Опевание устойчивых ступеней в мажоре и миноре
Музыкальные произведения состоят из огромного количества разных по высоте, тембру и длительности звуков, составляющих мелодию и гармоническую вертикаль. Существуют также различные виды мелодических конфигураций, одной из которых является опевание устойчивых ступеней, о котором пойдет речь далее.
Ступени лада
В музыке существуют ладовая и тональная систематизации звуков.
Наверное, все, кто когда-нибудь пробовал петь, пусть даже и не профессионально, знают, что бывает ощущение как бы нехватки определенной ноты, нужной для окончания песни. Подобное чувство возникает после звучания неустойчивой ступени, без дальнейшего ее разрешения в устойчивую.
Опевание устойчивых ступеней производится следующим образом:
Для того чтобы понять, как правильно сделать опевание устойчивых ступеней, вначале необходимо разобраться с такими понятиями, как «лад» и «тональность».
Что такое лад
Существуют различные виды этнических ладов, сформировавшиеся в разные времена, например ионийский, эолийский, фригийский, дорийский, лидийский, миксолидийский, дважды гармонический, мелодический и т. д.
В классической и современной европейской музыке более всего распространены мажорный и минорный (в основном гармонический) лады.
Мажорный звукоряд представляет собой последовательность следующих интервалов:
Остальные ступени звукоряда называются второстепенными, к ним относятся вторая, третья, шестая и седьмая (вводная).
В ладотональной музыкальной системе существует понятие «устойчивости» и «неустойчивости» ступеней.
Тональности
Существует также порядок последовательности написания диезов и бемолей:
Как сделать опевание устойчивых ступеней неустойчивыми
Все неустойчивые звуки имеют некий «окрас незавершенности», поэтому их необходимо разрешать в устойчивые.
Опевание устойчивых ступеней представляет собой конфигурацию из трех нот. Это поочередное воспроизведение двух неустойчивых звуков, а затем и самого устойчивого, находящегося посредине.
Опевание устойчивых ступеней в соль-мажоре:
В упражнениях по сольфеджио часто используется прием опевания устойчивых ступеней, так как это в значительной мере способствует развитию чувства ладового тяготения и музыкального слуха в целом.
Источник
Дистанционный урок сольфеджио по теме «Гамма Фа мажор»
Зейдак Юлия Фаритовна, преподаватель теоретических дисциплин, МБУДО «Детская школа искусств №1», г. Магнитогорск Дистанционный урок сольфеджио по теме «Гамма Фа мажор» Для привлечения внимания детей и быстрого включения в работу видеоурок открывается авторской песней-правилом «Песенка о гамме и тонике» Ю. Ф. Зейдак, далее рассказывается правило о гамме. При изложении теоретического материала в 1 части урока также звучат песни «Песенка об устойчивых и неустойчивых ступенях и разрешении» Ю. Ф. Зейдак и «Опевание устойчивых ступеней» Т. Сиротиной. Сочетание правил в песенной и устной формах способствует более лёгкому усвоению сложной музыкальной грамоты и вызывает больший интерес у обучающихся. Во 2 части урока – практической – педагог показывает, как нужно правильно записать гамму Фа мажор, а именно №1Гамму фа мажор, №2 Устойчивые ступени, №3 Неустойчивые ступени, №4 Опевание устойчивых ступеней, №5 Как петь гамму Фа мажор. В учебном материале созданы преподавателем и размещены нотные прописи с элементами раскраски по теме «Гамма Фа мажор». Каждый ученик должен самостоятельно обвести элементы нотной записи: скрипичные ключи, ноты и ступени, стрелочки и даже ребёнок не умеющий хорошо и красиво писать должен легко справиться с этим заданием, делая его по нотным прописям в распечатанном учебном материале или записывая вместе с учителем в нотную тетрадь по видеоуроку. Кроме этого, для большей заинтересованности детей в учебном процессе преподаватель Ю. Ф. Зейдак применяет в учебном материале элементы раскраски и игры, используя цветные карандаши (на видео фломастеры, чтобы детям было лучше видно при просмотре) – красный, синий, зелёный, жёлтый. Красным и синим цветом ученик обводит в кружок устойчивые и неустойчивые ступени в заданиях №1, №2, №3, №4, №5 гаммы Фа мажор. Например: №5 Как нужно петь гамму Фа мажор
