача ГАЗ-53 — гипоидная, то есть, в ней ведущая шестерня малого диаметра расположена несколько ниже оси ведомой шестерни большого диаметра. Это требует использование конических шестерен с особой (спиральной) формой зубьев, однако гипоидная передача обладает лучшей эффективностью и плавностью работы, а также создает меньше шума. Чаще всего используется ГП с передаточным числом 6,83.

Дифференциал — классический шестеренчатый, с четырьмя сателлитами (коническими шестернями малого диаметра) на крестовине, соединенными с двумя коническими ведущими шестернями полуосей. Дифференциал помещен в корпус, который монтируется внутри ведомой шестерни ГП. Стальные цельнометаллические полуоси имеют шлицевое соединение с полуосевыми шестернями, что обеспечивает возможность их некоторого продольного смещения без разрыва крутящего момента.

Обычно узел, объединяющий в себе главную передачу и дифференциал, называют редуктором ведущего моста. Редуктор устанавливается в картере заднего моста.

О назначении и устройстве карданной передачи ГАЗ-53 расскажем более подробно.

Функции, роль и устройство карданной передачи ГАЗ-53

Главная задача, которую решает кардан — передача крутящего момента между механизмами трансмиссии автомобиля. Карданная передача обеспечивает связь между коробкой передач и главной передачей ведущего моста. Использование карданных передач позволяет решить несколько проблем передачи крутящего момента в автомобиле, главная из которых — непостоянство относительного расположения компонентов трансмиссии во время движения автомобиля. Как известно, ведущий мост установлен на раме не жестко, а через подвеску, поэтому при движении машины (и при разной загрузке) расстояние между мостом и КПП, а также угол между их осями в некоторых пределах изменяется. Поэтому просто проложить между этими узлами жесткий вал нельзя — он при первой же поездке деформируется и сломается.

Только карданный вал (а точнее — карданная передача) обеспечивает передачу момента под углом, причем передача не разорвется даже в том случае, если этот угол будет постоянно изменяться в небольших пределах. Также особое устройство карданных валов обеспечивает непрерывную передачу крутящего момента и при некотором изменении расстояния между компонентами трансмиссии. Таким образом, карданная передача сохраняет целостность и неразрывность трансмиссии автомобиля во время его движения и независимо от загрузки.

Карданная передача автомобилей ГАЗ-53 устроена довольно просто. Она состоит из двух частей — промежуточного (переднего) и основного (заднего) карданного валов. Промежуточный вал соединен с коробкой передач, с обратной стороны он с помощью опоры (на подшипнике) монтируется на раму. Основной вал соединен с промежуточным валом и с редуктором ведущего моста, никаких промежуточных опор он не имеет.

Основной карданный вал устроен крайне просто. Это тонкостенная труба, к которой с обеих торцов приварены вилки карданных передач. В отверстия вилок вставлены игольчатые подшипники в сборе (монтируются в корпус в виде стакана), с наружной стороны корпус подшипников закрывается крышкой и защищается от проворачивания с помощью стопорной пластины (устанавливается на болтах). Задняя вилка с помощью крестовины соединяется с вилкой фланца, который крепится к ответному фланцу редуктора. Весь этот узел — вилки и крестовина — как раз и образуют карданную передачу.

Промежуточный карданный вал устроен несколько сложнее. Его основу также составляет тонкостенная труба (с внутренним диаметром 71 мм), к которой в передней части приварена вилка, крестовиной соединенная с вилкой фланца — данный узел аналогичен описанной выше задней карданной передаче основного вала. В задней части вала на шлицевом соединении установлена скользящая вилка, благодаря шлицам она может скользить в ответных шлицах вала, обеспечивая изменение длины карданного вала при движении автомобиля. Данная вилка посредством крестовины соединена с передней вилкой основного вала, образуя карданную передачу.

Также на задней части промежуточного карданного вала установлена опора с шарикоподшипником. Так как подшипник нуждается в смазке, здесь предусмотрена пресс-масленка, а также сальники (причем на ГАЗ-53А и на многих ГАЗ-53-12 сальники выполнены из войлока), отражательные шайбы и другие детали, препятствующие утере смазочного материала. Сама опора выполнена в виде резиновой подушки, закрытой сверху кронштейном, который одновременно является и корпусом подушки, и средством крепления опоры к раме.

