Меню

Какие провода идут на стартер на оке

Стартер ВАЗ-1111

Моторы 1111 и 1113 запускаются с помощью мощного пускового электродвигателя, имеющего дистанционное управление. Стартер Ваз 1111 «Ока» раскручивает маховик со скоростью до 300 оборотов в минуту, тем самым создавая необходимые условия для начала рабочего такта.

Штатный стартер для ВАЗ-1111

На этот автомобиль устанавливается уникальный в своём роде стартер, немного похожий на устройство от ВАЗ-2108. Электродвигатель конкретно предназначен под двигатели «Ока», что нередко приводит к проблемам. Родной стартер не особо надёжен, а когда выходит из строя, начинаются сложности с унификацией. У оригинального электродвигателя левое вращение и одноопорный якорь меньшего размера, чем для стандартных.

Установлен стартер с левой стороны по ходу движения, прямо над коробкой передач. Над устройством находится корпус термостата. Крепится пускатель двумя толстыми болтами с гайками на выступе механизма сцепления. Это удобное расположение, дающее возможность легко снимать узел с машины — не надо демонтировать массу деталей, как на иномарках.

Одним из главных недостатков родного стартера является отсутствие «купола» — дополнительной опорной точки для якоря. Вместо этого функцию опоры выполняет углубление в блоке двигателя с втулкой. Именно она часто выходит из строя.

Стартеры для автомобилей «Ока» выпускаются несколькими производителями. Наиболее распространена самарская модель КЗАТЭ 39.3708. Найти её на рынках по отдельности почти невозможно, зато можно приобрести в магазинах запчастей к «Оке» за сумасшедшую цену — 12500 рублей. Рекомендованная розничная стоимость — 4 тыс. рублей.

Также востребованы модели БАТЭ с артикулом 1111-3708010-5 и Iskra AZE-1517. Белорусские устройства стоят дешевле — 3,5-4 тыс. рублей. БАТЭ на данный момент выпускает множество деталей к своим стартерам, поэтому возможен и ремонт:

На «Оку» можно устанавливать и аналоговые стартеры. Например, от Ваз 2110. Однако в этом случае придётся осуществлять доработку. В частности, пусковой узел для «десятки» оснащён «куполом». Поэтому придётся модернизировать картер сцепления, разбирать трансмиссию и т. д. Поверхности «купола» надо будет отшлифовать болгаркой, уменьшив диаметр. Крепежные проушины — обрезать. Перегородку внутренней стороны картера — убрать и обточить прилегающие поверхности.

КЗАТЭ 39.3708 БАТЭ 1111-3708010-5 Iskra AZE-1517
Мощность, кВт 1.5 1.4 0.9
Напряжение, Вольт 12 12 12
Число зубьев 9 9
Модуль шестерни 2600 2100 1800
Направление вращения шестерни обратное левое ACW
Масса, кг 3.7 4.7 4
Ёмкость, А/ч 66 55 50

Устройство и электрическая схема

Стартер от КЗАТЭ имеет упрощённую конструкцию обычного коллекторного электродвигателя. Основными деталями являются:

Все элементы собраны в корпусе, крышки стянуты шпильками и болтами. Питается стартер на Ваз 1111 от бортовой сети. Схема осуществлена следующим образом. Управляющий кабель проложен от аккумулятора на один из контактов тягового реле. Далее от втягивающего идёт шина на щётки стартера и обмотки. Получается основная цепь, но есть в ней и разрыв. Он нужен для того чтобы исключать постоянную подачу напряжения на обмотки.

Дополнительная цепь питания начинается от плюсовой клеммы через добавочное реле, замок зажигания и замыкается на втягивающем реле. Задача — обеспечивать питание релейных обмоток.

Характерные неисправности

Неполадки этого стартера принято делить на механические:

Повреждённые втулки трудно снимать. Особенно те, которые установлены в углублении блока. Снятие внутренних, как правило, проблем не доставляет. Извлечь внешнюю или заднюю втулку можно высверливанием или выдавливанием.

