Меню

Какие стартера лучше на камазе

Стартер КаМАЗа: краткое описание, устройство, виды и отзывы

Что привести двигатель в действие, его нужно запустить. Для этого в устройстве автомобиля предусмотрен стартер. КамАЗ Евро-3 тоже им оснащается. Механизм бывает разных типов. Что же, давайте рассмотрим, как устроен стартер КамАЗа, как работает и какие имеет технические характеристики.

Разновидности

Существует несколько типов данных механизмов:

Стартер КамАЗа относится к первому типу устройств. Данный механизм является наиболее мощным, поскольку здесь передачу крутящего момента с якоря на шестерню осуществляет редуктор. Такие стартеры обладают не только высокой мощностью, но и хорошим пусковым моментом. Также они имеют большой срок эксплуатации. Данные виды стартеров используются на 90 процентах современных автомобилей.

Что касается безредукторных элементов, они действуют следующим образом. После поступления напряжения на электромагнитный включатель, шестерня бендикса перемещается и зацепляет венец маховика. Ток поступает на якорь. Происходит вращение. Шестерня с валом совмещаются благодаря муфте свободного хода. После успешного запуска двигателя данное соединение ослабляется. Подача тока прекращается, и шестерня возвращается в свое исходное положение. Ввиду низкого КПД и малой ремонтопригодности, безредукторные элементы практически не используются в автомобильной отрасли.

Устройство

Конструктивно стартер КамАЗа представляет собой электрический двигатель с тяговым реле и механическим приводом. Устанавливается данный механизм на картере маховика (находится с левой стороны двигателя). Крепится он на трех болтах со шпильками.

В основе механизма лежит 4-полюсный электродвигатель с последовательным возбуждением. Также в конструкцию стартера входят следующие элементы:

Все это объединено в металлический корпус. Внешне стартер КамАЗа выглядит так, как показано на фото ниже.

Все катушки пропитываются специальным лаком и дополнительно оплетаются хлопчатобумажной лентой. Витки изолируются кабельной бумагой.

Якорь

Что касается якоря, в него входят следующие элементы:

Последний изготавливается из листов электротехнической стали. Коллектор предназначен для поддержания постоянного крутящего момента. Обмотка – волнового типа. В пазы сердечником укладывают по 2 провода.

Причем их витки изолированы от сердечника. Конец проводов укладывается в прорезь медной пластины коллектора и припаивается.

Щетки

Данный узел обеспечивает подачу напряжения на коллекторные пластины. Щеткодержатели представляют собой диэлектрическую обойму с металлическими вставками. Последние находятся внутри щеток. Контакты привариваются к полюсным пластинам при помощи точечной сварки. Данный элемент является хвостовой частью обмотки возбуждения. Сами щетки изготавливаются из сплава свинца, меди и графита. Дополнительно в состав добавляют олово. Такой сплав препятствует падению напряжения в обмотке и снижает износ коллектора.

Как работает

После оборота ключа зажигания напряжение поступает на дополнительное (РС-530) реле стартера. КамАЗ пока остается стоять на месте. После того как напряжение превысит планку 8 В, в работу включается тяговое реле.

Механизм принудительно соединяет шестерню привода с зубчатым венцом маховика. Также в этом время замыкаются контакты питания стартера. Якорь начинает вращаться. Крутящий момент передается на маховик. После того как двигатель запустился, шестерня автоматически выходит из зацепления.

Технические характеристики

На грузовые автомобили КамАЗ устанавливается стартер Ст-142б. Он имеет следующие характеристики:

Стартер (КамАЗ): цена

На рынке предлагается масса как новых, так и восстановленных стартеров.

Какая на стартер (КамАЗ) цена? Устройство марки Ст-142б можно приобрести по цене от 4,5 до 13 тысяч рублей.