Читайте также:  Втягивающее реле стартера ваз 2107 где находится фото

В заключении отметим, что подшипники крестовин постоянно нуждаются в смазке, для этой цели в крестовинах предусмотрены каналы, а в их центральной части устанавливается пресс-масленка и клапан. Через пресс-масленку осуществляется добавка масла, а благодаря клапану масло при его чрезмерном количестве или при росте температуры может удаляться из крестовины.

В целом, карданная передача ГАЗ-53 имеет несложное устройство, однако для долгой и надежной работы необходимо проводить ее регулярное обслуживание.

Техническое обслуживание карданной передачи

Обслуживание карданных передач ГАЗ-53 производится согласно графику, регламентные работы зависят от пробега.

Ежедневное ТО. Каждый день следует очищать валы и карданы от загрязнений, осматривать их на предмет поломок, а также проверять все уплотнения на наличие утечек смазочного материала.

ТО-1. Производится проверка надежности монтажа фланцев, а также осуществляется смазка подшипников крестовин и шарикоподшипника опоры. Игольчатые подшипники крестовин смазываются исключительно трансмиссионным маслом (летним или зимним в зависимости от сезона), добавка масла производится через пресс-масленки в крестовинах. Подшипник опоры, напротив, смазывается консистентной смазкой, которая также добавляется через пресс-масленку. Перед смазкой этих узлов необходимо осмотреть сальники на крестовинах и войлочные сальники подшипника опоры, если они повреждены или замечена значительная усадка, то их обязательно необходимо заменить.

ТО-2. Выполняются те же работы, что при ТО-1, а также осуществляется проверка люфтов в соединениях (в карданах, в шлицевых соединениях) и смазка шлицевого соединения скользящей вилки. Для смазки необходимо демонтировать и разобрать промежуточный вал, промыть соединение бензином, затем добавить во втулку соединения (в валу) консистентную смазку, собрать и установить вал на место. При этом важно произвести правильную установку скользящей вилки в вал, здесь на помощь приходят специальные метки в виде стрелок на обеих деталях, которые необходимо совместить.

Также периодически следует проверять надежность крепления кронштейна промежуточной опоры к раме, надежность установки игольчатых подшипников в вилках, затяжку обоймы уплотнения (сальников) скользящей вилки и т.д. Обычно все это производится одновременно при смазке соответствующих компонентов.

Регулярное техническое обслуживание и своевременная замена неисправных деталей значительно продлит срок службы карданной передачи и всего грузовика.

Источник

Самодельные минитракторы. Часть 4. Страница 495 из 2509

Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.

. При том только одно теперь уже переднее крепление под подушку немного переделать нужно.

Рома я чуть чуть не пойму! у тебя что родные крепления(подушки) остаются? на ра такие костыли нужны. особенно который передний!

Я про такие (такие-же как на девятках и т.д)

и я ранее писал именно про такие,с шариками!

вы до мая меня достанете! придется соседа просить чтоб на выходных ехал борозды резал!

В принципе можно немножко помудрить и сделать передний мост с класики или нивы
с такими поваротными, угол поварота передка будет больши и крече.

Да и цена у его за 10000 деревянных.А у нас самодельщиков не дожно привышать БЮДЖЕТ. А если всё покупать на МТ то лучше сразу купить новый трактор. Тем мы и ценимся, что можем из Г конфетку сделать, да ещё многие годы пользоваться!

Учись делать всё сам.

особенно который передний!

Вот передний и перевариваю. Малеха не вписывается. Потом отсниму покажу о чем я.

Чтоб дело мастера боялось,
Он знает много страшных слов.
Мой канал на Youtube.

Чтоб дело мастера боялось,
Он знает много страшных слов.
Мой канал на Youtube.

Вот передний и перевариваю. Малеха не вписывается.

Рома вот посмотри,думаю понятно что к чему,и никаких ляпух лишних и минимум места!

Вот передний и перевариваю. Малеха не вписывается.

Рома вот посмотри,думаю понятно что к чему,и никаких ляпух лишних и минимум места!

Класно глушитель придумал!

Учись делать всё сам.