ученикам в каком порядке нужно писать стрелочки в опевании. Для ребят запись опевания нотами, ступенями и стрелочками является сложным заданием, например, они часто путают с какой ноты, ступени, стрелочки начинать записывать, а такой цветовой «светофор» и запись стрелочек цветными карандашами подсказывает порядок написания и облегчает запоминание, восприятие и объяснение задания. В конце учебного материала записано домашнее задание, в котором ученику нужно прислать педагогу видео или голосовое сообщение с рассказом «правил в рамочке» и прислать фотографию самостоятельной записи ребёнком гаммы Фа мажор в нотной тетради или в распечатанном учебном материале. Вот пример письменного домашнего задания по сольфеджио, фотографии одного из учеников, так должны быть оформлены правила и гамма Фа мажор: Конспект дистанционного урока Задание 1. Повторяй правила гамма, тоника, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение, опевание, тетрахорд вместе с учителем по видеоуроку. Гамма это движение звуков по порядку от Тоники до Тоники. Тоника это I ступень (обозначается буквой T ) (№1). Любая гамма состоит из 7-ми ступеней, которые обозначаются римскими цифрами. I , III , V ступени это устойчивые ступени (они НЕ закрашиваются) (№2). II , IV , VI , VII ступени это неустойчивые ступени (они закрашиваются) (№3). Разрешение это стремление неустойчивых ступеней в устойчивые. Разрешение обозначается стрелочками (№1). Опевание это окружение устойчивых ступеней неустойчивыми ступенями Опевание как и разрешение обозначается стрелочками (№4). Тетрахорд это звукоряд, состоящий из 4 звуков по порядку. Слово «тетра» значит «четыре». Задание 2. Обводи, раскрашивай и повторяй скрипичный ключ, ноты, ступени, стрелочки по НОТНЫМ ПРОПИСЯМ вместе с учителем по видеоуроку: №1Гамму фа мажор, №2. Устойчивые ступени, №3. Неустойчивые ступени, №4. Опевание устойчивых ступеней, №5. Как петь гамму Фа мажор. №1. Г амма Фа мажор №2. Устойчивые ступени №3. Неустойчивые ступени №4. Опевание устойчивых ступеней Гамму Фа мажор нужно петь по ТЕТРАХОРДАМ. Тетрахорд это звукоряд, состоящий из 4 звуков по порядку. Напиши тему урока «Гамма Фа мажор». Задание 1. Выучи и перепиши правила гамма, тоника, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение, опевание, тетрахорд в нотную тетрадь (правила в рамочке). Задание 2. Перепиши НОТАМИ: №1Гамму фа мажор, №2. Устойчивые ступени, №3. Неустойчивые ступени, №4. Опевание устойчивых ступеней, №5. Как петь гамму Фа мажор в нотную тетрадь, раскрась. Внимание! Если вы распечатали листок с правилами и гаммой Фа мажор или записали тему «Гамма Фа мажор» вместе с учителем по видеоуроку в нотную тетрадь, второй раз писать в нотную тетрадь тему «Фа мажор» и правила не нужно! Задание 3. Научись писать знак БЕМОЛЬ на ПЯТЬ! Напиши знак БЕМОЛЬ всю строчку и выучи: ЗНАК БЕМОЛЬ ПОНИЖАЕТ НОТУ НА 1 ПОЛУТОН. Задание 4. Прислать учителю: 1) Сфотографируйте и пришлите учителю фотографию, как вы самостоятельно записали и раскрасили тему «Гамма Фа мажор» в нотной тетради или на листке. 2) Снимите на видео (можно голосовое сообщение) и пришлите учителю, как вы рассказываете все правила по теме «Гамма Фа мажор» наизусть (все правила в рамочке: гамма, тоника, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение, опевание, тетрахорд). Источник detector |