Неисправности и ремонт стартера

КамАЗ – весьма ремонтопригодный грузовик. При возникновении неисправностей устранить поломку можно самостоятельно. Рассмотрим типичные проблемы со стартером Ст-142б:

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет стартер КамАЗа, какие имеет технические характеристики и неисправности. Как видите, это весьма сложный механизм. При возникновении неисправностей (или просто симптомов), требуется произвести срочный ремонт. В противном случае запустить двигатель вам не удастся.

Источник

Стартер КАМАЗ

Знакомый многим двигатель внутреннего сгорания в состоянии покоя не может самостоятельно создать вращающий момент, для того, чтобы он заработал, требуется внешний источник энергии. На первых сериях автотранспорта коленвал проворачивали специальной рукояткой сложной формы, вставляемой снаружи. Если кто забыл, то напомним, что проворачивание требовалось выполнять вручную, и при запуске мотора подобным приспособлением можно было получить «ответку» в виде удара рукояткой по рукам (ну, или куда попадет), причем такую, что мало не казалось. Были и вариации (для легких движков) с гибким шнуром-пускателем (как на бензопилах). К счастью, сегодня немного другая ситуация, и подобные «пускачи» присутствуют только для страховки и далеко не на всех моделях…

УСТРОЙСТВО

Если забыть про предубеждения, то современный стартер КамАЗ, это полноценный электродвигатель последовательного возбуждения, оснащенный механизмом привода и тяговым реле. Наиболее распространенный для камской автотехники вариант, это изделие с индексом «СТ142» и ряд его модификаций. Базовые технические характеристики электроустройства таковы:

— номинал-напряжение – 24 В;

— стандартная мощность 7722 Вт;

— напряжение, требуемое для срабатывания тягового – 8 В;

— высота щеток – 19-20 мм (это значение для исходного размра, в процессе эксплуатации неизбежен износ, допустимый минимальный размер – 13 мм);

— ток на холостом ходу

130А, при этом количество оборотов якоря будет в диапазоне 5500-6400.

Устанавливают его на левую сторону картера маховика движка, крепление выполняется через три болта и шпильку (фланцевое). Основные конструктив-составляющие следующие:

• Корпус, изготовленный из особой малоуглеродистой стали (повышает прочность и коррозийную устойчивость)

• Якорь, по сути, конструктивный блок из вала с корректором, обмотки и сердечника из листов электротехнической стали

• Крышки (передняя-звдняя), для защиты механизма привода и щеточно-коллекторного узла

• Возбуждающая обмотка, поделенная на две ветки, образованная витками из медных проводов прямоугольного сечения

• Коллектор, поддерживающий постоянство вращающего момента и щетки из медно-графитового свинцового сплава с некоторой добавкой олова

Включение электростартера стандартное – поворачиваем ключ зажигания по часовой стрелке в нефиксированное положение и, как только услышали звук заработавшего силового, ключ отпускаем. Теперь о самом процессе подробнее.

Данный автономный двигатель питается от АКБ автомобиля, и при повороте ключа ток через реле включения (чтобы не сгорели контакты замка зажигания) поступает на тяговое реле стартера КамАЗ. Сердечник тяг-реле, втягиваясь, воздействует на рычажную передачу, тем самым, вводя в зацепление стартер-шестерню с шестерней (зубчатым венцом) маховика. Замыкаются контакты, мотор стартера, а затем и коленвал начинают вращаться. Когда ДВС запускается, все элементы стартера возвращаются в исходное положение.

Использование модифицированных под разные экологические стандарты двигателей подразумевает использование немного иных модификаций. Точнее, по принципу действия стартер КамАЗ Евро 2 или 3 ничем не отличается, но вот его редуктор имеет фланцы с другим количеством и расположением отверстий. Поэтому, подбирая электродвигатель для системы пуска, не забывайте учитывать то, какой у вас установлен основной дизель-мотор.