Ну у меня почти тоже самое и получается. Только швеллер поглубже. левую лапу переделываю по твоему типу. правая родная (та что возле вала переключения) точно подошла под низ швеллера подвесилась. К стати ты правую на блок к чему прикрутил? И хвостовую неразглядел.

Чтоб дело мастера боялось,
Он знает много страшных слов.
Мой канал на Youtube.

Ну у меня почти тоже самое и получается. Только швеллер поглубже. левую лапу переделываю по твоему типу. правая родная (та что возле вала переключения) точно подошла под низ швеллера подвесилась. К стати ты правую на блок к чему прикрутил? И хвостовую неразглядел.

ну как к чему! там те же отверстия (4шт) как и слева,только резьба там м8 а слева м10х1.25,можно и спрва тоже перерезать,там по идее крепится кронштейн поддержки штанов!

Класно глушитель придумал!

долго думал над этим,но вот придумал наконец! можно как раз на правый кронштейн двигателя и распорку пустить от глушителя,но вроде подумал что и так пока пойдет!

Источник

Какие обороты раздатки газ 53

Автомобиль ГАЗ-66 (рис. 1) — двухосный грузовой автомобиль, грузоподъемностью 2т, повышенной проходимости с приводом на обе оси.
Он призван заменить выпускающийся заводом однотипный автомобиль ГА3-63.

Рис. 1. Автомобиль ГА3-66
Автомобиль ГАЗ-66 имеет модификации:
ГАЗ-66-01 — автомобиль с системой регулирования давления воздуха в шинах;
ГАЗ-66-02 — автомобиль с лебедкой в системой регулирования давления воздуха в шинах;
ГА3-66-04 — автомобиль с системой регулирования давления воздуха в шинах и экранированным электрооборудованием;
ГА3-66-05 — автомобиль с лебедкой, системой регулирования давления воздуха в шинах и экранированным электрооборудованием.
При создании автомобиля ГАЗ-66 особое внимание было уделёно получению высокой проходимости и устойчивости при движении.
Для получения рационального распределения нагрузки по осям на автомобиле ГА3-66 кабина располагается над двигателем.

Автомобиль ГА3-5ЗА (рис. 2) грузоподъёмностью 4т с приводом на заднюю ось предназначен для перевозка различных народнохозяйственных грузов по всем видам дорог.

Рис. 2. Автомобиль ГАЗ-53А
Основные узлы автомобилей (двигатель, сцепление, коробка передач, тормоза и др), агрегаты электрооборудования, нормали и т.п. унифицированы.
В конструкциях автомобилей осуществлены последние технические достижения автомобилестроения на период 1970-х годов — принят целый ряд новых решений, которые обеспечивают удобство работы водителя, повышение надёжности, долговечности, эксплуатационных показателей. снижение трудоёмкости обслуживания.

* Вес автомобиля оборудованного лебедкой, составляет 3640 кг.

ления (при зазоре между клапанами в коромыслами 0,З5 мм)

впускные клапаны; открытие 24° до В. М. Т закрытие 64° после Н. М. Т выпускные клапаны; открытие 50° до Н. М. Т закрытие 22° после В. М. Т Впускные и выпускные трубопроводы Впускной трубопровод отлит из алюминиевого сплава с жидкостным подогревом смеси; выпускные трубопроводы (правый и левый) — литые чугунные Система смазки Комбинированная: под давлением и разбрызгиванием Масляный насос Шестерёнчатого типа, двухсекционный. Из верхней секции масло поступает для смазки двигателя, нижняя секция подаёт масло в фильтр центробежной очистки масла Масляный фильтр Центробежный Вентиляция картера Открытого типа Охлаждение двигателя Жидкостное, принудительное, с центробежным насосом. В системе охлаждения имеется термостат, установленный в выпускном патрубке Вентилятор Шестилопастный, приводится в вращение клиновидным ремнём от коленчатого вала Топливный насос Диафрагменный, с дополнительным ручным приводом Топливный фильтр Керамический или сетчатый Карбюратор К-126Б, двухкамерный, балансированный, с падающим потоком Ограничитель числа оборотов Пневмоцентробежного типа Воздушный фильтр Инерционно-масляный с контактным фильтрующим элементом

