Меню

Согласно тексту lxx в египте евреи построили города

Библия, изложенная для семейного чтения Исход израильтян из Египта

«Господь же шел перед ними (сынами израилевыми) днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы им идти днем и ночью». Между тем в Египте на фараона и на приближенных его нашло раздумье: «Что это мы сделали? — говорили они, — зачем мы отпустили народ, который служил нам и работал для нас?» И решил фараон отправиться в погоню за евреями и принудить их возвратиться в Египет. «И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и все войско его, и настигли их, расположившихся у моря, при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном».

Страх напал на евреев при виде египтян, и малодушно стали они упрекать Моисея, что он вывел их из земли Египетской. «Лучше было бы нам оставаться в рабстве у Египтян, чем погибнуть теперь от рук их в пустыне», — говорили они. Моисей успокаивал их верой в путеводительство Божие, а сам с горячей молитвой прибегнул к Господу.

«И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше; Я же ожесточу сердце фараона и всех Египтян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его; и узнают все Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его.

И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом сынов Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в средину между станом Египетским и между станом сынов Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь.

И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону.

Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его».

Между тем, с трудом передвигались колеса тяжелых колесниц Египетских, и уже хотели отступить Египтяне, говоря: «Побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян».

В это время «сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их».

«И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу воде. Так потопил Господь Египтян среди моря. А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды были им стеною по правую и по левую сторону.

И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили:

Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. Господь муж брани, Иегова имя Ему. Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море.

Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень. Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага».

(Исх. 14, 12, 15—23, 25—27, 29, 31—32; 15, 1—6)

Мариам, сестра Ааронова и другие женщины с тимпанами в руках и ликованием также воспевали: «Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» (Исх. 15, 21).

Читайте также:  Когда построили башни близнецы в нью йорке

Вслед за тем двинулись дальше по пути своему евреи, но проходить им пришлось по знойной пустыне Сур, и уже три дня, как не было у них воды. Снова возроптал малодушный народ и осыпал упреками Моисея. Здесь снова Господь явил чудесную помощь народу своему, указав Моисею дерево, которое тот опустил в горькую воду источника Мерры и тем превратил ее в сладкую.

Отсюда начинаются испытания народа еврейского, которыми Господь поучал его и подготовлял во время долгого странствования в землю Ханаанскую, обетованную.

Дальше на пути своем евреи нашли в Елиме двенадцать источников воды и много финиковых деревьев, под тенью которых и расположились тут станом.

Между Елимом и Синаем снова подверглись они испытанию: прошло уже полтора месяца со времени выхода их из Египта; все съестные запасы у них истощились, и снова возроптали они на Моисея и на Аарона, когда напал на них страх умереть от голода в пустыне.

И опять напоминали Моисей и Аарон народу все благодеяния Божии, и ободряли надеждой, что Сам Бог сопутствует им и не оставит их, и вместе с тем угрожали им, что ропот их прогневает Бога и отвратит от них милость Его.

«И когда говорил Аарон ко всему обществу сынов Израилевых, то они оглянулись к пустыне, и вот, слава Господня явилась в облаке.

И сказал Господь Моисею, говоря: Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом — и узнаете, что Я Господь, Бог ваш.

Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу. И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же, как лепешка с медом. Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обитаемую, к пределам земли Ханаанской».

(Исх. 16, 10—15, 31, 35)

Манну эту нужно было собирать ежедневно, рано утром; выпадало же ее столько, сколько нужно было для каждого человека. Днем на солнце она таяла, и потому нельзя было делать из нее запасы. В шестой же день манна выпадала в двойном количестве, а в седьмой день ее вовсе не выпадало, так что, собрав ее накануне, народ не выходил от места своего и покоился в седьмой день, посвященный Богу.

Пройдя через пустыню Син, евреи расположились станом в Рефидиме, невдалеке от Синая. Здесь снова оказался у них недостаток в воде, и снова сильно возроптал народ, забывая о всех прежних чудесных благодеяниях, испытанных ими.

