Меню

Построить дерево и определить его глубину

Поиск остовного дерева в ширину и поиск в глубину

Дата добавления: 2013-12-23 ; просмотров: 8026 ; Нарушение авторских прав

Минимального остовного дерева

Лекция 4. Поиск остовного дерева в ширину и поиск в глубину. Алгоритмы Прима и Краскала (жадный) для поиска

Дана неориентированная сеть N, нужно выбрать подмножество дуг, образующих дерево Т, в котором существует путь между каждой парой узлов сети. Дерево такого типа называется остовным деревом сети.

Во многих приложениях нужно в определенном порядке посетить все узлы графа, т. е. построить остовное дерево.

Рассмотрим следующие два общих способа обхода, называемые поиском в ширину (BFS, breadth-first-search) и поиском в глубину (DFS, depth-first-search).

На рис. 11 можно взять за V узел Va, тогда узлы можно посетить в следующем порядке:

Если взять в качестве V узел Vb, то можно посетить вершины в порядке

Замечание 1. После посещения нового узла можно посетить соседей нового узла в произвольном порядке. Здесь используется соглашение о том, что при необходимости выбора узлы посещаются в алфавитном порядке.

Замечание 2. Если пометить дугу, соединяющую посещенный узел с ранее посещенным узлом, то все эти помеченные дуги образуют остовное дерево графа G; если же каждая дуга имеет длину 1, то остовное дерево является деревом кратчайших путей из V во все остальные узлы G.

Если на рис. 11 начать с вершины Vb, то можно посетить узлы в следующем порядке (упорядочение определяется не единственным образом):

Дуги, следующие в новые вершины, образуют остовное дерево. Это дуги: ebc, eca, ecd, ede, eef.

Можно сравнить два способа посещения узлов. При BFS нужно проверить все ребра, инцидентные узлу, перед переходом к новому узлу. Таким образом, операция последовательно выполняется веером из узлов. При DFS переход к новому узлу осуществляется только после того, как найден новый узел, и происходит проникновение в глубину графа. Только тогда, когда все ребра ведут в старые вершины, идет возврат к предыдущему узлу и из него опять возобновляется DFS.

Алгоритмы BFS и DFS имеют одинаковую сложность для самого неблагоприятого случая. Сложность алгоритма для самого неблагоприятного случая – это приблизительная мера максимального числа действий, требуемых, чтобы выполнить алгоритм. Это функция размера входных данных, которые непосредственно в нашем случае были представлены графом (например, О(n)). Так как алгоритмы имеют одинаковую сложность, то ни один из них не имеет преимуществ перед другим. Тем не менее, для целого ряда специфических графов один алгоритм мог бы производить дерево покрытия эффективнее, чем другой. Например, поиск «по глубине» эффективнее для графа «колеса», а поиск «ширине» для графа «Мальтийский крест».

Источник

Дерево

Дерево – структура данных, представляющая собой древовидную структуру в виде набора связанных узлов.

Способ представления бинарного дерева:

Корень дерева расположен на уровне с минимальным значением.

Если элемент не имеет потомков, он называется листом или терминальным узлом дерева.

Остальные элементы – внутренние узлы (узлы ветвления).

Бинарное дерево применяется в тех случаях, когда в каждой точке вычислительного процесса должно быть принято одно из двух возможных решений.

Читайте также:  Построить дом с отделкой за 2000000 рублей

Имеется много задач, которые можно выполнять на дереве.

Распространенная задача — выполнение заданной операции p с каждым элементом дерева. Здесь p рассматривается как параметр более общей задачи посещения всех узлов или задачи обхода дерева.

Если рассматривать задачу как единый последовательный процесс, то отдельные узлы посещаются в определенном порядке и могут считаться расположенными линейно.

Способы обхода дерева

Пусть имеем дерево, где A — корень, B и C — левое и правое поддеревья.

Существует три способа обхода дерева:

Реализация дерева

Узел дерева можно описать как структуру:

При этом обход дерева в префиксной форме будет иметь вид

Обход дерева в инфиксной форме будет иметь вид

Обход дерева в постфиксной форме будет иметь вид

Бинарное (двоичное) дерево поиска – это бинарное дерево, для которого выполняются следующие дополнительные условия (свойства дерева поиска):

Данные в каждом узле должны обладать ключами, на которых определена операция сравнения меньше.