Читайте также:  Как работает пневмопривод на шаровом кране

Сегодня все чаще водителя мало занимаются самостоятельными ремонтами, тем более. Когда дело касается не чистой механики, а пневмо, гидро, или как в нашим случае электрооборудования. Причиной тому возросшая сложность автоагрегатов, то есть, недостаток квалификации, а еще увеличившееся количество специализированных сервисов, что означает серьезную конкуренцию и снижение цен на услуги. С другой стороны Россия страна немаленькая, и есть места, где приличный автосервис скорее исключение. А еще есть категория мужчин, которые предпочитают уметь делать все сами. В общем, стартер может выйти из строя, соответственно его потребуется отремонтировать, для чего придется снять узел с машины и разобрать. Как всегда, здесь важна правильная очередность, и вот как она выглядит:

1. Откручиваем гайки на крышке релюшки и собственно корпусе.

2. Убираем перемычки, отделяющие обмотку-возбудитель от выводного болта тягового.

3. Находим на крышке реле крепеж гаек траверсы (возле коллектора) и отворачиваем, после чего отгибаем замок-шайбы.

4. Снимаем заднюю крышку, открутив болты, которые ее удерживают.

5. Выкручиваем болты крепления щеток и снимаем их.

6. Выворачиваем винт регулировочного фланца и достаем ось рычага.

7. Со стороны крышки привод-механизма откручиваем болт и достаем реле с якорем.

8. Снимаем крышку привода вместе с ним и рычагом, убрав крепления.

9. Убираем упорную шайбу и извлекаем якорь из корпуса

Перед нами все составляющие, а значит можно приступать к оценке состояния деталей и устранению неполадок. Самой частой проблемой КамАЗовских стартеров можно считать обрыв цепи или короткое замыкание на втягивающей обмотке, что приводит к отказу срабатывать при включении зажигания. Наиболее простой способ ремонта – замена втягивающего. Такие же признаки проявляются при поломке реле РС530 и отсутствии контакта шетка-коллектор – меняем либо релюшку, либо щетку или же ее пружину. Последние две проблемы, а также поломка выключателя характерны для отказа именно втягивающего. В этом случае потребуется проверка каждой из составляющей и замена дефектной

Бывает и так, что все вроде бы работает, но электроузел издает слишком громкий шум – трутся шестерни. Обычно это вызвано неправильной регулировкой момента замыкания контактов, либо забитостью торцов зубьев на венце маховика или привода. В первом варианте понадобиться регулировка зазора между упор-шайбой и зубчатым колесом, во втором – замена или восстановление (если еще позволяет ситуация) шестерни. Чересчур громкие щелчки и удары свидетельствуют о затрудненном контакте, и здесь опять же нужно проверить целостность всей электроцепи.

Наконец, возможен вариант отсутствия контакта между маховиком и якорем, то есть последний поворачивается, но маховик не реагирует. В первую очередь убедитесь, что все детали целые и не нарушены регулировки, а найдя причину устраняйте ее согласно логике – настройкой устройства или установкой новых запчастей. Необходимо понимать, что ремонт автостартера требует большой внимательности, не меньшего терпения, и наличия некоторого оборудования. Если хоть что-то из перечисленного отсутствует, лучше найдите способ связаться с профессионалами.

Естественно, в любом из случаев при необходимости замены детали следует брать только соответствующие конкретной модели и качественные, для чего стоит обращаться исключительно к проверенным поставщикам-изготовителям.

В каталоге (а значит и в продаже) нашей компании «СпецМаш» вы сможете найти самые разные варианты электрооборудования. Общим для них всех является высокое качество и надежность, а также то, что на любой стартер КамАЗ цена в нашем магазине обычно ниже, чем у коллег-конкурентов. Причем при оптовых и (или) постоянных закупках обязательно будут скидки. Заказ на нужную модель стартера, каталоги или руководство по эксплуатации можно сделать по телефону, электронной почте или же на сайте через спецформу. Возможен, как наличный, так и безналичный расчет. Доставка в регионы через транспортные компании, примерно в сотню городов – бесплатно!