Тогда возопил Моисей к Богу вечному, прибежищу своему: «что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями».

Успокоенные в отношении насущной нужды — пропитания, евреи, продолжая странствование в землю обетованную, подвергались и иного рода испытаниям, которые должны были иметь для них воспитательное значение.

Так, пришлось им вынести теперь нападение встретившихся им на пути амаликитян, одного из самых древних и могущественных племен в Аравии.

Моисей обратился в этом случае к Иисусу, поручил ему избрать мужей сильных из народа, чтобы сразиться с амаликитянами, о себе же прибавил: «Завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей». Во время битвы с врагом своего народа Моисей действительно стоял вместе с Аароном и Ором на вершине холма и, наблюдая битву, совершал молитву.

«И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча.

Читайте также:  Как построить железную дверь в unturned

Источник

Исход 1 глава

Исход, Пятикнижие Моисея

1–7. Умножение потомков Иакова в Египте. 8–22. Угнетение их новым фараоном.

Исх.1:1. Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом отцом их, вошли каждый со всем домом своим:

Исх.1:2. Рувим, Симеон, Левий и Иуда,

Исх.1:3. Иссахар, Завулон и Вениамин,

Исх.1:4. Дан и Неффалим, Гад и Асир.

Исх.1:5. Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят пять, а Иосиф был [уже] в Египте.

Исх.1:6. И умер Иосиф и все братья его и весь род их;

Исх.1:7. а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та.

Исх. 1:7 О размножении евреев говорит и еврейское выражение «ваишрецу» – стали кишеть, подобно быстро размножающимся мелким животным (Быт 1.20), и ясно свидетельствует количество вышедших из Египта израильтян. Ко времени исхода патриархальная семья превратилась, по меньшей мере, в 2 000 000 человек. Из них 600 000 пеших мужчин, т. е. имеющих 20 лет и выше от роду (Чис 1.3-46), отмечены в 37 ст. 12 гл. кн. Исход (Исх.12:37); остальную цифру – 1 400 000 составляют жены и дети. Являясь прямым исполнением данного Иакову обещания (Быт 46.3), делом Божием (Пс 104.24), размножение евреев объясняется и чисто естественными причинами. Первое место среди них занимает необыкновенная производительность египетской природы, сообщавшаяся и жителям нильской долины. По свидетельству Плиния, Сенеки, Аристотеля, Страбона и других, египетские женщины рождали часто и помногу – по три, по четыре и по пяти детей. Мысль о влиянии египетской природы на размножение евреев высказана, между прочим, в греко-славянском переводе, употребляющем вместо подлинного выражения: «наполнилась ими земля», другое: «умно́жи же их земля», «ἐπλήθυνεν δὲ ἡ γῆ αὐτούς». Размножению евреев содействовали, как полагают, и браки с родственными семитическими племенами, издавна поселившимися на восточной границе Египта.

Исх.1:8. И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа,

На время размножения евреев падает изменение их общественного положения. Виновником этого является «новый царь». Почему он называется таким именем, по новым ли отношениям к евреям, или же по своему происхождению из новой сравнительно с прежней династии, сказать довольно трудно. Большинство экзегетов держится, впрочем, того взгляда, что фараон-гонитель (Тотмес III) происходил из туземной Египетской династии, свергнувшей иго пастушеского племени гиксов, во время господства которого переселился в Египет Иаков. Свою ненависть к прежним поработителям он перенес и на дружественных им евреев. Подтверждением справедливости подобного взгляда может служить то соображение, что фараону гиксу не было побуждений притеснять евреев. Наоборот, пришельцы гиксы естественно должны были искать поддержки в таких же, как и они, пришельцах-евреях. Новый царь «не знал Иосифа», – слыхал, может быть, об имени и делах, но не признавал его заслуг, как первого сановника при фараоне враждебной династии.