Последний способ крайне интересен. Надо подобрать прутик, подходящий по диаметру отверстию втулки. Затем втулку заполнить солидолом. Надавить стержнем, забивая состав внутрь. Из-за сильного сжатия консистентная смазка проникнет под втулку и выдавит её.

А также электрические:

Неисправности проявляются чаще признаком отсутствия запуска ДВС, слабыми оборотами и наличием посторонних звуков при включении.

Диагностика

Определение места поломки в цепи — важный и первый этап ремонта. Делается это так:

Если стартер после этого начнёт нормально вращаться, неисправно тяговое реле или есть обрыв в цепи питания. И напротив, если устройство не сработало или амплитуда вращения низкая — пусковой узел придётся демонтировать, разбирать и перебирать.

Снятие и разборка

Демонтаж пускового устройства, как и говорилось выше, простая операция. Вот как это делается:

Далее проводится разборка узла:

Переборка — это профессиональная процедура по выявлению неисправностей. Механические повреждения определяются на глаз. Внимание следует обратить в первую очередь на следы износа. Что касается электрических неполадок, то найти их можно путём прозвонки тестером. Перед установкой стартер рекомендуется проверить напрямую от аккумулятора.

Источник

Электрическая схема автомобиля ОКА

Электросхема автомобиля ОКА


1 – боковой указатель поворота
2 – передний указатель поворота
3 – фара
4 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения
5 – звуковой сигнал
6 – датчик включения электродвигателя вентилятора
7 – электродвигатель омывателя ветрового стекла
8 – датчик момента искрообразования
9 – аккумуляторная батарея
10 – стартер Ока
11 – коммутатор
12 – свечи зажигания
13 – катушка зажигания
14 – генератор Ока
15 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости
16 – датчик контрольной лампы недостаточного давления масла
17 – розетка для переносной лампы
18 – реле стеклоочистителя
19 – датчик уровня тормозной жидкости
20 – выключатель сигнала торможения
21 – электродвигатель очистителя ветрового стекла
22 – электромагнитный клапан карбюратора
23 – выключатель света заднего хода
24 – реле включения стартера
25 – реле включения ближнего света фар
26 – реле включения дальнего света фар
27 – реле-прерыватель аварийной сигнализации и указателей поворота
28 – прикуриватель
29 – переключатель вентилятора отопителя
30 – дополнительный резистор электродвигателя отопителя
31 – выключатель наружного освещения
32 – блок предохранителей
33 – предохранитель цепи противотуманного фонаря
34 – реле включения обогрева заднего стекла
35 – реле включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения
36 – реле-прерыватель контрольной лампы включения стояночного тормоза
37 – выключатель очистителя и омывателя заднего стекла
38 – выключатель обогрева заднего стекла
39 – выключатель заднего противотуманного фонаря
40 – контрольная лампа прикрытия воздушной заслонки карбюратора
41 – выключатель аварийной сигнализации
42 – выключатель зажигания
43 – реле зажигания
44 – электродвигатель вентилятора отопителя
45 – датчик указателя уровня топлива
46 – выключатель плафона в стойке двери
47 – комбинация приборов
48 – переключатель очистителя ветрового стекла
49 – выключатель омывателя ветрового стекла
50 – выключатель звукового сигнала
51 – переключатель света фар
52 – переключатель указателей поворота
53 – выключатель контрольной лампы включения стояночного тормоза
54 – плафон освещения салона
55 – выключатель контрольной лампы прикрытия воздушной заслонки карбюратора
56 – электродвигатель омывателя стекла задней двери
57 – задний фонарь ока
58 – задний противотуманный фонарь
59 – фонарь освещения номерного знака
60 – элемент обогрева стекла задней двери
61 – электродвигатель очистителя стекла задней двери.


Источник

Стартер ВАЗ-1111

Моторы 1111 и 1113 запускаются с помощью мощного пускового электродвигателя, имеющего дистанционное управление. Стартер Ваз 1111 «Ока» раскручивает маховик со скоростью до 300 оборотов в минуту, тем самым создавая необходимые условия для начала рабочего такта.