Устройство Стартера КАМАЗ

1 1/10304/21 Болт М6-6gх75
2 1/05164/70 Шайба 6 пружинная
2 1/05164/70 Шайба 6 пружинная
2 1/05164/70 Шайба 6 пружинная
2 1/05164/70 Шайба 6 пружинная
2 1/05164/70 Шайба 6 пружинная
3 1/26053/71 Шайба 6 зубчатая
3 1/26053/71 Шайба 6 зубчатая
4 СТ142-3708310 Крышка с вкладышем в сборе
5 СТ142-3708311 Фильц
6 СТ142-3708267 Пробка
7 СТ142-3708263 Фильц
8 СТ142-3708262 Прокладка
9 СТ142-3708269 Заглушка
10 740.3708000 Стартер СТ142Б в сборе
11 СТ142-3708050 Щетка изолированная
12 СТ142-3708014 Пластина
13 СТ142-3708060 Щетка неизолированная
14 1/11954/70 Шайба 5 пружинная
15 1/32739/01 Винт М5-6gх10
16 СТ142-3708835 Шайба 12
17 1/05170/76 Шайба 12 пружинная
18 СТ142-3708012 Гайка М12
19 СТ142-3708091 Перемычка
20 СТ142-3708800 Реле стартера тяговое в сборе
21 СТ142-3708806 Сильфон
22 СТ142-3708020 Рычаг
23 СТ142-3708009 Шайба
24 СТ142-3708400 Крышка в сборе
25 1/32764/01 Винт М6-6gх20
26 СТ142-3708008 Кольцо уплотнительное
27 СТ142-3708070-01 Ось рычага
28 1/05194/01 Шайба плоская 6х12х1,5
29 1/32760/01 Винт М6-6gх12
30 СТ142-3708267 Пробка
31 45 9962 6008 Заглушка
32 СТ142-3708405 Прокладка
33 СТ142-3708404 Фильц
34 СТ142-3708403 Фильц
35 СТ142-3708410 Крышка с вкладышем
36 1/05170/76 Шайба 12 пружинная
37 1/55403/21 Болт М12х1,25-6gх25
38 СТ142Б-3708600 Привод
39 СТ142-3708006 Кольцо уплотнительное
40 1/09030/21 Болт М6-6gх35
41 СТ142-3708260 Держатель подшипника в сборе
42 СТ142-3708011 Шайба
43 СТ142-3708005 Кольцо уплотнительное
44 СТ142Б-3708100.10 Корпус
45 СТ142-3708200 Якорь
46 СТ142-3708004 Кольцо уплотнительное
47 СТ142-3708330-10 Траверса
48 СТ142-3708017 Шайба
49 СТ142-3708018 Шайба
50 СТ142-3708300-10 Крышка в сборе
51 СТ142-3708805 Шайба уплотнительная
52 1/26437/01 Шайба плоская 6,15х18х1,5
53 1/25742/11 Гайка М6-6Н

Источник

СТАРТЕР

СТАРТЕР

Стартер СТ-142Б герметичного исполнения (рис. 341) закреплен на картере маховика с левой стороны двигателя, состоит из электродвигателя, механизма привода и электромагнитного реле. Передаточное отношение двигатель — стартер — 11,3. Электричес кая схема стартера показана на рис. 342. Электродви­гатель стартера постоянного тока, последовательного возбуждения; шестерня привода входит в зацепление с венцом маховика принудительно с помощью элек­тромагнитного тягового реле. Выход из зацепления шестерни привода осуществляется при отключении электромагнитного тягового реле после пуска двига­теля.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.

Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 20 с. Повторно пускать стартер можно после 1. 2 мин перерыва. Допустимое количе­ство повторных пусков — не более трех. Если двига­тель при этом не пускается, необходимо проверить:

— исправность цепи питания стартера и стартер;

— исправность системы питания двигателя;

— степень заряженности и исправность аккуму­ляторных батарей

Техническое обслуживание

При сервисе 2 проверьте плотность и чистоту контактных соединений, надежность крепления про­водов к стартеру, затяните гайки крепления прово­дов.