Читайте также:  Где находится стартер на мерседесе e230

Допускается у крайних клапанов обоих рядов (впускных первого и восьмого, выпускных четвёртого и пятого цилиндров) устанавливать зазор, мм

Источник

Разборка коробки передач автомобилей ГАЗ-66, ГАЗ-66-02, ГАЗ-53

Раздаточная коробка или раздатка – особый модуль, который монтируют на автомобилях, сконструированных специально для поездок по бездорожью и пересеченной местности. Раздатка обеспечивает равное распределение усилий между ведущими мостам автомобиля. Именно раздатка ГАЗ 66, устройство и конструкция которой были предметом особого внимания конструкторов, обеспечила автомобилю почти легендарную проходимость. ГАЗ-66 вошел в историю отечественного автомобилестроения как один из наиболее удачных грузовиков. Реализованные при его разработке конструктивные решения позволили преодолевать бездорожье, которое большинству автомобилям не под силу. Немалый вклад внесла конструкция раздатки.

Описание и принцип работы раздатки

Раздаточная коробка схожа с коробкой трансмиссии в плане как внешнего вида, так и функционала. Ее главное назначение – равномерное распределять нагрузки на все мосты. В зависимости от типа автомобиля раздатка может подключаться только к переднему мосту либо также к пониженной передаче.

Принцип работы состоит в следующем:


Раздатка помогает равномерно распределять нагрузку

Технические характеристики ГАЗ-66

Стать широко известным и продержаться столь долгое время на конвейере горьковскому грузовику удалось благодаря удачному сочетанию технических новшеств с хорошо апробированными технологиями. В этом случае даже некоторые огрехи конструкции компенсировались крайне высокой живучестью, надёжностью и ремонтопригодностью всех узлов.

Двигатель ГАЗ-66

Разработчики нового армейского грузовика справедливо рассудили, что сердце его также должно быть новым. Поэтому хотя первая опытная партия «шестьдесят шестых» была готова уже на рубеже 50-х и 60-х годов, серийный выпуск смогли наладить лишь в 1964 году, когда завод-смежник смог выдавать достаточное количество обкатанных в производстве моторов. До этого момента отдельные экземпляры оснащали агрегатами от ГАЗ-62, которые выдавали всего 80 л.с. и не подходили машине, которая должна была брать на борт 2 тонны.

Назывался движок ЗМЗ-66 и производился Заволжским моторным заводом. Он представлял собой V-образную «восьмёрку» объёмом 4,25 литра и мощностью 120 л. с. Сегодня кажется, что мощность его слишком мала, зато тяга была впечатляющей, так что со своей мощностью «газик» выбирался самостоятельно либо с помощью лебёдки практически из любой внедорожной передряги.

Самое главное, чего добились специалисты — сделали мотор компактнее, чем у предшественника ГАЗ-63, что позволило на полную использовать бескапотную компоновку. Силовой агрегат получился настолько удачным, что машины комплектовались им практически до конца 80-х. Новая модификация ЗМЗ-511 обладала большей степенью сжатия и повысившейся до 125 л.с. мощностью.

В 90-е годы была предпринята попытка поставить на «шишигу» дизель ГАЗ-544 на 85 л.с. и турбированный ГАЗ-5441 на 116 л.с. Несмотря на экономичность (всего 17 л на 100 км), данное решение не прижилось.

По паспорту грузовик разгонялся до 90 км/ч, дальше не позволял ограничитель оборотов, да и не нужна была скорость этому вездеходу.

Трансмиссия

ГАЗ-66 на протяжении всего выпуска комплектовался механической четырёхступенчатой коробкой передач. Для облегчения управления и плавности хода на третьей и четвёртой передаче установлены синхронизаторы. В раздаточной коробке предусмотрено два режима: обычный и понижающий. Передний мост можно подключить при любом из них. Кстати, любопытный факт: привод стояночного тормоза подходит к задним колёсам, но если включён полный привод, блокируются и они.

Рулевое управление представлено глобоидальным червяком и трёхгребневым роликом. Для того чтобы крутить баранку было легче, предусмотрен гидроусилитель. Тормоза барабанного типа снабжены гидровакуумным усилителем, поэтому колёса надёжно блокируются в любых режимах движения. Сцепление сухое однодисковое, также с гидроприводом.