Штатный стартер для ВАЗ-1111

На этот автомобиль устанавливается уникальный в своём роде стартер, немного похожий на устройство от ВАЗ-2108. Электродвигатель конкретно предназначен под двигатели «Ока», что нередко приводит к проблемам. Родной стартер не особо надёжен, а когда выходит из строя, начинаются сложности с унификацией. У оригинального электродвигателя левое вращение и одноопорный якорь меньшего размера, чем для стандартных.

Установлен стартер с левой стороны по ходу движения, прямо над коробкой передач. Над устройством находится корпус термостата. Крепится пускатель двумя толстыми болтами с гайками на выступе механизма сцепления. Это удобное расположение, дающее возможность легко снимать узел с машины — не надо демонтировать массу деталей, как на иномарках.

Одним из главных недостатков родного стартера является отсутствие «купола» — дополнительной опорной точки для якоря. Вместо этого функцию опоры выполняет углубление в блоке двигателя с втулкой. Именно она часто выходит из строя.

Стартеры для автомобилей «Ока» выпускаются несколькими производителями. Наиболее распространена самарская модель КЗАТЭ 39.3708. Найти её на рынках по отдельности почти невозможно, зато можно приобрести в магазинах запчастей к «Оке» за сумасшедшую цену — 12500 рублей. Рекомендованная розничная стоимость — 4 тыс. рублей.

Также востребованы модели БАТЭ с артикулом 1111-3708010-5 и Iskra AZE-1517. Белорусские устройства стоят дешевле — 3,5-4 тыс. рублей. БАТЭ на данный момент выпускает множество деталей к своим стартерам, поэтому возможен и ремонт:

На «Оку» можно устанавливать и аналоговые стартеры. Например, от Ваз 2110. Однако в этом случае придётся осуществлять доработку. В частности, пусковой узел для «десятки» оснащён «куполом». Поэтому придётся модернизировать картер сцепления, разбирать трансмиссию и т. д. Поверхности «купола» надо будет отшлифовать болгаркой, уменьшив диаметр. Крепежные проушины — обрезать. Перегородку внутренней стороны картера — убрать и обточить прилегающие поверхности.

КЗАТЭ 39.3708 БАТЭ 1111-3708010-5 Iskra AZE-1517
Мощность, кВт 1.5 1.4 0.9
Напряжение, Вольт 12 12 12
Число зубьев 9 9
Модуль шестерни 2600 2100 1800
Направление вращения шестерни обратное левое ACW
Масса, кг 3.7 4.7 4
Ёмкость, А/ч 66 55 50

Устройство и электрическая схема

Стартер от КЗАТЭ имеет упрощённую конструкцию обычного коллекторного электродвигателя. Основными деталями являются:

Все элементы собраны в корпусе, крышки стянуты шпильками и болтами. Питается стартер на Ваз 1111 от бортовой сети. Схема осуществлена следующим образом. Управляющий кабель проложен от аккумулятора на один из контактов тягового реле. Далее от втягивающего идёт шина на щётки стартера и обмотки. Получается основная цепь, но есть в ней и разрыв. Он нужен для того чтобы исключать постоянную подачу напряжения на обмотки.

Дополнительная цепь питания начинается от плюсовой клеммы через добавочное реле, замок зажигания и замыкается на втягивающем реле. Задача — обеспечивать питание релейных обмоток.

Характерные неисправности

Неполадки этого стартера принято делить на механические:

Повреждённые втулки трудно снимать. Особенно те, которые установлены в углублении блока. Снятие внутренних, как правило, проблем не доставляет. Извлечь внешнюю или заднюю втулку можно высверливанием или выдавливанием.

Последний способ крайне интересен. Надо подобрать прутик, подходящий по диаметру отверстию втулки. Затем втулку заполнить солидолом. Надавить стержнем, забивая состав внутрь. Из-за сильного сжатия консистентная смазка проникнет под втулку и выдавит её.

А также электрические:

Неисправности проявляются чаще признаком отсутствия запуска ДВС, слабыми оборотами и наличием посторонних звуков при включении.

