Построить графики целых рациональных функций степени выше второй
Как создать собственный онлайн-ресурс за 3 недели
самоучитель для преподавателей
Психологическое тестирование
Дистанционные школы БГУ
Образовательные ресурсы факультетов |
УМС БГУ: УПРАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Календарь
December 2020
|
Установлены новые плагины:
Формат курса — темы кнопками, попробуйте!
Платформа для разработки и использования образовательных онлайн-ресурсов БГУ
на базе LMS MOODLE 3.6.2+ — самой новой версии.
© Белорусский государственный университет. Адрес: пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Республика Беларусь
Источник
Исследовать функцию вида
и построить её график по общей схеме.
Общее исследование функций и построение графиков выполняют по следующей схеме:
Задайте числовые параметры Вашего варианта и нажмите кнопку «Ввод.»
Показатели степени n и m должны быть целыми положительными однозначными числами. Коэффициенты a, b, c, d могут принимать любые целые значения из промежутка [-99,99]. Если перед дробью стоит знак «−», отнесите его к числителю. Не увлекайтесь слишком большими и малыми значениями коэффициентов. Помните о том, что «бесконечность» не поместится на экране.
a = b = c = d =
n = m =
Применим эту схему для функции
2. Функция нечётна, т.к. ,
следовательно её график будет симметричен относительно начала координат, поэтому достаточно исследовать функцию в промежутке [0; +∞).
3. Функция непрерывна внутри своей области определения. Краевые точки интересующей части области определения исследуем одновременно с поиском асимптот.
4. Вычисляем пределы слева и справа от точки разрыва области определения (x = 2)
Следовательно прямая x = 2 является вертикальной асимптотой. А разрыв функции в точке x = 2 является разрывом второго рода.
Вычисляем предел функции на бесконечности
На основании этого результата делаем вывод о том, что горизонтальных асимптот у функции нет, но могут быть наклонные. Для поиска наклонной асимптоты вычисляем следующие пределы
и
.
Итак, кривая имеет наклонную асимптоту y = 2x, причём
Последнее означает, что при x > 2 график функции будет расположен выше прямой y = 2x, а при x √3 _ ≈ 3,46 и в точке x = 2 обращается в бесконечность. Знаки производной на участках между этими характерными точками позволяют выявить характер монотонности функции. Вычислим значения функции в точках x1 и x2. ,
.
6. Характер выпуклости графика функции определяется на основе анализа её второй производной. Вычислим .
Вторая производная обращается в ноль в точке x = 0 и в бесконечность при x = 2. Интервалы выпуклости графика определяются знаками второй производной на участках между этими точками.
7. Для определения точек пересечения графика функции с осью Ox необходимо решить уравнение ,
а для определения точек пересечения с осью Oy вычислить .
В данном случае график пересекает оси в единственной точке (0;0).
Для удобства и наглядности исследования составим следующую таблицу, в которой все интересующие нас точки расположим в порядке возрастания. В строках y’ и y» проставляем значения производных в точках или их знаки на промежутках. Последние определяем по любой точке из промежутка, для которой легче произвести вычисления. В строке делаем отметки о своих выводах.
x | (0;2) | 2 | (2;2 √3 _ ) | 2 √3 _ ≈ 3,5 | 2( √3 _ ;+∞) | |
y’ | − | ∞ | − | + | ||
y» | − | ∞ | + | + | ||
y | ∞ | 6 √3 _ ≈ 10,4 |
Используя результаты исследования, строим график: оси координат, аcимптоты, характерные точки, затем, ориентируясь на отметки последней строки таблицы, – кривую в области положительных x. Кривую в области отрицательных x строим симметрично относительно начала координат.
Источник
Урок-практикум по теме «Построение графика дробно-линейной функции»
Разделы: Математика
I. Класс разбивается на группы по 4 человека так, чтобы в каждой группе был консультант и трое учащихся с разным уровнем усвоения знаний.
II. Выполнение домашней работы проверяет консультант группы.
III. Фронтальный опрос производится по вопросам:
1. Что такое дробно – линейная функция?
2. Что является графиком этой функции?
3. Какие преобразования графиков вы изучали?
4. Как определяются асимптоты?
IV. Каждая группа получает задание:
1. Определить, какая из функций является дробно – линейной (в дальнейшем ДЛФ)?
2. Выделить целую часть из ДЛФ, которую вы определили.
3. Построить график этой ДЛФ, используя соответствующую последовательность преобразований графиков.
Задание № 1 для первой группы. Задание № 1 для второй группы.
Каждая группа записывает результаты на доске и демонстрирует чертёж графика, который соответствует данной функции. (Учитель имеет ранее подготовленные чертежи этих ДЛФ).
|
Задание № 2. построить график ДЛФ, используя асимптоты и контрольные точки.
Задание для первой группы – это ДЛФ из задания № 1 для второй группы: у = .
Задание для второй группы – это ДЛФ задания № 1 для первой группы: у = .
Выполнив задание, каждая группа проверяет верность построения графика ДЛФ по чертежу графика на доске.
Итогом обсуждения полученных результатов является вывод:
1. График любой дробно – линейной функции есть гипербола.
2. Построить график ДЛФ можно:
1) выделяя целую часть из ДЛФ и осуществляя соответствующую последовательность преобразований графиков;
2) применяя практические приёмы построения гиперболы: использование асимптот, контрольных точек и учёт симметрии графика относительно точки пересечения асимптот.
V. Рефлексия на уроке осуществляется в ходе выполнения задания:
Установите, какой график соответствует данной функции:
Вариант 1. | Вариант 2. |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. |
VI. Подведение итогов урока. Задание на дом.
Учитель. На уроке вы строили графики ДЛФ – параболы, применяя различные приёмы: деление многочлена на многочлен разными способами, поиск асимптот, использование контрольных точек, учёт симметрии графика. Дробно – линейная функция является рациональной и представляет собой частное двух линейных функций – многочленов первой степени.
Дома постройте графики функций, являющихся частными двух многочленов степени первой и выше первой. Это более сложные графики, но для их построения достаточно применить приёмы, с которыми вы уже знакомы.
1.
2.
3.
4.
5.
Источник