Как видно, несмотря на армейскую аскетичность «шишиги», конструкторы позаботились о надёжности и лёгкости управления: все системы управления и трансмиссии работают через масляные усилители, что практически не требует от водителя чрезмерных мускульных усилий.

Рама и шасси

Основа горьковского вездехода, на котором монтируется всё — от двигателя до кузова, собиралась из двух балок, скрепляемых поперечинами. При относительной жёсткости и надёжности она превосходно работает на кручение, что выгодно отличает её от предшественника ГАЗ-63 — тот при диагональном вывешивании колёс становился практически бессилен. В таких же условиях «шишка» с крутящейся рамой и длинными ходами подвески спокойно обеспечивал вращение всех колёс, иногда даже без включения блокировки дифференциала.

Колёса для армейского вездехода были разработаны новые, по сравнению с ГАЗ-63 была увеличена ширина и усовершенствован профиль. Обод разъёмный, что позволяет сегодня легко комбинировать диски с целью тюнинга. Десантные варианты оснащались специальными втулками на передних осях — они служили одновременно подножкой и зацепом для лебёдки при самовытаскивании автомобиля. С 1968 года все модели стали оснащаться централизованной системой подкачки шин, работавшей от отдельного компрессора, который имел привод от коленвала.

Мосты

Оба моста в ГАЗ-66 — ведущие, передний — отключаемый, гипоидные с редуктором на оси, который вместе с крестовиной карданного вала защищён металлическим кожухом. Для улучшения внедорожных качеств в мосты были интегрированы самоблокирующиеся дифференциалы кулачкового типа. Они включались в случае большой разницы в скорости вращения колёс, например, при пробуксовке или вывешивании. То, что водитель не принимал участия во включении блокировки, соответствовало назначению: культура вождения в армейских автобатах оставляла желать лучшего.

Подвеска «шишиги» одинаковая для обоих мостов — на продольных полуэллиптических рессорах, усиленных телескопическими гидроамортизаторами с длинным ходом. Это способствовало плавности хода и проходимости, но полностью исключало перегрузку автомобиля, в противном случае лопались рессоры и выходили из строя кулачковые блокираторы дифференциалов.

Кабина и кузов

Первые выпуски горьковского двухосника имели панорамные гнутые ветровые стёкла. Для упрощения изготовления и эксплуатации от них решили отказаться в пользу узких вертикальных форточек, а потом избавились и от них.

До начала 70-х годов, когда появились военно-транспортные самолёты вроде ИЛ-76, руководство ВДВ предъявляло повышенные требования к компактности машин для погрузки и сброса на парашютной платформе. Были принесены в жертву удобство и компактность, чтобы сделать верх кабины мягким, а стёкла откидывающимися. Позже на все экземпляры стали ставить цельнометаллическую штампованную кабину, что облегчило жизнь и сборщикам, и армейским помпотехам.

Сама кабина тесная из-за несъёмного кожуха двигателя, в ней могут расположиться лишь двое. Правда, сзади предусмотрен повес гамака для отдыха водителя. Особые нарекания всегда вызывало управление раздаткой и коробкой. Для того чтобы переключить скорость, водителю приходилось закидывать руку назад и вбок, что после дня вождения приводило к критической усталости. Сегодня частные владельцы «шишиг» идут на всяческие ухищрения, чтобы оптимизировать этот проблемный узел. Для доступа к двигателю кабина откидывалась вперёд.

На шасси ГАЗ-66 можно было устанавливать самые различные кузова. Наиболее известными были два варианта: открытая бортовая платформа и КУНГ. В первой откидные борта превращались в скамейки для личного состава, второй позволял оборудовать на вездеходе как передвижной командный пункт, так и автомобиль медпомощи.

Устройство

В сети огромное количество рисунков и фотографий, по которым раздатка и схема КПП ГАЗ 66 могут быть изучены в подробностях. Также есть видео по разбору, ремонту и сборке, которые позволяют рассмотреть все детали.

Основные элементы коробки ГАЗ-66:

Передачи в раздатке имеют передаточные числа 1,98 и 1, соответственно для пониженной и прямой передачи. При этом передаточные числа КПП ГАЗ 66 сделаны с шагом в 14,7.