Диагностика

Определение места поломки в цепи — важный и первый этап ремонта. Делается это так:

Если стартер после этого начнёт нормально вращаться, неисправно тяговое реле или есть обрыв в цепи питания. И напротив, если устройство не сработало или амплитуда вращения низкая — пусковой узел придётся демонтировать, разбирать и перебирать.

Снятие и разборка

Демонтаж пускового устройства, как и говорилось выше, простая операция. Вот как это делается:

Далее проводится разборка узла:

Переборка — это профессиональная процедура по выявлению неисправностей. Механические повреждения определяются на глаз. Внимание следует обратить в первую очередь на следы износа. Что касается электрических неполадок, то найти их можно путём прозвонки тестером. Перед установкой стартер рекомендуется проверить напрямую от аккумулятора.

Источник

2 Схемы

Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов

Схема подключения стартера ВАЗ

На автомобилях ВАЗ применяются стартеры, представляющие собой электродвигатель постоянного тока с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле и роликовой муфтой свободного хода (обгонной муфтой). Стартеры служат для обеспечения минимальной частоты вращения коленчатого вала, необходимой для запуска двигателя. Питание стартера в режиме пуска осуществляется от аккумуляторной батареи.

Реле стартера имеет подключение к цепному питанию, тем самым замыкая и размыкая цепь, в зависимости от того, с какой скоростью вращается коленвал. На всех автомобилях устройство стартеров одинаковое, отличия лишь незначительные конструктивные. Если вы разбираетесь, как работает стартер в одном автомобиле, то без затруднений разберетесь и в другом.

Чтобы поломка стартера не застала врасплох, рассмотрим, как заменить его самостоятельно. Но прежде почитайте теорию и изучите все варианты схем подключения стартера на разные модели авто ВАЗ, собранные редакцией 2 Схемы.ру по знакомым автоэлектрикам.

Схема соединений стартера ВАЗ 2101

При обычных нагрузках ток вырабатываемый стартером составляет 150 А. Когда возникают большие нагрузки, например, зимой, возникающий ток может достигнуть 500 А. Это серьезное испытание для этого электроагрегата, поэтому не рекомендуется держать ключ на запуске дольше 10 секунд, а повторные попытки запуска надо делать с перерывом не менее минуты.

Схема соединений стартера на 2105

Схема подключения стартера ВАЗ 2106

1 – крышка со стороны привода; 14 – крышка реле;
2 – стопорное кольцо; 15 – контактные болты;
3 – ограничительное кольцо; 16 – коллектор;
4 – шестерня привода; 17 – щетка;
5 – обгонная муфта; 18 – втулка вала якоря;
6 – поводковое кольцо; 19 – крышка со стороны коллектора;
7 – резиновая заглушка; 20 – кожух;
8 – рычаг привода; 21 – шунтовая катушка обмотки статора;
9 – якорь реле 2106; 22 – корпус;
10 – удерживающая обмотка тягового реле; 23 – винт крепления полюса статора;
11 – втягивающая обмотка тягового реле; 24 – якорь;
12 – стяжной болт реле; 25 – обмотка якоря;
13 – контактная пластина; 26 – промежуточное кольцо.

Схема стартера ВАЗ 2108, 2109, 21099

Электрический ток поступает в цепь включения стартера с вывода «30» генератора. Далее через колодку Ш8 (Х8) монтажного блока (выводы 5,6), колодку Ш1 (Х1)-розовый провод, на выключатель зажигания. Водитель поворачивает ключ в замке зажигания, чтобы включить стартер (положение 2) и замыкает контакты (50, 30). После чего замка зажигания по красному проводу ток поступает на колодку Ш1 (Х1) монтажного блока (вывод 8), далее колодка Ш5 (Х5) (вывод 4), реле включения стартера (вывод 85). Реле срабатывает. С вывода «30» реле включения ток уходит на вывод «50» тягового реле стартера, запитывая его обмотку. Тяговое реле срабатывает, запуская стартер.

В электрической цепи стартера применяется реле включения 111.3747-10.