При сервисе С (осенью) снимите стартер с дви­гателя, разберите и проверьте в следующем порядке:

— снимите крышку со стороны коллектора;

— проверьте состояние щеточно-коллекторной сборочной единицы.

Рабочая поверхность коллектора не должна иметь следов подгорания. При загрязнении или значитель­ном подгорании поверхность протрите ветошью и обезжирьте. Если грязь или подгорание не устраня­ются, зачистите

Читайте также:  Candy cmw 7017 eg запчасти

коллектор стеклянной шкуркой С100. Зачистку производите, охватывая поверхность кол­лектора полоской стеклянной шкурки, вращая вал якоря. Если и при этом подгорание не будет удалено, разберите стартер и

проточите коллектор на станке.

Щетки должны свободно, без заедания переме­щаться в щеткодержателях. Замерьте высоту щеток вдоль их оси, направленной по радиусу закругления.

Щетки, изношенные до высоты 13 мм или имею­щие значительные сколы, замените новыми, пред­варительно притерев их к коллектору. Направление усилия пружины должно совпадать с осью щетко­держателя;

— проверьте затяжку винтов крепления нако­нечников щеточных канатиков к щеткодержателям, при необходимости подтяните. После этого продуй­те сжатым воздухом щеточно-коллекторную сбо­рочную единицу и

установите крышку на место;

— демонтируйте медную перемычку и снимите крышку реле. Проверьте состояние контактной си­стемы реле стартера. Очистите внутреннюю поверх­ность крышки. Убедитесь в свободной посадке кон­тактного диска на штоке сердечника реле. Осмот­рите рабочую поверхность контактных болтов и диска. Если подгорание контактных болтов незначи­тельное, зачистите, сняв неровности, вызванные подгоранием, не нарушая при этом параллельность контактной поверхности. Несовпадение плоскостей контактных болтов допускается не более 0,2 мм. Контактный диск при незначительном подгорании переверните. Для этого разогните скобу и снимите изоляционную шайбу. При значительном износе диска и контактных болтов замените их;

— проверьте надежность крепления реле к кор­пусу стартера и установите крышку реле на место;

— проверьте регулировку реле стартера. Для этого вывод обмоток реле соедините с положительным выводом аккумуляторной батареи, а корпус стартера — с отрицательным. Для контроля замыкания кон­тактов в цепь

между положительным выводом акку­муляторной батареи и контактным болтом реле стар­тера (отсоединенным от положительного вывода батареи) включите лампу (24 В). Подайте напряже­ние на реле стартера и замерьте зазор

между упорной шайбой на валу якоря и втулкой привода, который должен быть равен 0,5. 1,5 мм (рис. 343). Контакты реле при этом замыкаются, и лампа загорается.

Рис. 345. Уплотнительный кожух

при этом не должны замыкаться (лампа не горит). При упоре втулки привода в прокладку толщиной 2,5 мм, вставленную между втулкой и шайбой, контакты реле должны замыкаться. Если лампа не загорится, отрегулируйте

стартер поворотом эксцентриковой оси рычага, на которой установлен регулировочный диск с шестью отверстиями. Вывернув два винта, крепящие регули­ровочный диск к крышке со стороны привода, поверните его до

совпадения с двумя другими резь­бовыми отверстиями в крышке. Затем проверьте регулировку реле стартера, как указано выше. При упоре в прокладку толщиной 2,5 мм контакты реле должны быть замкнуты.

— замените смазку ЦИАТИМ-203 (ЦИАТИМ-221) шлицевой части вала и привода; снимите пробки и добавьте турбинное масло 22 (допускается примене­ние моторного масла) в масляные полости крышек со стороны

коллектора, привода и промежуточного под­шипника, установите пробки на место;

— очистите привод от грязи и добавьте смазку, для чего задвиньте шестерню в привод, залейте в корпус привода моторное масло и сделайте 5. 10 движений шестерни вдоль оси привода, после чего масло вылейте.