Исх.1:9. и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас;

Исх.1:10. перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей].

Опасения фараона, что евреи, и без того уже превосходящие своей численностью и силой (Пс 104.24) туземцев Гесема – египтян, при дальнейшем своем размножении легко могут уйти из Египта, имели для себя основание в поведении их же самих. Как видно из свидетельства 1 кн. Паралипоменон о поражении двух сыновей Ефрема жителями Гефа (1Пар 7.21) и о построении в Ханаане дочерью или внучкой того же Ефрема городов Беф-Орона и Уззен-Шееры (1Пар 7.24), евреи за время жизни в Египте поддерживали сношения с Палестиной, пытались утвердиться в ней. Это тяготение к земле своих предков говорило о том, что евреи не слились с коренным населением Египта, а потому при первой возможности, при обычной в то время войне на восточной границе, легко могут оставить чуждую им страну.

Читайте также:  Построить график степенной функции примеры

Исх.1:11. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов, и Он, иначе Илиополь.

Исх.1:12. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что Египтяне опасались сынов Израилевых.

Исх.1:13. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам

Исх.1:14. и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.

Исх. 1:11 Боязнь удаления из Египта целого племени, представлявшего даровую рабочую силу, вызвала целый ряд мер, направленных к ограничению размножения евреев: «перехитрим же его, придумаем коварные меры («накал», – (Пс 104.25), чтобы он не размножался». Действовать открытой силой было нельзя как в виду отсутствия благовидного предлога, так и из опасения силы евреев. Первой из мер были тяжкие работы (Втор 26.6, Пс 79.7), придуманные фараоном. В том расчете, что, изнурив евреев, сделав их физически слабыми, они остановят их дальнейшее размножение, так как физически слабый народ не может иметь большого потомства.

Исх.1:15. Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа,

Исх.1:16. и сказал [им]: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет.

Исх.1:17. Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых.

Выполнение второй меры – умерщвления еврейских младенцев мужского пола в момент их появления на свет поручается повивальным бабкам. По еврейскому тексту это были еврейки, в силу чего самая мера представляется странной и недостижимой, так как трудно допустить, чтобы еврейки стали умерщвлять детей своих соплеменниц. Чтение же LXX, которому следует русский перевод, а равно и свидетельство Иосифа Флавия – выражает мысль об их египетском происхождении. Справедливость подобного понимания подтверждается неудовлетворительностью производства имен Шифра и Фуа из еврейского языка и возможностью объяснения их из языка египетского. Шифра – «плодоносная», или по другому толкованию – «красивая»; Фуа – «рождающая дитя», «сияющая». Упоминание только о двух бабках объясняется тем, что лишь они одни были известны египетскому правительству.

Исх.1:18. Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых?

Исх.1:19. Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают.

Ответ повивальных бабок мог удовлетворить фараона ввиду, может быть, известных ему случаев необыкновенно легкого рождения детей арабскими женщинами.

Исх.1:20. За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался.

Исх.1:21. И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их.

Исх.1:22. Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых.

Невыполнимая в виду богобоязненности бабок вторая мера заменяется однородным с ней по цели приказанием бросать новорожденных мальчиков в реку. Выражение «в реку» (евр. «йеор») не содержит непременного указания на Нил, при каковом понимании новая мера представляется странной, так как в земле Гесем, где жили евреи, Нил не протекает. Еврейское «йеор» означает Нил с его рукавами (Исх 7.19, Исх 8.5, Ис 19.6), а иногда (Иез 29.3-5:9) и эти последние. И так как по указанию Страбона и новейшим изысканиям Бругша восточная часть Египта, в которой жили евреи, изобиловала каналами, то в них и бросались еврейские мальчики. Давая новое приказание «всему народу», фараон надеялся на его сочувствие в виду всеобщего страха пред размножением евреев (Исх 1.12).

Источник

Adblock
detector