Схема стартера для ВАЗ 2110, 2111, 2112

На автомобили ВАЗ-2110 устанавливались стартеры типа 57.3708 и имели следующие технические характеристики:

Схема подключения стартера на десятку приведена выше, вот ее расшифровка:

1 – вал привода; 20 – контактные болты;
2 – втулка передней крышки; 21 – вывод «положительных» щеток;
3 – ограничительное кольцо; 22 – скоба;
4 – шестерня с внутренним кольцом обгонной муфты; 23 – щеткодержатель;
5 – ролик обгонной муфты; 24 – «положительная» щетка;
6 – опора вала привода с вкладышем; 25 – вал якоря;
7 – ось планетарной шестерни; 26 – стяжная шпилька;
8 – прокладка; 27 – задняя крышка с втулкой;
9 – кронштейн рычага; 28 – коллектор;
10 – рычаг привода; 29 – корпус;
11 – передняя крышка; 30 – постоянный магнит;
12 – якорь реле; 31 – сердечник якоря;
13 – удерживающая обмотка; 32 – опора вала якоря с вкладышем;
14 – втягивающая обмотка; 33 – планетарная шестерня;
15 – тяговое реле; 34 – центральная (ведущая) шестерня;
16 – шток тягового реле; 35 – водило;
17 – сердечник тягового реле; 36 – шестерня с внутренними зубьями;
18 – контактная пластина; 37 – кольцо отводки;
19 – крышка тягового реле; 38 – ступица с наружным кольцом обгонной муфты.

Схема подключения стартера 2113, 2114, 2115

Втягивающее реле стартера

Реле пускового устройства называют втягивающим. Это связано с принципом его работы — оно выполняет функцию подключения пускового устройства к электрической цепи и соединения его якоря с коленчатым валом. Происходит это так: когда ток не подается на обмотки устройства, его якорь под действием возвратной пружины пребывает в выдвинутом вперед положении. Эта же пружина через специальную вилку удерживает шестерню бендикса, не давая ей входить в зацепление с венцом маховика коленвала.

Поворачивая ключ в замке зажигания, мы подаем ток на обмотку устройства. Под воздействием электромагнитного поля якорь подается назад (втягивается в корпус), замыкая контакты питания стартера. Сдвигается и шестерня бендикса, входя в зацепление с маховиком. В этот же момент втягивающая обмотка отключается, и в дело вступает удерживающая. Усилие от вала стартера передается через шестерню на маховик, заставляя коленчатый вал вращаться до того момента, пока мы не перестанем удерживать ключ в замке зажигания в положении запуска.

Какие функции выполняет втягивающее реле:

Когда мотор запускается, напряжение от генератора идет на обмотку реле. Затем начинают работать шестерни приводной системы, за счет чего возникает магнитное поле. Маховик двигательной системы работает. Шестерня начинает свою работу благодаря обмотке удерживания, в то время когда болты замкнутся. Когда ключ возвращается в замок зажигания, то происходит обесточивание обмотки, таким образом, шестерня и маховик разъединяются. Эта схема касается современных автомобилей, включая и модели ВАЗ.

Если стартер работает с громким шумом, то это могло прослабиться крепление полюса или стартера. В первой ситуации усильте крепление, для этого затяните винт, а во второй – закрепите стартер. Если вы разобрали стартер и увидели, что муфта начинает пробуксовывать, то единственное, что нужно будет сделать, – это заменить привод стартера.

Подключение проводов к стартеру

Подключение стартера на ВАЗ — инструкция. Закрепите реле в том месте, где удобно (например бачок омывателя). Подведите провода к стартеру. Затем снимите проводок красного цвета, находящегося на плоском выводе реле, и нужно сделать соединение с разъемом провода типа «папа» и провода от нового реле.

Провод, имеющий кольцевой наконечник для 8 мм, оденьте на положительную сторону стартера и притяните гайкой. Провод нового реле типа «мама» наденьте на тот контакт, который освободился у тягового реле. Этот провод будет передавать плюс на катушку. Используя хомут, притяните новый провод и штатный вместе. Провод от катушки маленькой длины прикрутите. Теперь можно произвести включение нового реле.

