Построить все большие терции в тональности ля мажор
Этот тренажер даст возможность потренироваться в построении увеличенных и уменьшенных интервалов
Интервалы в натуральном мажоре и миноре (диатонические интервалы)
На ступенях натурального мажора интервалы располагаются следующим образом:
Натуральный мажор содержит 5 больших и 2 малые секунды. Малые секунды расположены на III и VII ступенях. Большие терции расположены на главных ступенях мажора. На остальных ступенях малые терции. На IV ступени мажора расположена увеличенная кварта. На VII ступени – ее обращение уменьшенная квинта. На остальных ступенях – чистые кварты и квинты.
Большие септимы расположены на I и IV ступенях. На всех остальных ступенях находятся малые септимы.
На ступенях натурального минора интервалы располагаются следующим образом:
Задание 5.3
1. Определите тональности, которым может принадлежать интервал. Разрешить интервал в каждой тональности
2. Определите натуральный мажор и минор, которым могут принадлежать данные тритоны. Разрешите их:
4. Постройте от данного звука интервал, определите тональности, которым он может принадлежать, и разрешите его:
Источник
40. Секунды в мажорном ладу
В мажорном ладу образуются следующие секунды:
Большие секунды в тональности ДО мажор:
Малые секунды в тональности ДО мажор:
41. Большая и малая терции
Большая терция вверх от звука ДО: ДО-МИ; малая терция вверх от звука ДО: ДО-МИ-бемоль.
Большая терция вниз от звука ДО: ДО-ЛЯ-бемоль; малая терция вниз от звука ДО: ДО-ЛЯ.
42. Терции в мажорном ладу
В мажорном ладу образуются следующие терции:
Большие терции в тональности ДО мажор:
Малые терции в тональности ДО мажор:
43. Мажорное и минорное трезвучия
Трезвучием называется аккорд из трех звуков, расположенных по терциям.
Если нижняя терция в трезвучии большая, а верхняя малая, то оно называется мажорным или большим.
Если нижняя терция в трезвучии малая, а верхняя большая, то оно называется минорным или малым.
Мажорное трезвучие от звука ДО:
Минорное трезвучие от звука ЛЯ:
44. Чистые квинты в мажорном ладу
Чистая квинта в тоническом трезвучии ДО мажора:
Чистые квинты в ДО мажоре:
45. Чистые кварты в мажорном ладу
Чистая кварта в тоническом трезвучии ДО мажора:
Чистые кварты в ДО мажоре:
46. Тональность СИ-бемоль мажор
Ключевые знаки в тональности СИ-бемоль мажор:
Гамма СИ-бемоль мажор и ее ступени:
Тоническое трезвучие в СИ-бемоль мажоре:
Неустойчивые звуки с разрешением в СИ-бемоль мажоре:
47. Тональность СОЛЬ минор
Ключевые знаки в тональности СОЛЬ минор:
Гамма СОЛЬ минор натуральная и ее ступени:
Гамма СОЛЬ минор гармоническая:
Гамма СОЛЬ минор мелодическая:
Тоническое трезвучие в СОЛЬ миноре:
Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом СОЛЬ миноре:
48. Тритоны в мажорном ладу
Уменьшенная квинта в ДО мажоре:
Разрешение увеличенной кварты в ДО мажоре:
Разрешение уменьшенной квинты в ДО мажоре:
49. Секунды в гармоническом миноре
В гармоническом миноре образуются следующие секунды:
Секунды в гармоническом ЛЯ миноре:
Разрешение увеличенной секунды в ЛЯ миноре:
50. Терции в гармоническом миноре
В гармоническом миноре образуются следующие терции:
Терции в гармоническом ЛЯ миноре:
51. Главные трезвучия мажора и гармонического минора
Главные трезвучия в тональности ДО мажор:
Главные трезвучия в тональности ЛЯ минор (гармонический):
52. Названия нижнего, среднего и верхнего звуков трезвучия
Звуки, из которых складывается трезвучие, имеют особые названия.
Название нижнего звука трезвучия- основной тон, или прима.
В трезвучии ДО-МИ-СОЛЬ это звук ДО.
53. Шестнадцатые (имеют по два ребра или по два хвоста)
Длительности, которые исполняются в два раза быстрее, чем восьмые, называются шестнадцатыми. На одну четверть приходятся четыре шестнадцатых.
Ритмические группы с шестнадцатыми:
54. Пунктирный ритм с шестнадцатыми
55. Тональность ЛЯ мажор
Ключевые знаки в ЛЯ мажоре:
Гамма ЛЯ мажор и ее ступени:
Неустойчивые звуки с разрешением в ЛЯ мажоре:
56. Тональность ФА-диез минор
Звуки, из которых состоит ФА-диез минор натуральный:
Ключевые знаки в тональности ФА-диез минор:
Гамма ФА-диез минор натуральная и ее ступени:
Гамма ФА-диез минор гармоническая и ее ступени:
Гамма ФА-диез минор мелодическая и ее ступени:
Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом ФА-диез миноре:
57. Тональность МИ-бемоль мажор
Ключевые знаки в тональности МИ-бемоль мажор:
Гамма МИ-бемоль мажор и ее ступени:
Неустойчивые звуки с разрешением в ЛЯ мажоре:
58. Тональность ДО минор
Звуки, из которых состоит ДО минор натуральный:
Ключевые знаки в тональности ДО минор:
Гамма ДО минор натуральная и ее ступени:
Гамма ДО минор гармоническая и ее ступени:
Гамма ФА-диез минор мелодическая и ее ступени:
Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом ДО миноре:
59. Большие и малые сексты.