Указанную операцию повторите два-три раза, затем залейте масло в корпус привода;

— осмотрите состояние резиновых деталей, при больших износах и разрывах детали замените;

— добавьте смазку ЦИАТИМ-203 (ЦИАТИМ-221) во внутреннюю полость манжеты;

— осмотрите состояние вкладышей в крышках со стороны коллектора и привода. При износе вкла­дышей (до размера 19,4 мм — в крышке со стороны привода и 16,3 мм — в крышке со стороны кол­лектора) вкладыш замените.

Для этого выпрессуйте изношенный вкладыш и запрессуйте на его место новый, после запрессовки новый вкладыш расточи­те относительно посадочных диаметров крышки. Внутренний диаметр расточенного нового вклады­ша

должен быть 19,000. 19,045 мм в крышке со стороны привода и 16,000. 16,035 мм в крышке со стороны коллектора.

Ремонт

Для снятия стартера:

— отключите массу аккумуляторных батарей;

— отсоедините провода, подходящие к тяговому реле стартера;

— отсоедините вывод массы от стартера, вывернув болт на корпусе стартера;

— отверните гайку и выверните три болта креп­ления стартера и снимите стартер.

Для разборки стартера отверните гайки на крышке реле и корпусе стартера и снимите перемычку между выводным болтом тягового реле и обмоткой возбуж­дения, отверните четыре гайки на крышке со сторо­ны коллектора, крепящие траверсу; отогните замко­вые шайбы, выверните четыре болта и снимите крышку со стороны коллектора; выверните винты, крепящие выводы обмотки и щетки к траверсе, и снимите щетки; выверните два винта на регулиро­вочном фланце и снимите ось рычага; выверните четыре винта со стороны крышки привода и сними­те реле вместе с якорем; отогните замковые шайбы и выверните пять болтов; снимите крышку со сторо ны привода, крышка привода снимается вместе с рычагом и приводом; снимите упорную шайбу, до­станьте из корпуса якорь стартера.

При сборке стартера замените замковые шайбы и слегка смажьте резиновые детали смазкой ЦИА-ТИМ-203 (ЦИАТИМ-221).

После сборки проверьте стартер на герметич­ность, характеристику стартера [ток холостого хода, ток и напряжение при тормозном моменте 49 Н.м (5 кгс.м), напряжение включения реле], а также регу­лировку тягового реле стартера.

При сборке и регулировке стартера выемка ре­гулировочного диска должна находиться не выше гори­зонтальной оси диска; крышку со стороны коллектора установите ребром напротив выводного болта корпуса.

Проверка на герметичность. Приверните к фланцу крышки со стороны привода через резиновую про­кладку 2 специальный уплотнительный кожух 1 (рис. 345), создайте внутри стартера избыточное давление воздуха

9,81. 19,6 кПa (0,1. 0,2 кгс/см 2 ), опустите стартер с кожухом в пресную воду комнат­ной температуры так, чтобы все части стартера находились в воде, а уровень жидкости над старте­ром не превышал 50 мм; в начале испытаний

вклю­чите стартер три раза на холостом ходу в погруженном состоянии, по 5 с каждое включение, затем в течение одной мин следите за выделением пузырьков из стыков деталей стартера. Отсутствие систематичес­кого

выделения пузырьков воздуха из одного и того же места свидетельствует о правильности сборки стартера и исправности резиновых уплотнителей.

Допускается выделение пузырьков газа, возни­кающих на выводах в результате электролиза воды.

Испытания стартера в нагруженном режиме произ­водите по схеме, аналогичной схеме проверки в режиме холостого хода, но необходимо учесть, что величина потребляемого тока в этом случае значи­тельно больше (около 1000 А)

и необходима замена шунта. Для затормаживания вала якоря нагрузите его с помощью динамометрического приспособления (рис. 346).

