Меню

Построить график эластичности спроса

Эластичность объема спроса по цене. Ее виды и графики

Из предыдущего материала известно, что на объем спроса могут влиять самые разные факторы. Зависимость изменения объема спроса от изменения влияющих на него факторов составляет суть эластичности. В наиболее общем виде эластичность представляет собой меру изменения одной переменной величины на изменение другой. Многообразные экономические явления, в которых заключена способность одной переменной реагировать на изменение другой, образуют теорию эластичности. Она углубляет понимание процесса адаптации рынка к изменяющимся факторам, влияющим на спрос и предложение.

Эти изменения могут быть представлены в различных единицах измерения. Например, увеличение цены на 5 р. за одну стограммовую пачку печенья уменьшило объем спроса на 200 пачек в день. Можно сказать иначе: увеличение цены на 5 р. на стограммовую пачку печенья уменьшило объем спроса на 140 кг в неделю, или на 4,2 тонны в месяц. Из примера видно, что одну и ту же величину изменения отражают разные единицы измерения. Чтобы удостовериться в этом факте, необходимо постоянно производить соответствующие вычисления. С целью избежания подобных ненужных, обременительных расчетов, а также для упрощения выбора единиц измерения и унификации все изменения выражаются в процентах.

Первым и наиболее существенным фактором, влияющим на эластичность изменения объема спроса, является цена. Под эластичностью спроса по цене понимается отношение процентного изменения количества продукции, на которую предъявлен спрос, к процентному изменению в цене. Эластичность спроса по цене отражает воздействие изменения цены на изменение количества продукции, на которую предъявлен спрос. Данное определение можно записать в виде формулы:

Для расчета процентного изменения переменной необходимо наличие двух точек: начальной (точки отсчета) и конечной (отражающей конец изменения). Поэтому процентное изменение некой величины представляет собой ее абсолютное изменение, деленное на ее первоначальный уровень. При этом изменение значения записывается в числителе, а исходная величина переменной в знаменателе дроби:

Если исследовать эластичность объема спроса, который может быть представлен прямой линией, то можно проследить следующие закономерности. При перемещении по графику сверху вниз прямой спроса отношение DQ / DРможет изменяться, а цена (Р) и количество (Q) меняются постоянно. Следовательно, эластичность спроса от цены может быть измерена в каждой отдельной точке графика спроса и меняться по мере движения вдоль него. Расчеты эластичности будут линейны, т.к. измерения соответствуют каждой последующей точке кривой спроса.

Эластичность, измеренная в одной точке прямой линии спроса, представляет собой точечную эластичность, в каждой ее точке эластичность будет разной.

Читайте также:  Постройте график зависимости силы взаимодействия катушки с магнитом

В случаях, когда имеют место значительные изменения цен, используется дуговая эластичность, описываемая формулой

Необходимость использования среднеарифметических величин рассмотрим на следующих примерах.

Величина спроса на стограммовые пачки печенья составляла 280 кг в неделю, а затем уменьшилась на 70 кг. В этом случае произошло уменьшение спроса (70 : 280 = 0,25) на 25 %, и он составил 210 кг. Если же спрос с 210 кг увеличился на 70 кг и составил 280 кг, то увеличение будет равняться (70 : 210 = 0,33) 33 %. Наблюдается парадокс, при котором одинаковое количественное изменение, представленное в разных направлениях, дает разное процентное соотношение. Во избежание подобных ситуаций и рассчитывается средняя арифметическая двух крайних значений. В данном примере это будет выглядеть так: 210 + 280 = 490 (кг); 490 : 2 = 245 (кг). Если в качестве знаменателя использовать полученную величину (245 кг), то изменение величины спроса в обоих направлениях составит – 28,57 %.

Аналогичная ситуация складывается и при расчете цены.

В зависимости от степени реагирования изменения объема спроса на изменение цены выделяют пять наиболее типичных видов эластичности объема спроса от цены: эластичный (рис. 5.2), неэластичный (рис. 5.3), спрос с единичной эластичностью (рис. 5.4), а также два крайних случая: абсолютно неэластичный спрос (рис. 5.5) и абсолютно эластичный спрос (рис. 5.6).

Эластичным называется спрос, когда незначительные изменения цены вызывают значительные изменения в объеме спроса, а коэффициент эластичности (ЕР > 1) больше единицы.

График эластичного спроса (рис. 5.2) представляет собой пологую кривую, в то время как график неэластичного спроса (рис. 5.3) демонстрирует высокую степень крутизны, а кривая с единичной эластичностью (рис. 5.4) предстает как изогнутая кривая. График кривой абсолютно неэластичного спроса (рис. 5.5) являет строго вертикальную линию, в то время как график абсолютно эластичного спроса (рис. 5.6) – абсолютно горизонтальная прямая.

Источник

Эластичность спроса

Понятие эластичности связано со спросом на товары в зависимости от их цены. Мерой такого измерения служит коэффициент эластичности спроса. А.Маршалл, развивший эту тему, писал в своих «Принципах экономической науки», что «эластичность (responsiveness) может быть большей или меньшей в зависимости от того, сильнее или слабее возрастает приобретаемое количество товаров при данном снижении цен и в большей или меньшей степени падает при данном повышении цен».

