Меню

Построить в масштабе схему полей допусков

Схемы расположения полей допусков

Допуск посадки.

Допуск посадки с зазором TS — это разность между наибольшим и наименьшим допускаемы­ми зазорами. В посадке с натягом допуск натяга TN рассматривается как разность между наибольшим и наи­меньшим допускаемыми натягами:

Рисунок 2 — TS = Smax — Smin

В переходных посадках, где возможен как зазор, так и натяг, допуск посадки равен сумме наибольшего натяга и наи­большего зазора, взятых по абсолютному значению,

Рисунок 3 — TSN = Smax + Nmax

Для всех типов посадок допуск посадки численно равен сумме допусков отверстия и вала, то есть

Рисунок 4 — TS(TN) = TD + Td

Рисунок 5 — Схема расположения поля допуска

Поле допуска — это интервал значений размеров, ограниченный наибольшим и наименьшим предельными размерами, равный величине допуска и определяемый его положением относительно номинального размера. При графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии.

Для сопряжений строятся схемы расположения полей допусков сопрягаемых деталей.

Рисунок 20 — Схема расположения полей допусков посадки с зазором, натягом и переходной посадки в системе отверстия

Построение схем позволяет наглядно определить характер сопряжения.

Источник

Черчение

Схематическое графическое изображение полей допусков

В технической документации широкое распространение нашло условное схематическое графическое изображение полей допусков деталей. Обусловлено это многими причинами. При обычных масштабах, в которых выполняют чер­тежи деталей или сборочных единиц, трудно показать зрительно различимыми допуски и отклонения, так как они очень малы. Достаточно сказать, что во мно­гих случаях Допуски и отклонения не вышли бы за пределы толщины линии карандаша. Вместе с тем в практической работе конструктора часто возникает необходимость в наглядном изображении полей допусков и отклонений соеди­няемых деталей. С этой целью изображения допусков и отклонений даются в виде заштрихованных прямоугольников, выполненных в значительно боль­шем масштабе по сравнению с масштабами самого чертежа. Каждый такой пря­моугольник имитирует собой поле допуска отверстия и поле допуска вала.

Построение полей допусков. Указанное изображение строят следующим образом. Вначале проводят нулевую линию, которая соответствует номинальному размеру и служит началом отсчета отклонений размеров.

При горизонтальном расположении нулевой линии положительные от­клонения откладывают вверх от нее, а отрицательные — вниз. Далее отме­чают величины верхнего и нижнего отклонений отверстия и вала и от них проводят горизонтальные линии произвольной длины, которые соединяют вертикальными прямыми. Полученное в виде прямоугольника поле допус­ка заштриховывают (поле допуска отверстия и поле допуска вала, как и смежные детали, заштриховываются в разные стороны). Подобная схема дает возможность непосредственно определить величину зазоров, предель­ных размеров, допусков, натягов.

Читайте также:  Играть в игры для девочек построй свой дом

Наглядные изображения трех групп посадок и соответствующие им схематические изображения расположения полей допусков показаны на рис. 119.

Покажем на примере (рис. 120), как строятся графические изображения полей допусков. Проводим горизонтальную нулевую линию, перпендику­лярную к ней — вертикальную, а на ней — шкалу. Выбираем масштаб: од­но деление соответствует отклонению 10 мк. Строим поле допуска отвер­стия: например, проводим одну горизонтальную линию на уровне — 30 мкм (верхнее отклонение) от оси; нижнее отклонение равно нулю; следователь­но, вторая горизонтальная линия совпадает с нулевой. Соединяем эти ли­нии, получаем поле допуска. Наносим наибольший Dmax и наименьший Dmin предельные размеры и обозначаем допуск отверстия — ТD.

Аналогично строим поле допуска вала, проводя горизонтальные линии на уровне 30 мкм (верхнее отклонение) и 60 мкм (нижнее отклонение). От­мечаем наибольший зазор Smax (он равен расстоянию от верхнего отклоне­ния отверстия до нижнего отклонения вала), наименьший зазор Smin (расстояние от нижнего отклонения отверстия до верхнего отклонения вала) и обозначаем допуск вала — Тd. Из схемы видно, что Smax = 90 мкм, Smin = 30 мкм. Таким образом, допуск зазора Т = Smax— Smin = 90 — 60 мкм.

Источник

Построение полей допусков. Пример выполнения задания

Для Æ30 мм IT6 вычертить в масштабе схемы расположения полей допусков отверстий и валов, образующих посадки и рассчитать параметры гладких соединений в системе вала.

На схемах расположения полей допусков указать:

— стандартные обозначения полей допусков отверстий и валов по СТ СЭВ 144 – 75;

— границы посадок с зазором, переходных и посадок с натягом.

2.1.1. По таблице СТ СЭВ 144 – 75 устанавливаются рекомендуемые посадки в 6-м квалитете для системы отверстия.

Читайте также:  Как построить дом в ленобласти

2.1.2. По СТ СЭВ 145-75 устанавливаются числовые значения допусков 5-го и 6-го квалитетов для размера 30 мм.

IT5 = 9 мкм; IT6 = 13 мкм.