Тормозной момент определите умножением ре­гистрируемой величины нагрузки Н (кгс) на плечо L (м).

Читайте также:  Втягивающее на стартер диагностика

При питании от низковольтного агрегата напря­жение на стартере можно постепенно повышать, увеличивая ток, потребляемый стартером, и повы­шая тормозной момент. Когда тормозной момент достигнет величины 49 Н.м

(5 кгс.м), замерьте вели­чину тока.

Приборы и приспособления, применяемые для проверки стартера в режиме холостого хода:

— приспособление для закрепления стартера;

— амперметр с шунтом на 150 А;

— аккумуляторные батареи 6СТ-190ТР (ТМ) — 2 шт.;

— провода ПГВА (Сечением 50 мм 2 — силовые; сечением не менее 1,5 мм 2 — в цепи управления реле);

— включатель стартера на 20 А;

— тахометр.
Приборы и приспособления, применяемые для проверки стартеров в тормозном режиме:

— приспособление для закрепления стартера;

— амперметр с шунтом на 1000 А;

— аккумуляторные батареи 6СТ-190ТР или 6СТ-19-ОТМ — 2 шт.;

— рычаг для закрепления шестерни привода;

— динамометр (ДПУ-0,01 или ДПУ-0,02);

— стойка для подвески динамометра;

— выключатель стартера на 20 А.
Можно проверять ток холостого хода и тормо­жения на стенде модели 532М или аналогичном. Несоответствие измеряемых величин техническим характеристикам стартера позволяет сделать выводы о следующих неисправностях:

при проверке в режиме холостого хода:

— величина тока больше, частота вращения якоря меньше допустимого значения. Причиной неис­правности зачастую является перекос якоря при сборке, загрязнение или износ подшипников, отсут­ствие смазки, ослабление

крепления полюсов и задевание за якорь, межвитковое замыкание обмот­ки якоря;

— потребляемый ток допустимый, якорь стартера не вращается. Вероятная причина неисправности — замыкание на массу в обмотке якоря, обмотке воз­буждения, контактных болтах тягового реле или изолированном щеткодержателе;

— потребляемый ток равен нулю, стартер не вращается. Это свидетельствует об обрыве в цепи стартера (в тяговом реле, в обмотке якоря или обмотке возбуждения);

— якорь стартера вращается с малой скоростью, величина тока намного меньше заданной. Причиной может быть повышение сопротивления цепи старте­ра из-за частичной потери контакта (подгорание или загрязнение)

в тяговом реле,щеточно-коллекторном устройстве;

при проверке в нагруженном режиме — стартер не развивает необходимого момента. Это является след­ствием межвиткового замыкания обмотки воз­буждения.

Величину давления щеточных пружин проверяйте при помощи динамометра следующим образом: под щетку подложите бумажную полоску, затем дина­мометром оттяните щеточную пружину, одно­временно слегка вытягивая

из-под щетки бумажную полоску. В момент, когда щетка освободит полоску, динамометр покажет величину усилия щеточной пружины. Динамометр надо оттягивать в направ­лении оси щетки.

Ремонт стартера проводите в специализированной мастерской, имеющей соответствующее обору­дование. После разборки все детали стартера тща­тельно осмотрите с целью выявления возможных дефектов. Особенно

внимательно проверяйте места крепления обмотки к выводам и места пайки к коллекторным пластинам.

Проверку технического состояния стартера про­водите по основным параметрам: оборотам холо­стого хода, величине потребляемого тока на хо­лостом ходу, величине тока и напряжения в нагру­женном режиме. Проверяемые

параметры должны соответствовать технической характеристике.

При испытании в режиме холостого хода стартер не нагружен и его якорь свободно вращается. Потреб­ление энергии вызвано только механическими и электрическими потерями в самом стартере. Пита­ние стартера

должно осуществляться от полностью заряженных батарей (рис. 347).