Как правило, информация, представляющая каждый узел, является записью, а не единственным полем данных.

Для составления бинарного дерева поиска рассмотрим функцию добавления узла в дерево.

Источник

Бинарные деревья поиска и рекурсия – это просто

Существует множество книг и статей по данной теме. В этой статье я попробую понятно рассказать самое основное.

Бинарное дерево — это иерархическая структура данных, в которой каждый узел имеет значение (оно же является в данном случае и ключом) и ссылки на левого и правого потомка. Узел, находящийся на самом верхнем уровне (не являющийся чьим либо потомком) называется корнем. Узлы, не имеющие потомков (оба потомка которых равны NULL) называются листьями.


Рис. 1 Бинарное дерево

Бинарное дерево поиска — это бинарное дерево, обладающее дополнительными свойствами: значение левого потомка меньше значения родителя, а значение правого потомка больше значения родителя для каждого узла дерева. То есть, данные в бинарном дереве поиска хранятся в отсортированном виде. При каждой операции вставки нового или удаления существующего узла отсортированный порядок дерева сохраняется. При поиске элемента сравнивается искомое значение с корнем. Если искомое больше корня, то поиск продолжается в правом потомке корня, если меньше, то в левом, если равно, то значение найдено и поиск прекращается.


Рис. 2 Бинарное дерево поиска
Сбалансированное бинарное дерево поиска — это бинарное дерево поиска с логарифмической высотой. Данное определение скорее идейное, чем строгое. Строгое определение оперирует разницей глубины самого глубокого и самого неглубокого листа (в AVL-деревьях) или отношением глубины самого глубокого и самого неглубокого листа (в красно-черных деревьях). В сбалансированном бинарном дереве поиска операции поиска, вставки и удаления выполняются за логарифмическое время (так как путь к любому листу от корня не более логарифма). В вырожденном случае несбалансированного бинарного дерева поиска, например, когда в пустое дерево вставлялась отсортированная последовательность, дерево превратится в линейный список, и операции поиска, вставки и удаления будут выполняться за линейное время. Поэтому балансировка дерева крайне важна. Технически балансировка осуществляется поворотами частей дерева при вставке нового элемента, если вставка данного элемента нарушила условие сбалансированности.

Читайте также:  Как построить рукав для блузки


Рис. 3 Сбалансированное бинарное дерево поиска

Сбалансированное бинарное дерево поиска применяется, когда необходимо осуществлять быстрый поиск элементов, чередующийся со вставками новых элементов и удалениями существующих. В случае, если набор элементов, хранящийся в структуре данных фиксирован и нет новых вставок и удалений, то массив предпочтительнее. Потому что поиск можно осуществлять алгоритмом бинарного поиска за то же логарифмическое время, но отсутствуют дополнительные издержки по хранению и использованию указателей. Например, в С++ ассоциативные контейнеры set и map представляют собой сбалансированное бинарное дерево поиска.


Рис. 4 Экстремально несбалансированное бинарное дерево поиска

Теперь кратко обсудим рекурсию. Рекурсия в программировании – это вызов функцией самой себя с другими аргументами. В принципе, рекурсивная функция может вызывать сама себя и с теми же самыми аргументами, но в этом случае будет бесконечный цикл рекурсии, который закончится переполнением стека. Внутри любой рекурсивной функции должен быть базовый случай, при котором происходит выход из функции, а также вызов или вызовы самой себя с другими аргументами. Аргументы не просто должны быть другими, а должны приближать вызов функции к базовому случаю. Например, вызов внутри рекурсивной функции расчета факториала должен идти с меньшим по значению аргументом, а вызовы внутри рекурсивной функции обхода дерева должны идти с узлами, находящимися дальше от корня, ближе к листьям. Рекурсия может быть не только прямой (вызов непосредственно себя), но и косвенной. Например А вызывает Б, а Б вызывает А. С помощью рекурсии можно эмулировать итеративный цикл, а также работу структуры данных стек (LIFO).