2.1.3. Определение отклонений основного отверстия Æ30 Н6.

Основное – нижнее отклонение ЕI = 0.

Второе – верхнее отклонение ES = EI + IT6 = 0 + 13 = + 13 мкм.

2.1.4. Определение отклонений валов размером Æ30 мм f6; g6; h5; js5; k5; m5; n5; p5; r5; s5.

По СТ СЭВ 145-75 устанавливаются значения основных отклонений и по допускам определяемых квалитетами устанавливаются вторые отклонения.

es = – 20 мкм; ei = es – IT6 = – 20 – 13 = – 33 мкм.

es = – 7 мкм; ei = es – IT6 = – 7 – 13 = – 20 мкм.

es = 0; ei = es – IT6 = 0 – 9 мкм.

Для Æ30 js5 (основных отклонений не имеет)

es = + мкм;

ei = – мкм.

Для Æ30 к5. Для всех валов от “к” до “zc” основным отклонением будет нижнее отклонение ei

ei = +2 мкм; es = ei + IT5 = + 2 + 9 = + 11 мкм.

ei = +8 мкм; es = ei + IT5 = + 8 + 9 = + 17 мкм.

ei = +15 мкм; es = ei + IT5 = + 15 + 9 = + 24 мкм.

ei = +22 мкм; es = ei + IT5 = + 22 + 9 = + 31 мкм.

ei = +28 мкм; es = ei + IT5 = + 28 + 9 = + 37 мкм.

ei = +35 мкм; es = ei + IT5 = + 35 + 9 = + 44 мкм.

2.1.5. По найденным отклонениям отверстий и валов вычерчивается в масштабе на плотной чертежной бумаге формата А4 (297 × 211 мм) схема расположения полей допусков посадок в системе отверстия (лист 1).

2.1.6. По таблице СТ СЭВ 144 – 75 устанавливаются рекомендуемые посадки 6-го квалитета в системе вала.

2.1.7. По СТ СЭВ 145 – 75 устанавливаются числовые значения допусков 7-го и 8-го квалитетов для номинального размера Æ30.

IT7 = 21 мкм; JT8 = 33 мкм.

2.1.8. Определение отклонений основного вала Æ30 h6.

Основное отклонение – верхнее es = 0.

2.1.9. Определение отклонений отверстий размером Æ30 мм D8; E8; F7; F8; G7; H7; Js7; K7; M7; N7; P7; R7; S7; T7.

По СТ СЭВ 145 – 75 устанавливаются значения основных отклонений и по допускам, определяемым квалитетами, устанавливаются вторые отклонения.

Читайте также:  Как по тангенсу построить угол

EI = + 65 мкм; ES = EI + IT8 = + 65 + 33 = + 95 мкм.

EI = + 40 мкм; ES = EI + IT8 = + 40 + 33 = + 73 мкм.

EI = + 20 мкм; ES = EI + IT7 = + 20 + 21 = + 41 мкм.

EI = + 20 мкм; ES = EI + IT8 = + 20 + 33 = + 53 мкм.

EI = + 7 мкм; ES = EI + IT7 = + 7 + 21 = + 28 мкм.

EI = 0, ES = EI + IT7 = 0 + 21 = + 21 мкм.

Для Æ30 Js7 (основных отклонений не имеет)

EI = – мкм;

ES = + мкм.

Для Æ30 К7. Для всех отверстий от “K” до “ZC” основным отклонением будет верхнее ES. Для отклонений отверстий размером свыше 3 мм J, К, М и N с допуском до IT8 включительно и отклонений P – ZC до IT7 включительно установлено специальное правило:

где Δ = ITn – ITn-1 – разность между допуском рассматриваемого квалитета и допуском ближайшего точного квалитета. Уже рассчитанные значения поправки Δ можно найти в приложении 3 СТ СЭВ 144 – 75.

ES = – 2 + Δ. По приложению 3 значение Δ для 7-го квалитета Æ30 мм равно + 8.

Следовательно ES = – 2 + 8 = + 6 мкм.

ES = – 8 + Δ = – 8 + 8 = 0;

EI = ES – IT7 = 0 – 21 = – 21 мкм.

ES = – 15 + Δ = – 15 + 8 = – 7 мкм;

EI = ES – IT7 = – 7 – 21 = – 28 мкм.

ES = – 22 + Δ = – 22 + 8 = – 14 мкм;

EI = ES – IT7 = – 14 – 21 = – 35 мкм.

ES = – 28 + Δ = – 28 + 8 = – 20 мкм;

EI = ES – IT7 = – 20 – 21 = – 41 мкм.

ES = – 35 + Δ = – 35 + 8 = – 27 мкм;

EI = ES – IT7 = – 27 – 21 = – 48 мкм.

ES = – 41 + Δ = – 41 + 8 = – 33 мкм;

EI = ES – IT7 = – 33 – 21 = – 54 мкм.

2.1.10. По найденным отклонениям вала и отверстий вычерчивается в масштабе на плотной чертежной бумаге формата А4 (297 × 211 мм) схема расположения полей допусков посадок в системе вала (лист 2).

Источник

Adblock
detector