Это описание раздаточной коробки на двухосный автомобиль. В раздатке для трехосного варианта предусмотрены два положения рычага понижающих передач, что обеспечивает автоматическое подключение переднего моста при включении пониженной передачи.

Читайте также:  Глушитель для вытяжки цена

Раздаточная коробка может иметь несколько режимов работы:

Необходимость диагностики РК

ГАЗ 66 – это автотранспорт, который может использоваться в нефтяной промышленности, лесном хозяйстве. Его мощность доходит до 120 лошадиных сил. Двигатель имеет 8 цилиндров. Присутствующая на машине раздатка оснащена механизмами, взаимодействие которых обеспечивает качество поездки. Наличие относящихся фиксаторов к КПП гарантируют недопущение самопроизвольного включения или выключения скоростных режимов.

Все составляющие части РК нуждаются в своевременной проверке. Перечислим основные неполадки, которые могут встречаться с данным агрегатом:

Следует отметить, что появление излишнего шума может быть связано с тем, что отмечается слабая затяжка присутствующих крепежных болтов. Также, проблема может крыться в поломке составляющих частей коробки.

Раздаточная коробка ГАЗ 66 нуждается в полноценной диагностике, если стало отмечаться трудное переключение скоростных режимов. Причин этого несколько. Во-первых, нужно проверить регулировку хода педали сцепления, во-вторых, стоит обратить внимание на детали привода, если они имеют повреждение, осуществляется их замена.

Что касается такой проблемы, как самовыключение передач при передвижении, то в данном случае неполадка может быть связана с износом следующих деталей:

Все перечисленные элементы не подлежат восстановлению, должны быть заменены на новые аналогичные детали.

Основная причина того, что стала отмечаться течь масла из коробки переключения передач – слабая затяжка болтов крепления. Данные механизмы стоит затянуть. Также, целесообразно проверить целостность картера, верхней крышки, осмотреть сапун, который не должен иметь грязевые отложения.

На ГАЗ 66 присутствует инерционный синхронизатор, дополненный блокировочными кольцами, который включает:

Необходимость в разборке и сборке РК возникает, если износились относящиеся к ней комплектующие детали.

Таким образом, ГАЗ 66 имеет большую грузоподъемность, оснащен надежным двигателем, трансмиссией. Для самостоятельного ремонта данного агрегата требуется хорошее знание коробки передач на ГАЗ 66. В противном случае автомобильной системе будет нанесен серьезный ущерб. Доверять ликвидацию неисправностей РК стоит мастерам, работающим в автосервисе.

Типы раздаточных коробок

По числу передач:


Схема раздаточной коробки ГАЗ 66
По расположению ведомых валов:

По приводу ведомых валов:

С дифференциальным приводом

Дифференциальный привод обеспечивает передачу крутящего момента от ведущего вала к ведомым через особое устройство – дифференциал. Он обеспечивает оптимальное распределение вращения между осями автомобиля. Устройства различаются между собой по конструкции и местоположению.

С блокированным приводом

Главная особенности такой коробки – она обеспечивает синхронное вращение колес, установленных на разных мостах. Однако по-настоящему синхронное движение возможно только на идеально ровной дороге. На практике одновременное вращение колес приводит к так называемой «циркуляции мощности» в трансмиссии. В результате на детали трансмиссии и шины приходится повышенная нагрузка.

Кроме того, существуют раздатки со смешанным приводом. В такой конструкции одни ведомые валы имеют одинаковую угловую скорость, а другие соединены через дифференциал.

История появления «шишиги»

Небольшой и манёвренный среднетоннажный грузовик, который мог бы решать универсальный круг задач, нужен был армии как воздух. Именно Министерство обороны выступило заказчиком нового автомобиля взамен устаревающему ГАЗ-63. Этот грузовичок хоть и был «проходимцем» с высоким клиренсом и полным приводом, не всегда справлялся с поставленной задачей, был склонен к опрокидыванию при повороте с гружёным кузовом, а личного состава брал на борт совсем немного.

Вторым мотивом, побудившим конструкторское бюро ГАЗа приступить к разработке новой машины, было развитие воздушно-десантных войск. Понадобилась лёгкое и мобильное шасси, которое можно было бы затолкать в самолёт, а потом выбросить с парашютом. Для этих целей капотные версии не годились, и заводчане придумали новую компоновку.