Кратко обсудим деревья с точки зрения теории графов. Граф – это множество вершин и ребер. Ребро – это связь между двумя вершинами. Количество возможных ребер в графе квадратично зависит от количества вершин (для понимания можно представить турнирную таблицу сыгранных матчей). Дерево – это связный граф без циклов. Связность означает, что из любой вершины в любую другую существует путь по ребрам. Отсутствие циклов означает, что данный путь – единственный. Обход графа – это систематическое посещение всех его вершин по одному разу каждой. Существует два вида обхода графа: 1) поиск в глубину; 2) поиск в ширину.

Поиск в ширину (BFS) идет из начальной вершины, посещает сначала все вершины находящиеся на расстоянии одного ребра от начальной, потом посещает все вершины на расстоянии два ребра от начальной и так далее. Алгоритм поиска в ширину является по своей природе нерекурсивным (итеративным). Для его реализации применяется структура данных очередь (FIFO).

Поиск в глубину (DFS) идет из начальной вершины, посещая еще не посещенные вершины без оглядки на удаленность от начальной вершины. Алгоритм поиска в глубину по своей природе является рекурсивным. Для эмуляции рекурсии в итеративном варианте алгоритма применяется структура данных стек.

С формальной точки зрения можно сделать как рекурсивную, так и итеративную версию как поиска в ширину, так и поиска в глубину. Для обхода в ширину в обоих случаях необходима очередь. Рекурсия в рекурсивной реализации обхода в ширину всего лишь эмулирует цикл. Для обхода в глубину существует рекурсивная реализация без стека, рекурсивная реализация со стеком и итеративная реализация со стеком. Итеративная реализация обхода в глубину без стека невозможна.

Читайте также:  Джефф лотон канадская теплица как построить

Асимптотическая сложность обхода и в ширину и в глубину O(V + E), где V – количество вершин, E – количество ребер. То есть является линейной по количеству вершин и ребер. Записи O(V + E) с содержательной точки зрения эквивалентна запись O(max(V,E)), но последняя не принята. То есть, сложность будет определятся максимальным из двух значений. Несмотря на то, что количество ребер квадратично зависит от количества вершин, мы не можем записать сложность как O(E), так как если граф сильно разреженный, то это будет ошибкой.

DFS применяется в алгоритме нахождения компонентов сильной связности в ориентированном графе. BFS применяется для нахождения кратчайшего пути в графе, в алгоритмах рассылки сообщений по сети, в сборщиках мусора, в программе индексирования – пауке поискового движка. И DFS и BFS применяются в алгоритме поиска минимального покрывающего дерева, при проверке циклов в графе, для проверки двудольности.
Обходу в ширину в графе соответствует обход по уровням бинарного дерева. При данном обходе идет посещение узлов по принципу сверху вниз и слева направо. Обходу в глубину в графе соответствуют три вида обходов бинарного дерева: прямой (pre-order), симметричный (in-order) и обратный (post-order).

Прямой обход идет в следующем порядке: корень, левый потомок, правый потомок. Симметричный — левый потомок, корень, правый потомок. Обратный – левый потомок, правый потомок, корень. В коде рекурсивной функции соответствующего обхода сохраняется соответствующий порядок вызовов (порядок строк кода), где вместо корня идет вызов данной рекурсивной функции.

Если нам дано изображение дерева, и нужно найти его обходы, то может помочь следующая техника (см. рис. 5). Обводим дерево огибающей замкнутой кривой (начинаем идти слева вниз и замыкаем справа вверх). Прямому обходу будет соответствовать порядок, в котором огибающая, двигаясь от корня впервые проходит рядом с узлами слева. Для симметричного обхода порядок, в котором огибающая, двигаясь от корня впервые проходит рядом с узлами снизу. Для обратного обхода порядок, в котором огибающая, двигаясь от корня впервые проходит рядом с узлами справа. В коде рекурсивного вызова прямого обхода идет: вызов, левый, правый. Симметричного – левый, вызов, правый. Обратного – левый правый, вызов.


Рис. 5 Вспомогательный рисунок для обходов

Для бинарных деревьев поиска симметричный обход проходит все узлы в отсортированном порядке. Если мы хотим посетить узлы в обратно отсортированном порядке, то в коде рекурсивной функции симметричного обхода следует поменять местами правого и левого потомка.

Надеюсь Вы не уснули, и статья была полезна. Скоро надеюсь последует продолжение банкета статьи.

Источник

Adblock
detector