Меню

Какие стартера ставят на газель

Стартер ГАЗ 2705 / 3302 Газель с 1994 года

Стартер

Пуск двигателя осуществляется с помощью стартера 42.3708-10* с электромагнитным тяговым реле. Он установлен с правой стороны двигателя на картере сцепления.

Примечание:
* На части автомобилей могут быть установлены стартеры 6012.3708 или 4216.3708-07 или AZE 2517 ф. «ISKRA».

Стартер представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока с электромагнитным возбуждением. Питание стартера осуществляется от аккумуляторной батареи.

Устройство стартера показано на рис. 9.13, а его электрическая схема – на рис. 9.14.

Стартер 42.3708-10:

Электрическая схема стартера:

При повороте ключа выключателя зажигания в положение пуска включается электрическая цепь дополнительного реле типа 711.3747, через контакты которого питание поступает от аккумуляторной батареи в тяговое реле. Якорь тягового реле под воздействием электромагнитного поля двух обмоток реле втягивается и с помощью рычага вводит в зацепление шестерню и в конце хода включает электрическую цепь стартера, одновременно отключив втягивающую обмотку реле.

При очередном сезонном обслуживании автомобиля после пробега 100 тыс. км необходимо снять стартер с двигателя и провести его разборку и осмотр (см. подраздел «Ремонт стартера»).

Стартер потребляет большой ток, вследствие чего даже незначительные переходные сопротивления в его цепи могут привести к снижению мощности стартера.

Техническая характеристика стартера

Возможные неисправности стартера и способы их устранения

Возможная неисправность Метод проверки Способ устранения
Стартер не работает
Износ щеток Щетки изношены до высоты 6-7 мм Изношенные щетки заменить
Ненадежный контакт щеток с коллектором Проверить усилие щеточных пружин, оно должно быть 10-14 Н (1-1,4 кгс) Заменить пружины, устранить заедание щеток в щеткодержателе
«Разнос» обмотки якоря Обмотка якоря не должна выступать за диаметр магнитопровода Якорь с выступанием обмотки за диаметр магнитопровода необходимо заменить
«Разнос» коллектора Отдельные пластины коллектора не должны выступать за диаметр коллектора Якорь с поврежденным коллектором необходимо заменить
Тяговое реле не включает стартер
Подгорание контактов тягового реле Внешним осмотром Подгоревшие контакты зачистить (см. подраздел «Ремонт стартера»)
Заклинивание якоря тягового реле Якорь реле должен свободно, от руки перемещаться во втулке реле.
Поверхность якоря реле должна быть ровной, без следов износа
Якорь тягового реле, имеющий следы износа, необходимо заменить или зачистить и слегка смазать моторным маслом
Неправильная регулировка момента включения Проверить регулировку Отрегулировать стартер (см. подраздел «Контроль деталей стартера»)
Заедание привода при перемещении его по валу якоря Осмотреть вал якоря стартера на наличие на нем грязи и желтого налета от износа подшипников Очистить от грязи и продуктов износа. Вал и подшипники смазать моторным маслом.
Изношенные подшипники (втулки) заменить (см. подраздел «Ремонт стартера»)
Стартер включается и работает, а коленчатый вал двигателя не вращается
Пробуксовка свободного хода привода При повороте шестерни привода рукой она должна свободно вращаться в одном направлении, а в другом должна «заклинивать» и вращаться вместе с якорем стартера (см. подраздел «Ремонт стартера») Если шестерня привода свободно вращается в обе стороны, необходимо заменить привод (см. подраздел «Ремонт стартера»)
Шестерня привода не входит в зацепление с
зубчатым венцом маховика
Прослушивается ненормальный шум- «фрезерование». На зубьях маховика имеется износ Проверить регулировку заходной части
момента включения стартера и при необходимости отрегулировать (см. подраздел «Контроль деталей стартера»). Зубья маховика, имеющие повреждение, зачистить напильником
Стартер вращает коленчатый вал двигателя с небольшой частотой и с повышенным шумом
Износ подшипников (втулок вала якоря) Проверить состояние подшипников (втулок) в крышках и промежуточной опоре. Проверить наличие следов заедания якоря за полюса корпуса При необходимости заменить подшипники в крышках и промежуточной опоре (см. подраздел «Ремонт стартера»)
После запуска двигателя привод стартера не выходит из зацепления с зубчатым венцом маховика двигателя
Заедание привода на валу якоря Оценивается по повышенному шуму при работе двигателя Очистить вал якоря стартера от грязи, снять желтый налет от износа подшипников, смазать моторным маслом
Спекание контактов тягового реле Стартер продолжает работать после выключения зажигания Немедленно отключить аккумуляторную батарею с помощью выключателя (см. подраздел «Ремонт стартера»)
Заедание ключа выключателя зажигания Принудительно повернуть ключ в положение «0» Отрегулировать положение рулевой колонки, исключающее заедание ключа выключателя зажигания
Читайте также:  Как поменять шаровую на хайме 3