В прототипе, который получил индекс ГАЗ-62, была реализована схема «кабина над двигателем».

При сохранении колёсной базы это дало увеличение кузова, равномерную развесовку по осям, лучший обзор, а вот передний и задний свесы, наоборот, уменьшились. Не складывалось лишь с высотой: полноразмерная кабина никак не вмещалась в отсеки стоявших на тот момент на вооружении военно-транспортных самолётов. Выход нашли, сделав вместо крыши съёмный тент. Лобовые и боковые стёкла в дверях откидывались, значительно понижая профиль машины.

Параллельно велась разработка и другой машины, ГАЗ-66. Она была совсем не похожа на ту, что пошла в серию. У неё был капот, как и у ГАЗ-63, а отличия были преимущественно в ширине колеи, чтобы улучшить устойчивость.

ГАЗ-62 был довольно удачен, но всё решил инцидент с тогдашним главнокомандующим сухопутными войсками Чуйковым. Когда ему показали перспективный грузовик с грузоподъёмностью 1,2 тонны, он спросил:

— А можно ли сделать такие машины большей грузоподъёмности?

— Можно, — ответили конструкторы (имелся в виду разрабатывавшийся параллельно ГАЗ-66).

— Ну так о чём тут говорить, товарищи? — после этого судьба более лёгкого ГАЗ-62 была решена.

Кстати, внешне обе машины практически одинаковы и различаются только размерами. Плюс ко всему дошедшие до сегодняшнего дня «шишиги» все имеют цельнометаллическую кабину. Экземпляры ранних лет выпуска со съёмным тентом поставлялись только в части ВДВ и были утилизированы после окончания эксплуатации.

Став на конвейер, «шестьдесят шестой» выпускался вплоть до развала СССР, а после — российскими предприятиями до 1999 года. В 1969 году он одним из первых изделий советской промышленности получил знак качества — фирменный пятиугольник со стилизованной фигурой рабочего.

Вспоминая о легендарной машине, нельзя не задаться вопросом, откуда такое диковинное прозвище — «шишига»?

Есть версия, согласно которой вездеход прозвали по аналогии с нечистой силой, аналогом лешего, который жил на болотах и в чащобе. Дескать, эта машина чувствует себя в самых отдалённых уголках бездорожья, как дома. Но это скорее легенда — вряд ли солдаты знали о славянском пандемониуме. Скорее всего, слово просто является искажённым и шуточным прочтением «шестьдесят шесть», о чём свидетельствуют и другие прозвища: «шишка», «шишак», «шишарик».

Видео: ГАЗ-66 «Шишига» — история создания и модификации

Обслуживание раздатки

Коробка подвергается серьезным нагрузкам во время эксплуатации. Ее исправность зависит от соблюдения правил использования и постоянной профилактики.

Основные симптомы неисправного механизма:

Чтобы вовремя их обнаружить, необходимо регулярно проводить:

Эти несложные действия не займут много времени, зато позволят обнаружить первые признаки неисправностей и своевременно их устранить.

Основные причины проблем и способы, как их исправить:

Раздаточная и коробка передач ГАЗ 66 устроены достаточно сложно, чтобы можно было выполнить ремонт без надлежащего опыта. При отсутствии опыта самостоятельного ремонта и нужных инструментов лучше обратиться в автосервис. Однако если имеется опыт успешной работы с узлами грузовых автомобилей, можно приняться за ремонт, предварительно изучив инструкцию и посмотрев обучающие ролики.

Как снять и разобрать раздаточную коробку

Как снять:

Разборка коробки начинается со снятия центрального тормоза. Затем из картера удаляют ведущий вал и шестерню включения заднего моста. После отсоединения тросика спидометра можно убрать крышку промежуточного вала и снять его. Последними снимаются приводы к переднему мосту.

Далее все детали необходимо тщательно осмотреть, при необходимости отремонтировать или заменить. Важный этап ремонта — проверка зазоров. Перед сборкой все детали следует хорошо смазать, установить новые сальники и уплотнители. Войлочные кольца предварительно необходимо пропитать смазкой. Собирают коробку в последовательности, обратной разборке.

Источник