Источник

Устройство и работа стартера

1. Вал якоря. 2. Стопорное кольцо. 3. Шестерня привода. 4. Ролик муфты свободного хода. 5. Пластина с отогнутыми лепестками. 6. Ступица муфты свободного хода с ведущей обоймой. 7. Передняя крышка. 8. Ось рычага привода зубчатого колеса. 9. Заглушка. 10. Рычаг привода. 11. Пружина якоря. 12. Якорь тягового реле. 13. Возвратная пружина. 14. Корпус (ярмо) тягового реле. 15. Удерживающая обмотка тягового реле. 16. Втягивающая обмотка тягового реле. 17. Шток контактного диска. 18. Сердечник тягового реле. 19. Контактный диск. 20. Крышка тягового реле. 21. Контактные болты. 22. Коллектор. 23. Щеткодержатель. 24. Втулка вала якоря. 25. Стопорная шайба. 26. Щетка. 27. Стяжной болт. 28. Кожух. 29. Задняя крышка. 30. Обмотка статора. 31. Сердечник якоря. 32. Корпус. 33. Полюс статора. 34. Ограничительное кольцо. 35. Нажимное кольцо. 36. Буферная пружина. 37. Кожух муфты свободного хода. 38. Толкатель. 39. Пружина толкателя. 40. Полукольцо. 41. Втулка зубчатого колеса. 42. Ограничительное кольцо. 43. Аккумуляторная батарея. 44. Вспомогательное реле включения стартера. 45. Выключатель стартера. 46. Стартер.

Могут еще применяться взаимозаменяемые стартеры 1111-3708010-05 производства Белоруссии и AZE-1517 производства Словении. Но здесь описан только стартер 39.3708, как основной для автомобилей «Ока».

Стартер 39.3708 — это четырехполюсный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением, с дистанционным электромагнитным включением и роликовой муфтой свободного хода. Он состоит из следующих основных частей: корпуса 32 (статора), якоря с муфтой свободного хода и шестерней 3 привода, двух крышек 7 и 29 и тягового реле. Корпус и крышки с кожухом 28 соединены вместе двумя стяжными болтами.

Корпус 32 стартера изготовлен из мягкой полосовой стали, свернутой в кольцо и сваренной в стыке. Внутри корпуса закреплены винтами четыре стальных полюса 33 с катушками обмотки возбуждения. Корпус с полюсами и обмоткой представляет собой статор стартера. Три катушки обмотки (сериесные) соединены с обмоткой якоря последовательно, а одна (шунтовая) — параллельно. Поэтому возбуждение стартера и называется смешанным. Оно позволяет получить большой крутящий момент в заторможенном состоянии и сравнительно низкую частоту вращения якоря на холостом ходу, что уменьшает износ втулок подшипников и облегчает условия работы муфты свободного хода.

Через сериесные катушки статора протекает такой же ток, как и через обмотку якоря, т. е. основной ток, потребляемый стартером. А он при тяжелых условиях пуска может достигать 310 А. Поэтому сериесные катушки намотаны медной лентой с большой площадью поперечного сечения. Через шунтовую катушку протекает сравнительно небольшой ток. Поэтому она намотана медным проводом в эмалевой изоляции. Катушки оплетены хлопчатобумажной лентой и пропитаны лаком.

Между полюсами статора вращается якорь, собранный на валу 1. Сердечник 31 якоря набран из пластин электротехнической стали, напрессованных на среднюю часть вала. По окружности сердечника имеются продольные пазы, изолированные картоном, в которых находится обмотка якоря, выполненная медной лентой. Концы обмотки припаяны к пластинам коллектора 22.

Особенностью стартера 39.3708 является торцовый коллектор 22, напрессованный на заднюю часть вала якоря. Такой коллектор имеет форму диска с контактными секторами, к которым в направлении оси стартера прижаты щетки. Торцовый коллектор способствует более стабильной и длительной работе щеточного контакта. Кроме того, применение такого коллектора позволило уменьшить длину и массу стартера, а также расход дефицитной меди.