Ремонт стартера

Стартер, подлежащий ремонту, следует снять и разобрать.

Для снятия стартера необходимо:

Детали стартера необходимо тщательно очистить от грязи и обязательно проверить. Поврежденные и изношенные детали должны быть заменены новыми.

Для разборки стартера необходимо:

Контроль деталей стартера

Корпус

С помощью контрольной лампы (см. рис. 9.3) или прибора Э236 проверить отсутствие короткого замыкания катушек возбуждения на корпус (рис. 9.15). Для этого контрольную лампу необходимо подсоединить к корпусу и выводу, расположенному на корпусе. Если лампа при этом будет гореть, то повреждена изоляция катушек возбуждения.

Рисунок 9.15. Проверка катушек возбуждения стартера на короткое замыкание с корпусом

В этом случае необходимо пронумеровать полюса катушек и отвернуть винты крепления полюсов и снять обмотки возбуждения. Поврежденные места изоляции следует обработать изоляционной лентой, после этого полюса катушки поставить на место. Винты полюсов закернить.

Держатель щеток

С помощью контрольной лампы или прибора Э236 необходимо проверить отсутствие замыкания изолированных щеткодержателей на корпус (рис. 9.16). В случае короткого замыкания следует заменить изоляционные прокладки заклепок щеткодержателя. Покачивание щеткодержателей не допускается. Щетки в щеткодержателях должны перемещаться свободно, без заеданий. Щетки, изношенные до высоты 6-7 мм, необходимо заменить.

Рис. 9.16. Проверка изолированных щеткодержателей стартера на замыкание с корпусом.

Для проверки щеточных пружин необходимо: держатель щеток установить на коллектор якоря, установить щетки на место и проверить динамометром усилие пружин. Усилие должно быть 10-14 Н (1-1,4 кгс) в момент отрыва пружины от щетки. Концы щеточных пружин должны нажимать на середину щетки.

Крышка со стороны привода

В крышке со стороны привода следует проверить состояние втулки (подшипника). В случае необходимости в крышку нужно установить новую втулку, диаметр отверстия которой после запрессовки и развертывания должен быть 12,5 +0,035 мм с шероховатостью Rа=2,5.

Читайте также:  Ивеко курсор 10 запчасти

Крышка со стороны коллектора

Необходимо проверить втулку крышки и в случае ее износа заменить. Диаметр отверстия новой втулки после запрессовки и развертки должен быть 12,5 +0,035 мм с шероховатостью Rа=2,5.

В промежуточной опоре

В промежуточной опоре нужно проверить втулку и в случае ее износа заменить. Диаметр отверстия втулки после запрессовки и развертывания должен быть 19,2 +0,1 мм с шероховатостью Rа=2,5.

Якорь

Проверка обмотки якоря на отсутствие замыкания с магнитопроводом

Следует внимательно осмотреть якорь. Лобовая часть обмотки якоря должна быть по диаметру меньше пакета железа. Увеличенный диаметр лобовой части обмотки указывает на ее «разнос». Такой якорь подлежит замене. Концы проводов обмоток должны быть надежно припаяны к коллектору.

Якорь следует проверить на приборе Э236 на отсутствие витковых замыканий. В случае обнаружения замыкания якорь необходимо заменить.