В электрическую цепь между аккумуляторной батареей и выводом контактного болта установлен амперметр со сменными шунтами, применение ко­торых обеспечит возможность измерения величины потребляемого тока

как при проверке режима хо­лостого хода, так и в нагруженном режиме.

Напряжение, приложенное к стартеру, измеряйте вольтметром, включенным между выводом кон­тактного болта и массой батареи. Величина потреб­ляемого тока больше 130 А свидетельствует о не­исправности стартера.

Проверка обмотки возбуждения. Изоляцию катушек обмотки возбуждения испытайте на пробой мегом­метром или при подаче напряжения 220 В. Для этого один зажим питающей сети через контрольную лампу присоедините к

началу или концу обмотки, другой конец обмотки должен быть изолирован от корпуса, от второго зажима сети напряжение подайте на кор­пус. Лампа при отсутствии замыкания на корпус не должна гореть. При проверке

мегомметром он дол­жен показывать сопротивление не менее 10 k0м.

Рис. 347. Схемаэлектрическая проверки стартера

Изоляцию обмоток можно проверять на стендах модели 532, ППЯ 533. Дефектные катушки возбуж­дения заменяйте в следующем порядке:

— отсоедините вывод катушки от контактного вывода;

— установите корпус стартера в зажимах и прессотверткой ослабьте затяжку винтов крепления по люсных наконечников; выверните винты и снимите полюсные наконечники;

— достаньте из корпуса стартера неисправные катушки возбуждения и установите на их место годные;

— поместите полюсные наконечники в соответ­ствующие исправные катушки возбуждения и уста­новите их в корпусе стартера так, чтобы отверстия в корпусе под винты совпали с резьбовыми отвер­стиями полюсных наконечников;

— во избежание самовыворачивания винтов про­мажьте конусную поверхность под полюсные винты шпатлевкой;

— вверните винты в полюсные наконечники с усилием от руки. Затяните винты крепления полюс­ных наконечников. Момент затяжки должен быть 21,6. 30,9 Н.м (2,2. 3,15 кгс.м);

— закрасьте эмалью наружную поверхность по­люсных винтов. Разрешается конусную поверхность под полюсные винты шпатлевкой не промазывать, но покрыть наружную поверхность винтов после окон­чательной

затяжки эпоксидной грунт-шпатлевкой;

— соедините вывод катушек возбуждения с кон­тактным выводом реле перемычкой.

Проверка якоря и коллектора. При обнаружении наружным осмотром признаков износа (выступание обмотки из пазов или увеличение диаметра у лобо­вых частей якоря) якорь замените.

Подгоревший коллектор зачистите или проточи­те. Чистота обработки коллектора при проточке должна обеспечить среднее арифметическое откло­нение профиля Rà = 1,25 м. Минимальный диаметр коллектора 53 мм.

Проточку коллектора можно про­изводить на станке модели 2155.

Проверьте индикатором биение поверхности же­леза якоря и коллектора относительно крайних шеек вала. Проверку целесообразно производить на при змах, а не в центрах. В этом случае будет получен более точный результат.

Биение железа якоря не должно превышать 0,25 мм, а биение коллектора — 0,05 мм. Если биение вызвано погнутым валом, то выправьте его на ручном прессе. В других случаях повышенное биение коллектора устраните проточкой.

Наличие короткого замыкания на массу прове­ряйте мегомметром или при подаче напряжения от сети 220 В через контрольную лампу. В этом случае подайте напряжение на любую пластину коллектора и поверхность железа

якоря. При наличии короткого замыкания лампа загорается.

При проверке мегомметром он должен показы­вать сопротивление не менее 10 Ом.

Проверку на межвитковое короткое замыкание можно производить на стендах модели 533, Э202 и аналогичных.

Нарушение соединения концов секций обмотки с коллекторными пластинами устраните пайкой. При этом необходимо следить за отсутствием токопроводящих мостиков припоя между коллекторными пластинами

Источник