Вал якоря вращается в двух металлокерамических втулках. Задняя втулка* 24 запрессована в крышку 29, а передняя расположена в картере сцепления и передний конец вала якоря входит в нее при установке стартера в гнездо картера сцепления. От осевого перемещения вал якоря фиксируется стопорной шайбой 25, которая помещается в канавке на заднем конце вала.

На переднем конце вала якоря расположена муфта свободного хода с шестерней 3 привода. Назначение муфты — передавать крутящий момент от вала якоря стартера к венцу маховика при пуске двигателя, а после пуска — разъединять вал якоря и шестерню привода, так как после пуска двигатель начинает с большой частотой вращать вал якоря и может его повредить.

Муфта свободного хода состоит из ступицы 6 с ведущей обоймой и ведомого кольца, составляющего одно целое с шестерней 3. В ведущей обойме имеются три паза, профилированных по радиусу, в которых находятся стальные закаленные ролики 4. В широкой части паза ролики могут свободно проворачиваться, а в узкой части — заклиниваются между ведущей обоймой и ведомым кольцом. Пружинами 39 через Г-образные толкатели 38 ролики поджимаются в сторону узкой части паза. Другим концом пружины упираются в отогнутые лепестки пластины 5. Два упорных полукольца 40 удерживают ведомое кольцо внутри ведущей обоймы. Полукольца 40 вместе с пластиной 5 и ведущей обоймой 6 завальцованы в стальном кожухе 37.

На ступице муфты установлены два кольца — нажимное 35 и ограничительное 34, прижатые буферной пружиной 36 к стопорному кольцу на ступице. Между кольцами 35 и 34 находятся пальцы рычага 10 привода. Ступица муфты имеет внутренние винтовые шлицы и может, поворачиваясь, перемещаться по винтовым шлицам вала якоря, одновременно перемещая шестерню 3 привода на переднем конце вала якоря.

Крышки 7 и 29 отлиты из алюминиевого сплава. В крышке 7 на оси 8 закреплен стальной штампованный рычаг 10 привода, передающий тяговое усилие от якоря 12 реле к нажимному кольцу 35. К крышке 29 прикреплен пластмассовый щеткодержатель 23 с четырьмя меднографитовыми щетками. Выводы двух щеток соединены с крышкой (т. е. с массой). Это «отрицательные» щетки. К двум другим щеткам присоединяется вывод сериесных катушек обмотки статора. Это щетки «положительные», через них подводится ток к обмотке якоря. Снаружи крышка 29 закрыта стальным штампованным кожухом 28.

Тяговое реле прикреплено двумя винтами к крышке 7. С его помощью дистанционно управляют включением стартера. Реле замыкает цепь питания обмоток якоря и статора, а также через рычаг 10 вводит шестерню 3 в зацепление с венцом маховика. Реле — двухобмоточное, имеет втягивающую 16 и удерживающую 15 обмотки, намотанные в одну сторону. Начала обмоток припаяны к штекеру «50» на крышке реле. Конец удерживающей обмотки приварен к фланцу реле (т. е. соединен с массой), а конец втягивающей — соединен с нижним контактным болтом реле.

Конструкция реле — неразборная. Катушка с обмотками и сердечник с фланцем реле завальцованы в стальном корпусе 14. Контакты реле выполнены в виде двух мощных медных болтов 21, закрепленных гайками на пластмассовой крышке 20. К нижнему контактному болту присоединяются выводы обмотки статора, а к верхнему — провод от аккумуляторной батареи. Контактные болты замыкаются медным контактным диском 19.

Работа стартера

Стартер включается с помощью вспомогательного реле 44 типа 113.3747-10, установленного слева под панелью приборов около блока предохранителей. Устройство реле описано на листе 35. Оно разгружает контакты «30» и «50» выключателя зажигания от большого тока, потребляемого обмотками тягового репе. Благодаря этому повышается надежность работы выключателя зажигания и увеличивается его долговечность.

При повороте ключа в положение II («Стартер») замыкаются контакты «30» и «50» выключателя зажигания 45 и через обмотку вспомогательного реле 44 начинает протекать ток, который действует в цепи: «плюс» аккумуляторной батареи — штекер «30» вспомогательного реле — замкнутые контакты «30» и «50» выключателя зажигания — штекер «85», обмотка и штекер «86» вспомогательного реле 44 — масса.