Коллектор якоря должен быть чистым. В случае значительной шероховатости коллектора или выступания изоляции его надо проточить на токарном станке. После проточки коллектор следует отшлифовать шкуркой зернистостью 100 до шероховатости Rа=1,25.

Привод стартера осматривают снаружи и проверяют на отсутствие пробуксовки. Привод должен свободно, без заеданий перемещаться по шлицевой части вала. При сильном износе втулок (подшипников) привода их необходимо заменить. Диаметр отверстия новых втулок после запрессовки и развертки должен быть в пределах 14 +0,06 мм с шероховатостью поверхности Rа=1,25.

При удержании якоря шестерня должна свободно вращаться по часовой стрелке. Против часовой стрелки шестерня должна вращаться только вместе с якорем. Проверка муфты свободного хода на пробуксовку производится при испытании стартера на полное торможение при нагрузке 16 Н·м (1,6 кгс·м).

Тяговое реле

Якорь тягового реле в корпусе должен перемещаться свободно.

После проверки и замены всех износившихся или поврежденных деталей стартер можно собирать.

Сборка стартера

Сборка стартера производится в порядке, обратном разборке. При этом необходимо:

Приспособление для надевания пружинного кольца:

После сборки нужно проверить работу стартера на стенде. При включении стартера привод должен перемещаться на шлицевой части вала без заеданий и возвращаться в исходное положение под действием возвратной пружины. При повороте шестерни от руки по часовой стрелке якорь не должен вращаться. При обратном вращении шестерня должна вращаться вместе с валом.

Читайте также:  Бу запчасти ямаха фзр 750

Регулировка стартера

При необходимости произвести проверку и регулировку стартера. Наружный торец шестерни в выключенном положении должен находиться на расстоянии А не более 21,5 мм от привалочной плоскости фланца стартера (рис. 9.19).

Замер положения шестерни привода в выключенном состоянии

Проверять полный вылет шестерни необходимо при включенном тяговом реле. Для этого следует подключить тяговое реле по схеме, показанной на рис. 9.20. При этом расстояние между торцом шестерни и упорной втулкой должно быть 4 +1 мм (рис. 9.21). Этот зазор регулируется поворотом эксцентриковой оси 3 рычага привода (см. рис. 9.13). После регулировки следует затянуть гайку оси.

Схема подключения тягового реле:

Замер зазора от торца шестерни до упорной втулки при включенном тяговом реле

Контрольная проверка стартера

Исправность стартера, правильность его сборки и регулировки определяется проверкой стартера на холостом ходу и при полном торможении.

Схема включения стартера при испытании на холостом ходу показана на рис. 9.22. Ток и частоту вращения вала якоря при испытании на холостом ходу измеряют через 30 с после включения стартера.

Рисунок 9.22: Электрическая схема включения стартера при проверке на холостом ходу:

При тугом вращении вала якоря, которое обычно вызывается перекосами в результате неправильной сборки стартера или задевания якоря за полюсы, а также при замыкании между витками, стартер потребляет ток большой силы при частоте вращения меньше указанной. Малая сила потребляемого тока и пониженная частота вращения вала якоря при нормальном напряжении на зажимах стартера свидетельствуют о плохом контакте в соединениях проводов внутри стартера или о пониженном натяжении пружин щеток.

Проверку стартера при полном торможении необходимо производить на стенде Э242.

Исправный стартер при питании от полностью заряженной аккумуляторной батареи потребляет ток не более 520А при напряжении не менее 8В и развивает момент, равный примерно 16 Н·м (1,6 кгс·м). Если потребляемый ток выше 520А, а тормозной момент ниже 16 Н·м (1,6 кгс·м), то это указывает на неисправность обмотки якоря или обмотки возбуждения. Если тормозной момент и потребляемый ток ниже нормальной величины, то это, при нормальном напряжении на зажимах стартера указывает на плохие контакты внутри стартера или на слабое натяжение пружин щеток. Пониженное напряжение на зажимах стартера (менее 8В) указывает на плохие контакты в проводах или на неисправность батареи. При нагрузке шестерни тормозным моментом муфта свободного хода не должна пробуксовывать.

Источник