Эластичность спроса определяется как отношение между процентной величиной изменений запрашиваемого количества товара и величиной колебаний цен.

Читайте также:  Сколько стоит построить коммерческое здание

где — эластичность спроса по цене; — изменение объема спроса, %; — изменение цены, %.

Форма кривой спроса может быть различной в зависимости от характера потребности в данном товаре. Существуют товары низкой эластичности, спрос на которые стабилен, и товары высокой эластичности, спрос на которые резко меняется при изменении цены.

Если, например, повышению цены на 1% соответствует снижение спроса более, чем на 1%, то говорят, что спрос эластичен (коэффициент эластичности больше 1); если повышению цены на 1% соответствует понижение спроса на 1%, то спрос нейтрален (коэффициент эластичности равен 1); если повышение цены на 1% влечет за собой понижение спроса менее, чем на 1%, то спрос неэластичен (коэффициент эластичности находится в интервале от 0 до 1). Существуют различные варианты проявления эластичности (рис.4).

Знак эластичности будет отрицательным, когда цена и объем продукции изменяются в противоположных направлениях.


Рис.4. Графики эластичности спроса

Спрос на любой товар зависит не только от его цены, но и от уровня цен на другие товары. Для учета влияния сопутствующих и заменяющих товаров используют перекрестные коэффициенты эластичности, показывающие, на сколько процентов изменяется спрос на другой товар при условии, что остальные цены и доходы потребителей остаются прежними.

где — изменение объема спроса на благо В; QВ— объем спроса блага В; — изменение цены блага А; РА— цена блага А.

Перекрестная эластичность спроса показывает тенденцию покупателей к перемещению своего спроса от одного товара к другому в том случае, если цена на первый из них сильно меняется. Если , то блага взаимозаменяемые, если — взаимодополняемые.

Ценовая неэластичность товара означает, что изменение цен не вызывает значительных изменений в объеме продаж. Эффект изменения цен на неэластичном рынке проявляется в двух формах: при снижении цены теряется часть прибыли; при увеличении цены резко вырастает объем продаж и прибыли.

В современной экономической науке используется также показатель эластичности спроса относительно дохода.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Положение производителей на рынке не является постоянным и одинаковым (масса предлагаемого товара, различные издержки производства, количество затраченного труда и т.д.). Однако все они стремятся максимизировать свой доход, т.е. получить самую высокую цену.

Рис.5. Кривая предложения

— цены факторов производства;

— ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;

— размер налогов и т.д.

Предложение является функцией всех этих факторов. QS=F(f1,f2. fn)

Читайте также:  Как построить систему управления процессами в вашей компании

Зависимость предложения от влияющих на него факторов называется функцией предложения.

Форма кривой предложения товара обусловлена во многом технологией его производства, доступностью ресурсов, используемых при изготовлении данного товара. Если мобильность производства и используемых в нем ресурсов высока, то кривая предложения имеет более пологий вид, т.е. незначительное изменение цен означает существенное увеличение предложения товара. Когда же увеличение производства требует больших затрат ресурсов, кривая предложения более крутая.

Кривая предложения строится при соблюдении ряда условий:

— цены на товары-заменители установлены;

Если условия постоянны, то изменение цены означает движение вдоль кривой предложения.

Степень реакции предложения на колебания цен измеряется эластичностью предложения, которая представляет собою отношение изменения предложения в процентах к процентной величине колебания цен.

Где — эластичность предложения по цене; — изменение объема предложения, %; — изменение цены, %.

Поскольку изменение объема предлагаемого товара и цен происходит в одном направлении, эластичность предложения всегда позитивна.

Различают пять вариантов эластичности предложения (см. Рис.6).

Рис.6. Графики эластичности спроса

Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают ряд периодов:

— кратчайший (все факторы постоянны);

— краткосрочный (отдельные факторы переменны);

— долгосрочный (все факторы переменны).

Эта периодизация была предложена А.Маршаллом для анализа предложения. Рассматривая категорию спроса и предложения, можно заметить, что спрос более подвижен во времени, чем предложение. Это вызвано тем, что спрос в большинстве случаев сразу сокращается при существенном повышении цен. Напротив, рост цены является лишь первым сигналом для производителей расширить мощности, вовлечь в производство дополнительные ресурсы и на этой основе увеличить предложение товара.

На рынке конкретное соотношение спроса и предложения зависит от размеров запасов товаров, динамики цен на них и денежных доходов населения, организации торговли, рекламы и других факторов. Оно может представлять три возможных варианта. Один из них характеризуется превышением предложения товара над спросом покупателя. Такой случай может быть результатом не только излишнего производства товара, но и непомерного вздувания цен на товары невысокого качества, дефицита денег у населения и других обстоятельств.

Второй вариант отличается от первого превышением спроса над предложением товара. В этом случае имеет место неудовлетворенный спрос, товарный дефицит. Рынок реагирует на дефицит прямым или скрытым ростом цен. Выходом из этой ситуации могут быть увеличение производства товаров, пользующихся спросом, повышение цен и уменьшение роста денежных доходов населения.

Источник

Adblock
detector