Контакты вспомогательного реле под действием тока в его якоре замыкаются, и через них идет ток в обмотки тягового реле стартера по цепи: «плюс» аккумуляторной батареи — штекер «30» контакты и штекер «87» вспомогательного реле — штекер «50» стартера. Здесь путь тока раздваивается на две параллельные ветви. Одна проходит через удерживающую обмотку 15 тягового реле и на массу, а вторая — через втягивающую обмотку 16, через обмотки статора и якоря тоже на массу.

Под действием протекающего по обмоткам тягового реле тока возникает магнитное усилие (около 10 кгс), втягивающее якорь 12 реле до соприкосновения с сердечником 18. Якорь втягивается и толкает шток 17 с контактным диском 19, который замыкает контактные болты 21. Размеры штока подобраны так, что замыкание контактных болтов происходит еще до соприкосновения якоря реле с сердечником и при дальнейшем ходе якоря сжимается пружина контактного диска, сильнее прижимая его к контактным болтам.

При замыкании контактных болтов втягивающая обмотка реле обесточивается, так как оба ее конца оказываются соединенными с «плюсом» аккумуляторной батареи 43. Но поскольку якорь реле уже втянут, то для его удержания в этом положении требуется сравнительно небольшой магнитный поток, который обеспечивается одной удерживающей обмоткой 15.

Через замкнутые контакты тягового реле идет ток, питающий обмотки статора и якоря. В результате взаимодействия магнитных попей, создаваемых этим током, якорь стартера начинает вращаться. Его вращение через винтовые шлицы передается ступице и ведущей обойме 6 муфты. Поскольку ролики 4 смещены пружинами в узкую часть паза ведущей обоймы, то они заклиниваются между обоймой и ведомым кольцом муфты. Поэтому крутящий момент от вала якоря передается через муфту и шестерню к венцу маховика. Одновременно в результате торможения шестерни и вращения якоря ступица муфты свинчивается со шлицев вала якоря и шестерня досыпается вперед до упора в ограничительное кольцо 42, полностью входя в зацепление с венцом маховика.

После пуска двигателя его избыточный момент разгоняет маховик, вследствие чего частота вращения шестерни 3 начинает превышать частоту вращения якоря стартера. Ведомое кольцо муфты (объединенное с зубчатым колесом) увлекает ролики в широкую часть паза ведущей обоймы 6, сжимая пружины 39. В этой части паза ролики свободно вращаются, не заклиниваясь, и крутящий момент от маховика двигателя не передается на вал якоря стартера.

После возвращения ключа в положение 1 («Зажигание»), вспомогательное реле 44 отключается. Его контакты размыкаются, и цепь питания тягового реле стартера от вспомогательного реле прерывается. Теперь ток идет по следующей цепи: «плюс» аккумуляторной батареи — замкнутые контакты тягового реле — втягивающая 16, а затем удерживающая 15 обмотки тягового реле — масса. Так как направление тока в витках обмоток при этом получается противоположным, то магнитные потоки, создаваемые обмотками, компенсируют друг друга и сердечник реле размагничивается. Якорь реле возвратными пружинами отжимается в исходное положение и контакты реле размыкаются, отключая питание обмоток якоря и статора стартера.

Одновременно якорь тягового реле рычагом 10 передвигает муфту свободного хода назад и выводит шестерню из зацепления с венцом маховика. Якорь стартера тормозится силами трения щеток о коллектор и быстро останавливается.

Стартер рассчитан на кратковременную работу. Поэтому, чтобы не перегревалась обмотка тягового репе, при пуске двигателя стартер рекомендуется включать не более чем на 10. 15 с. Обычно двигатель пускается с первой попытки, но если этого не произошло, то повторно включать стартер следует через 20. 30 с. Если после трех включений стартера двигатель не запустится, то следует проверить систему питания или зажигания и устранить неисправность, препятствующую пуску двигателя.

Источник

Читайте также:  Соковыжималка свса 304 запчасти