Большая секста от звука ДО вниз:
60. Сексты в мажорном ладу
В мажорном ладу образуются следующие сексты:
Сексты в тональности ДО мажор:
61. Обращения трезвучий
Обращением трезвучия называется такой вид трезвучия, в котором нижним звуком является терция или квинта основного трезвучия.
Обращения главных трезвучий в гармоническом ЛЯ миноре:
62. Большие и малые септимы
Большая септима от звука ДО вверх:
Малая септима от звука ДО вверх:
Большая септима от звука ДО вниз:
Малая септима от звука ДО вниз:
63. Септимы в мажорном ладу
В мажорном ладу образуются следующие септимы:
Септимы в тональности ДО мажор:
64. Обращения интервалов
Обращением интервалов называется перемещение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. В результате получается другой интервал, который вместе с первоначальным составляет октаву.
Изменения вида интервала при обращении:
Источник
Строим мажорные и минорные трезвучия на пианино
Как показывает опыт, для многих начинающих пианистов особую сложность представляет построение каких-либо аккордов, основные из которых – трезвучия. А ведь именно на трезвучиях строится аккомпанемент к любой композиции. Вот и расскажу я вам как строить минорные и мажорные трезвучия
Но сначала про интервалы
Есть такое понятие – интервал, буквально означающее «расстояние» или «промежуток». Ну да, вспомните на автобусных остановках «Интервал движения 5 минут». Вот в музыке под словом «интервал» тоже подразумевается расстояние от одного звука до другого. Простых интервалов – 8. Я не буду сейчас затрагивать все и углубляться в дебри теории музыки, а расскажу только про те, которые нам нужны для построения наших трезвучий.
Итак, нам нужны терции, интервал, включающий в себя три ступени. А если сказать проще – терция – это нотка через одну. Помните звукоряд?
до ре ми фа соль ля си до ре ми фа соль ля си до …… и т. д.
Пока просто, не так ли? Но вот в чем оказия – есть еще черные клавиши, и они тоже участвуют в построении интервалов и аккордов. Называются диезами или бемолями. Ниже две терции от ноты «до»
Обратите внимание – оба интервала называются терциями, потому что оба содержат три ступени (до, ре, ми или ноты через одну – до-ми), а различаются они только знаком. Большая терция – «до-ми», а малая – «до-ми бемоль». Поиграйте их на пианино, послушайте и попытайтесь найти отличия в звучании. А чтобы отличить визуально, посчитайте внутри клавиши – и черные и белые. Внутри большой терции вмещаются три клавиши. Не верите? На рисунок посмотрите внимательно. А внутри малой терции – две.
Для примера дам вам еще пару терций.
Вот и все отличие большой и малой терции. В музыкальных школах учат считать полутона – большая терция содержит 2 тона, а малая – полтора. Как показывает многолетний опыт, куда проще посчитать клавиши внутри и определить, какая эта терция.
Итак, чтобы построить терцию, надо:
Когда вы научитесь строить терции, вам не составит труда построить любое трезвучие. Почему? А потому, что трезвучие состоит из двух терций.
Строим мажорное трезвучие
Мажорное трезвучие строится по формуле – сначала большая терция, а затем – малая.
Мажорное трезвучие от ноты ДО
Для примера возьмем трезвучие от ноты до и начинаем его изучать. Сначала от до построили терцию «До-ми», посчитали внутри клавиши, их три (до диез, ре, ре диез), значит терция большая. Но «до-ми» – еще не трезвучие, теперь надо от ми построить малую терцию – «ми-соль». Посчитали внутри клавиши – их две (фа, фа диез). То есть, трезвучие которое мы построили от ноты «до» является мажорным, потому что сначала была большая терция, а потом – малая.
Строим минорное трезвучие
Допустим нам надо построить от той же «до» минорное трезвучие. Чтобы вы долго не мучились, скажу сразу – крайние ноты трогать не будем, то есть «до» и «соль» оставляем на месте. А вот ноту «ми» надо изменить. Это будет выглядеть так.
Минорное трезвучие от ноты ДО
Давайте проанализируем. До – ми бемоль – терция малая, потому что внутри вмещаются две клавиши (до диез, ре). А ми бемоль – соль – терция большая, потому что внутри три клавиши (ми, фа, фа диез).
Поиграйте оба трезвучия – и мажорное и минорное, чтобы вы умели их отличать на слух. Ну а в видео уроке я расскажу то, что вы сейчас прочитали – как строить большие и малые терции и мажорные и минорные трезвучия. Ведь это – основа любого аккомпанемента.
Источник